Блоги

Кулебяка на миллиард

Никита с Андроном попросили у Родины миллиард. Эта новость на прошлой неделе облетела новостные сайты. Мол, так и так, знаменитые российские режиссеры решили создать сеть закусочных национального питания. Типа, видимо, точек по производству кулебяк, расстегаев да беляшиков. А на это попросили у государя миллиард.

Сразу оговорюсь, я люблю беляши. И пончики люблю. И против русских народных сочников ничего не имею. У меня вопрос только по поводу миллиарда. Почему из казны? Это же, я так понимаю, бизнес? А бизнес — это вроде как риск. Ставишь свои и надеешься на выигрыш. Братья Макдоналды ведь не просили у Трумэна бабок на открытие ресторана. Сами вложились, сами придумали, как выстоять в конкурентной борьбе, все, в общем, сами. Бургер Кинги, Старбаксы, Кофе бины, KFC – все как-то развивались благодаря собственным умам и сообразительности. Я вон читал, как Мак и Дик Макдоналды ползали по теннисному корту и мелом чертили на нем кухню: где что пришпандорить, чтобы персонал максимально быстро крутился. Сделали из ресторана столовку, ассортимент сократили, цены уменьшили – народ потянулся. Не прошло и 25 лет, как франшиза начала растекаться по миру. Что, у Михалковых нету теннисного корта, чтобы поползать? Так ведь есть. Может быть, конечно, у них нет мела. Понимаю, это проблема, но сколько же им нужно мела, чтобы просить на него миллиард?

Вообще, это очень интересно. Вот почему кругленькая булочка с плоской котлеткой стала популярна во всем мире, а наш пирожок с ливером нет? Почему их хот-дог едят всюду, а нашу сосиску в тесте — только в школьных столовых города Сызрани? Я понимаю, что словосочетание «сосиска в тесте» навевает мысли о сосиске в теще, а тещу даже с сосиской внутри есть неприятно, но, боюсь, дело не только в этом. Даже самобытные на всю голову японцы наводнили чизбургерами свою особенную страну. Причем это не помешало им нашпиговать всю планету своими рисово-рыбными фигульками. Едят чужое не в ущерб своему. Кто хочет, есть рыбу фугу, кто не хочет, лопает Биг-Мак. Везде на Земле есть французские булки, итальянские пасты, американские бургеры, пиццы и японские суши. Культура еды разных стран переливается по миру, а наших замечательных кулебяк почему-то никто не ест. Можно, конечно, предположить, что это заговор мировой закулисы против кулебяк, но мне почему-то так не кажется.

Спрос рождает предложение, а предложение побуждает к спросу. Проблема в том, чтобы хорошо и заманчиво предложить. Торговля, в конце концов, это тоже искусство. Люди же все больше и больше тянутся к чему-то экологически чистому. «Натуральные продукты», «Фармер маркеты», «Дачи». А что? Когда-то известный петрозаводский чудак Юрий Мороз сказал, что «Дача» – самый перспективный русский бренд. Дача! Продукты с грядки. Никакой химии. Все россияне копошатся на дачах и выращивают из земли самые помидористые помидоры на свете. Они выращивают самые червивые, а значит, и самые здоровые яблоки. Непрезентабельный вид плода, если его правильно подать, может обернуться не минусом, а плюсом. Кривой значит настоящий. В природе нет идеально прямых линий. Все ровное и гладкое – искусственно, а потому не полезно. Медленно, но упорно, по капельке заливаем в мозги населению эти мысли и придумываем эмблемы с логотипами. Бородач в лаптях тянет из земли репку. Корова в кокошнике протягивает стакан молока. Медведь в армяке приветливо улыбается над миской с пельменями. И тут-то годков эдак за 10-15 планету и должны окутать кулебяки с расстегаями. В общем, надо напрягаться, придумывать, рисковать, разоряться и начинать сначала.

В принципе, у нас уже есть «Рубли», «Теремки», «Картошка», «Чайная ложка», «Елки-палки», кругом все больше ларьков «Свежей выпечки». Общепит двигается в сторону национального да домотканого. Но это все риск. А можно, оказывается, и не рисковать. Можно просто попросить у царя денег. Даст – хорошо. Не даст – тоже неплохо. За спрос же не бьют. Если дело не выгорит, то сам ничего не потеряешь. И царь не потеряет. А казна — штука общая, то есть как бы и ничья. Общими деньгами рисковать не жалко. Странно только, что просьба эта исходила от одного из самых патриотичных патриотов страны. Мол, знаю, в стране кризис. Слышал об этом. Понимаю, что кому-то на жизнь не хватает. Но я же из патриотических целей прошу. Чтобы вдарить ватрушкой по бездорожью и завалить винегретом салатницы. На святое дело, в общем, просим мы с братом… Очень такое своеобычное представление о патриотизме.

P.S. А ведь наврал я. Один русский бренд все-таки известен повсюду. Есть один продукт, известный в мире не хуже немецкой колбаски и голландского сыра. И называется он Stolichnaya.

Срочные новости в нашем Telegram