Блоги

Мой ответ Медведеву: как простая учительница английского искала подработку

Уже прошла неделя, а я все никак не успокоюсь. Равно как и многие другие люди. Уж кто только не процитировал премьера нашего министра! Уж кто только не прокомментировал его перлы! Уж что только не предрекали ему! А ему все нипочем!

Все уже знают, что на форуме под интересным названием «Территория смысла» выступал премьер-министр с очень противоречивыми речами. И все бы ничего, если бы не цинизм слов его! Идите, говорит, все несогласные в бизнес! Идите, говорит, все мало зарабатывающие на подработки! Идите, говорит, и не просто идите… И о ком это все? Да все о тех же горе-бюджетниках! Об учителях. О преподавателях. О воспитателях. Я, говорит, тоже зарабатывал, как мог! Брал вот и проводил много лекций и семинаров! Вот такой я молодец! А вы чего там себе думали? Отучились в своих педуниверситетах и в сказку, думали, попали? Да для такой работы призвание нужно! Оно-то и есть смысл всей вашей жизни, а не эти тривиальные материальные блага! Не унижайтесь этим, мои образованные! Не надо! Все равно ничего не изменится! Так было всегда и так будет всегда! Страну охранять надобно! И это важнее! Ясно вам? А коль не ясно, подьте прочь из профессии!

Когда я пересматривала раз за разом это историческое выступление премьера, то становилась все более и более удивленной и какой-то обманутой, что ли. С первых слов премьера стало понятно, что ему уже эта тема поперек горла встала. Он сказал: «Меня часто об этом спрашивают…» Понимаете, его часто об этом спрашивают! Хватит уже об этом спрашивать! Спросите уже о чем-нибудь другом! Спросите, например, не о моих туфлях, айфонах, пиджаках и носках с галстуками, а про мои предпочтения в искусстве, например! Я ведь тоже человек, в конце концов! И вообще, если вам завидно, ищите себе работу с более большим окладом (и показал язык).

Ладно, проглотили и пошли дальше. Значит, современный энергичный педагог может найти себе неплохую подработку в случае, если его не устраивает его заработная плата. Да что вы говорите! А мы-то все живем на одну зарплату (как в старом кино, пророчество сбывается!). И вот живет каждый учитель и страдает. Куда же деть свой оклад? А у меня, например, он около 9 тысяч рублей! Наплюсуем дополнительные часы, классное руководство, северные надбавки и вуаля! Получается 22 тыщи. Получаю денежку на карточку два раза в месяц, примерно по половине. Ау, товарищ премьер-министр! Могу ли я с ребенком, даже не одна, прожить на 11 тысяч на протяжении двух недель? Конечно, нет. Утопия чистой воды.

Так вот я, не будь дурой, ищу другие источники дохода. Это как в известной уже фразе: сидишь, значит, на работе и думаешь, где бы денег заработать. Естественно, я нахожу дополнительный доход, но, простите, на это тоже необходимо время и силы. А вы еще покажите мне такого руководителя образовательного учреждения, который будет рад узнать, что его сотрудники подрабатывают денно и нощно, чтобы иметь квартиру, машину, покупать себе одежду, продукты и даже (о, бунтари!) ездить иногда по заграничным поездкам! Значит, данный представитель профессии не выкладывается по полной на своей работе. Значит, он забыл о своем гордом, но, будем откровенны, нищем призвании. Значит, наверное, он и работает так себе. Значит, наверное, надо на него навесить еще побольше бумажек, ответственности и всяческих мероприятий, которые потом пойдут в копилочку администрации (да не покарают меня высшие чины!).

После таких вот размышлений нашего премьера я решила узнать, а сколько же зарабатывают учителя в разных регионах нашей страны. Официально и неофициально, так сказать. Могут ли они жаловаться? Так вот, открываем сайт объявлений и находим вакансии учителей. Город Москва – начиная от 35 тысяч рублей в месяц, г. Санкт-Петербург – начиная от 25 тысяч, г. Екатеринбург – начиная от 25 тысяч, г. Астрахань – 10-20 тысяч, г. Сочи – 18-25 тысяч, г. Иркутск – от 15 тысяч. И так далее. Причем вакансий очень мало. Как всегда, требований от кандидата миллион, а плата за суперответственную работу ничтожная. По России заработные платы небольшие, только в Москве и Питере более достойные.

А вот оплата за репетиторство, второй уже стабильный доход педагогов, варьируется по стране. В Москве, поговаривают, один урок минимум от 500 рублей, а может, уже и больше. У нас – 250-300. Немного, но и немало. Сколько дают. У одной моей знакомой сын начальницы посещает репетитора по английскому языку за 3 тысячи за один урок. Это не в нашем городе, а в другом, гораздо крупнее. Богатые люди (тоже бюджетники, к слову, только не мы с вами, а те, что к небесам повыше) могут себе такое позволить. И лично я радуюсь такому вот состоянию дел. Этого ребенка одинаково научат и за 300 «деревянных», и за 500, и за 3000 рублей! Важно, что этот ребенок ходит к таким же «училкам», как многие из нас, только эти дипломированные специалисты работают не на государство, а на какую-нибудь Оксфорд Кэмбридж Кидз Скул. Нашего-то брата, может, и дурят, но свои же и очень красиво! И дипломчик этому ребенку яркий нарисуют! И значков на жилет подарят! И фотографию на почетное место повесят. Чего не сделаешь, чтобы духом элитарности прониклось все вокруг! А главное, родители!

Как известно, волка ноги кормят, так и нас, низшее сословие бюджетников. Прибежал с работы, выгрузил учебники, тетрадки, быстро поел, одновременно листая и просматривая какие-нибудь очередные методички, начал проверять то, что должен, и писать новые конспекты (без них ведь нельзя! И не важно, что у тебя есть книжка с уже готовым планированием. Дело не научить, как в армии, а задолбать). К вечеру ближе поехал по репетиторствам. В девятом часу вечера приполз домой, а тут ещё и конь не валялся!  Между всем этим делом нужно и с ребенком (а то не с одним) время провести, с семьей побыть, бытом заняться. А про себя, красивую и ненаглядную, вспомню завтра. А завтра все то же самое.

Парадокс заключается в том, что, как по Достоевскому, «ко всему-то подлец-человек привыкает». И все мои коллеги привыкнут или уже привыкли. Поговорят, поговорят и дальше идут в классы. Нет у них практически альтернативы! Какому работодателю очень нужна женщина с детьми? Никакому, а только государственному, причем теперь уже и не каждому! А это самый, между прочим, надежный работник, который будет цепляться за свое место во что бы то ни стало, потому что у нее есть дети, а значит, она не может рисковать. Вот она и пашет в школе, а потом еще бегает на подработках. Интересно, а Дмитрий Анатольич тоже прибегал со своих работ и подработок домой, где кидался варить борщ, стругать салаты и печь кулебяки? А потом ещё мыл полы, гладил, стирал, помогал делать уроки своим детям и оставался свежим, энергичным и привлекательным для своей жены? Если так, то, снимаю шляпу. Хотя мне кажется, что нет.

Так вот о подработке. Подрабатывать в бизнесе, я полагаю, многие учителя пытались. Не у многих это получилось. И я туда же тоже сунулась, где, оказалось, нужны финансы, время, дополнительные знания и так далее, а у тебя все тот же борщ, полы, белье и семья. Многие учителя, например, в летние каникулы моют полы, торгуют на рынках, собирают ягоды, занимаются предвыборной агитацией. Последний пункт очень даже интересный. Думается мне, что в этом году за партию Дмитрия Анатольевича не очень соберутся агитировать учителя. Тем более голосовать за нее. Будут учителя подрабатывать за другую партию.

Может, у кого-то создастся впечатление, что я жалуюсь на свою учительскую судьбину. Быть может. Но я совсем не боюсь работать. Я хочу работать! Я даже очень это дело люблю! Особенно по профессии. Мне очень нравится, что я могу подрабатывать и варьировать свой доход самостоятельно. Мне очень нравится делиться с детьми знаниями. Мне очень нравится видеть результат. Им самим это очень нравится. Главное желание всех моих причитаний (и не только моих) – не мешайте работать и зарабатывать. В нашей профессии понятия «работа» и «заработок» не совсем живут вместе. Так если премьер озвучил то, что говорить нельзя, но все это и так понимают, значит, освободите нас от мириад ненужных бумаг и бессмысленных мероприятий. Дайте возможность не просить и доставать вас своими проблемами, а самим их решать! Ведь так хочется, не поверите!

Следующее заявление премьера должно быть тогда такого типа: «Половину бумаг и отчетов учителям сокращаем, планирование в свободной форме и по желанию! Рабочие программы разработаны для всех стандартные, по желанию их можно дополнить. Патриотическим воспитанием занимается теперь отдельное министерство. (Министерство патриотического воспитания, а почему нет?) А вы, учителя, занимайтесь своими прямыми обязанностями, учите своему предмету, не занимаясь бумагомаранием. Конечно, зарплаты мы вам по-прежнему не обещаем, зато теперь масса новых бонусов. Так что мы вам упростили жизнь, упростите и вы ее нам. Мы создали вам условия для того, чтобы вы решали свои проблемы сами. Хватит жаловаться. Идите и работайте!» После таких слов и за партию проголосуют и приставать к государству меньше будут!

Хотя есть другой вариант событий. Потихоньку государственные образовательные учреждения станут частными. Всех пенсионеров попросят на заслуженный отдых, создав тем самым здоровую конкуренцию молодым и энергичным педагогам. Работа будет не менее напряженная, но нацеленная на результат (наконец-то!). Заработная плата будет официальная и не очень. Официальная заработная плата будет стремиться к МРОТу. Собственно, с нее-то и будет отчисляться налог в казну (ха-ха!). А в конвертике будет та самая денежка, о которой так давно мечтали педагоги (хотя, может, чуть поменьше). Внуки Дмитрия Анатольевича тоже пойдут в платную школу, а могли бы в государственную. Но это так, небольшая фантазия…

А если серьезно, то, конечно, очень мерзко осознавать то, что твоя профессия, одна из самых серьезных, одна из самых уважаемых в мире, одна из самых сложных, одна из самых благородных, одна из самых значительных, так недооценена в нашем государстве, в наших головах, в нашей реальности.

Срочные новости в нашем Telegram