Блоги

Ну и Брехт с вами

Третьекурсники карельского колледжа культуры поставили Брехта. Сборную солянку из разных пьес. Это у них была такая курсовая работа по режиссуре и актерскому мастерству. Каждый сам выбрал себе отрывок. Вроде как они не собирались объединять их никакой общей темой. Но как-то само получилось. Потому что, знаете ли, Брехт. А Брехт сегодня, за что ни схватись, страсть как актуален. Хоть запрещай его к чертям собачьим и никому не показывай.

Два года назад этого вредного немца в питерском театре «Ленсовета» поставил Юрий Бутусов. И поставил тоже с молодежью – со вчерашними выпускниками театральной академии. Я был на том на том спектакле, он много раз прерывался аплодисментами, и не потому, что актеры выделывали какие-то супертехничные антраша, а именно из-за своей кричащей актуальности. То есть со сцены по-честному звучал Брехт, весь текст был про сошедшую с ума от патриотического угара гитлеровскую Германию, но звучало почему-то оно так, словно говорилось там совсем про другую страну и совершенно про другое время.

И вот юные петрозаводские студенты тоже взялись за Брехта. Им так захотелось. Живые, энергичные и феноменально искренние подростки захотели показать людям Брехта. Не Шекспира, не Чехова, не Лопе де Вега взяли они для своей курсовой, не тонкости подтекста и не костюмированная театральность привлекли их, а политический театр Бертольда Брехта. Театр памфлета и прямого высказывания. Театр-протест, театр-вызов, театр-трибуна. И, кажется, такова тенденция сегодняшнего дня. Современный российский театр вновь, как это не раз уже бывало в истории, становится одной из основных площадок зреющего сопротивления.

Молодость всегда обостренно реагировала на несправедливость, на фальшь и фарисейство. То, к чему зрелость успела принюхаться и привыкнуть, молодость не приемлет и отторгает. Чацкий не может принять мир фамусовых. И это нормально. Отсюда и это количество подростков на митингах протеста. Отсюда и Брехт на сцене. Ведь дело не в том, что кто-то рассказал про особняки и виноградники «Димона», а в том, что у него эти особняки и виноградники есть.

Впрочем, дело даже не в этом. Ну есть у человека виноградник и лифт для машины. Ну заработал. Молодец. Зависть – разрушительное чувство. Но почему тогда «денег нет, но вы держитесь»? Почему они советуют нам затянуть пояса, но сами вообще пояса не затягивают? Почему они культивируют в нас ненависть к Западу, а сами держат там свои деньги и отправляют жить туда своих детей? Почему одни и те же законы для нас и для них действуют по-разному? Почему мы должны воспринимать войну на чужой земле как освободительную? Почему мы, работая, можем находиться за чертой бедности, но должны гордиться этим? При чем тут Навальный? Или они считают, что без Навального люди всего этого не заметят?

Впрочем, взрослые, может, и не заметят. Они принюхались и привыкли. Но дети-то еще не принюхались. В первом отрывке третьекурсники  колледжа культуры показали фрагмент из брехтовский инсценировки романа Горького «Мать». Того самого романа, который Ленин называл очень своевременной книгой. Про то, что так больше жить нельзя. Про демонстрации и листовки, про полицейских и задержания, про выход на улицы наших детей. А это Горький и Брехт. Это 100 лет назад. Это про то время, которое закончилось Великой Октябрьской социалистической революцией. То есть событием, которое с недавних пор у нас принято называть «майданом». Черт! Похоже. Что и роман Горького «Мать» с такими темпами скоро придется запретить.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram