Блоги

Озабоченные мамочки, или Почему ты не отдаешь Германа в школу?

На днях в моей новостной ленте в социальной сети я наткнулась на статью одной мамочки, которая называлась: «Почему ты не отдашь Германа в школу?» Имя в названии статьи я намеренно сейчас изменила, хотя претензию на значимость сохранила.

Мне стало интересно, а правда, почему же она не отправит-таки Германа в школу? Какие такие причины препятствуют этому действу? Чем же она обоснует? Раз человек так громко заявляет о своем мнении, значит, сто процентов должны быть определенные причины для этого.

И вот мама пишет, что в школу она своего сына отдавать не хочет по множеству причин. И пишет она это потому, что вопрос об образовании ее ребенка ей задают по несколько раз на дню все кому не лень. Так она хочет всем раз и навсегда объяснить свой выбор (нужно даже подчеркнуть, что выбор-то мамин, а не Германа!).

Сначала мама приводит цитату Эйнштейна о том, что «современные методы обучения чудом не удушили святую любознательность» детей. Меня сразу насторожил этот момент. О каких таких современных методах говорит товарищ Эйнштейн? О методах, при которых лично он учился? Так это уже, простите, век-то какой хотя бы?

Мама, как оказалось, психолог по образованию, говорит дальше, что именно школа убивает эту самую святую любознательность детей, потому что создает немыслимые и невозможные условия для обучения детей. Мама-психолог утверждает, что ребенок не может высидеть неподвижно 45 минут на уроке. Простите, а кто может? И кто их заставляет это делать? Тем более в начальной школе? Это раз. А во-вторых, давно уже внедрены здоровье сберегающие технологии, которые мы, учителя, учитываем. Ещё мама пишет, что ребенок должен учить только то, что ему интересно. И больше ничего кроме! Нельзя, говорит, навязывать то, что неинтересно, потому что когда это неинтересно – это невозможно, а когда это еще и заставляют делать – это невозможно вдвойне! Однако, позиция психолога. А мама знает про новые стандарты обучения? А мама знает, что мы бесконечно их заинтересовываем и лицедействуем?

А мама знает, что, согласно государственному стандарту образования, учитель должен создать такую проблемную ситуацию на уроке, которую этому ребенку захочется решить, создать ситуацию успеха, чтобы этот ребенок не чувствовал себя, пардоньте, дураком, найти-таки у ученика и отметить хоть малейший, но прогресс? Еще мама переживает, что ее сын не сможет выполнять какие-либо задания по-своему, а только по инструкции. Вообще-то, мне кажется, телевизор или автомобиль можно и нужно собирать или ремонтировать по инструкции. К великому сожалению, никак невозможно подойти к этому процессу творчески, хотя многие пытаются. Ведь есть бескрайнее поле деятельности, где нужны творческие и неординарные подходы. Вот там, пожалуйста, раскрывай свой потенциал!

Ну, поехали дальше! Значит, еще в школе Германа научат, что ошибка – это плохо и что правильный вариант всегда один. А вот мама-психолог точно знает, что ошибка – это не плохо, а даже хорошо и что на ошибках учатся. Я подозреваю, что такими знаниями обладает только эта мама и больше никто другой. А учителя все сплошь такие злюки и тираны и совсем сами не мамы и не папы. Печалька.

Но мама-психолог добивает педагогов тем, что утверждает, что тетради ее Германа будут разукрашены красными чернилами, где все его ошибочки будут видны, и тем самым он привыкнет видеть в себе только плохое. Да что уж говорить, и в дальнейшей жизни его будут ждать одни лишь неудачи из-за этих проклятых красных чернил! И, вообще, из школы выходят люди, оказывается, панически боящиеся ошибок! Во как! А я-то все думаю, как же я так в жизни-то своей наделала столько ошибок? Вроде тоже в школу ходила. И красной ручкой даже уже в моем школьном возрасте пользовались далеко не все учителя.

Потом мама заговорила об оценках. Могу тоже посетовать, что мы ограничены в них. Однако оценивание никак не связано с личностью ни преподавателя, ни ученика. Почему? Да потому, что успеваемость учеников, ни для кого не секрет, первый и самый важный показатель успешной работы самого учителя. В некоторых школах, где есть стимулирующие выплаты (это там, где маленький оклад), пункт успеваемости первый и практически самый главный.

А намеренно завысить оценки учитель не способен, потому что бесконечные проверки покажут реальный результат знаний. Ну и ещё добросовестный учитель просто не сможет это сделать. Так вот про оценки мама говорит, что они плохо влияют на самооценку ребенка. Что такое по сути своей оценка знаний ребенка? Это только оценка знаний ребенка и все. Личные качества и, например, спортивные или музыкальные успехи не учитываются. А собственно, почему они должны учитываться? Покажи знания по отдельному предмету и все. А то, что одноклассники скажут, что ты, простите, тупой, так это их воспитанность и их уровень отношений друг к другу. А воспитанием занимаются в первую очередь родители, и они закладывают все самое основное в своих детей. Школа здесь не играет ключевую роль.

А еще мне понравилось, когда мама прокомментировала утренние подъемы своего сына. Говорит, вот не хочет он или не может он вставать в 7 утра, а в 8 он не может проснуться на уроке. Так что теперь? Мучить дитя? Все равно зря на уроке просидит! Можно и не мучить, конечно. Однако у всех здравомыслящих людей сразу возникает вопрос: «А как же Герман будет на работу ходить?» И мама отвечает, что на работу он уже пойдет осознанно и это будет взрослый и независимый мужчина. Вот. И никаких гвоздей.

Как он будет получать интересные знания? Мама говорит, что он будет вопросы задавать. Кому? Маме с папой, наверное. А в школе, говорит мама, спрашивать нельзя, двигаться нельзя и смеяться тоже. Очевидно, что у мамы были проблемы в школе, хотя она это отрицает. У меня есть очень живой и достаточно шумный класс. Сначала я с ними боролась, а потом поняла, что лучше мы этот задор будем использовать по назначению. Мы много чего с ними живо обсуждаем, смеемся, шутим, меняемся парами и группами в процессе урока, придумываем разные соревнования и регулярно выполняем творческие задания. Все по темам, имеющимся у меня в плане, а не просто обо всем на свете. И да, я устаю от них. И да, их не переделать. И да, я их все равно люблю.

Мама добивает тем, что она признается, она не хочет злиться на Германа и воевать с ним из-за уроков. Лучше они вместе все прочитают и узнают в более спокойной обстановке. Мама утверждает, что ее сын будет самостоятельной личностью. Говорит, что не надо его приучать к жизни, они живет и жизнь с ним приучается.

Про дальнейшее образование мама говорит уже в привычном своем ключе: захочет, значит, пойдет, а не захочет – не пойдет. Все действия Германа должны быть осознанны и добровольны. Хорошее, по сути желание. Реальное ли? Мама знает очень много выпустившихся школьников, которые никуда не хотят поступать. Школа, говорит, — это не панацея. А про работу мама говорит, что ходить надо только на любимую работу.

Вы знаете, я даже вот уважаю людей, которые не то чтобы идут против системы, а как бы подстраивают некоторые ее части под себя, выбирая лучшее и избавляясь от худшего. И в желании быть со своим ребенком всегда рядом и помогать ему, я солидарна. Но я, учитель отдельного предмета, никогда не взяла бы на себя такую ответственность обучать своего ребенка другим предметам. Даже тем, в которых я была успешна в школе. Тем более заявлять, что все учителя такие и эдакие! Это дилетантский подход. Это абсолютно некомпетентный подход. Это даже эгоистичный подход. Как же так можно дискредитировать специалистов, если ты даже не сможешь оценить их уровень просто потому, что это другая сфера! Откуда столько самоуверенности? Мама-то ходила в школу! Так где же ее низкая самооценка? Однако, противоречие.

Другой момент, обучать ребенка отдельным предметам все равно придут репетиторы. А всем известно, что это те же самые учителя из школ. И что же это будет? Мы вам платим, а значит делайте так, как мы скажем? Или все же доверимся сведущим людям?

В принципе в домашнем обучении нет ничего нового или удивительного, если все это делается правильно, т.е. приглашаются учителя, выполняется работа дома самостоятельно и так далее. Удивляют причины такого решения. Они же могут быть разные. Отчего же лишь одна школа виновата в неудачах? А кто ж тогда повинен в удачах? Только мамы и папы? А мы не работаем? Очень странно и даже немножко обидно.

Все описанное этой мамой привело меня в жуткое негодование, так как имело ряд абсолютно нереальных, устаревших или попросту притянутых за уши утверждений. Меня поразило, что все выставлено в достаточно однобокой форме. Не поведу ребенка в школу, потому, что после нее он будет молчаливым и грустным неврастеником с заниженной самооценкой и нежеланием учиться и работать. Ну не бред?

И вот 156 таких же доморощенных психологов-мам отметили эту точку зрения, как понравившуюся. Мало того, активно поздравляли автора со смелостью и успехом ее предприятия. Так же доброжелательно отзывались о наших школах и образовании вообще. Некоторые не забыли упомянуть про финскую систему образования. Упомянуть-то не забыли, а в самой Финляндии не были, финнов не знают и финских гениальных детей в глаза не видели.

Короче, хорошо искать виноватых, только бы не ты сам. Наблюдаю по жизни за людьми, и все оказывается у человека так, как он того заслужил, так, как он постарался. Различаются только моментом совести и порядочности.

Срочные новости в нашем Telegram