Блоги

«Полный бред» и «очередной высер»

Недавно мне на глаза попался один из блогов Ильи Варламова. Того самого, которого называют самым популярным блогером страны и который летом заезжал к нам в Петрозаводск. Он вообще тем и знаменит, что ездит по разным населенным пунктам типа Парижа или Крыжополя, фотографирует их по-всякому и делает подписи под фотографиями. Мол, это круто, а это полная задница. Собаки в Торжке красивые, а лужи в Сызрани глубже, чем в Познани. Одним словом, многим нравится. И вот он написал блог, где процитировал некоторые часто встречающиеся комментарии к своим текстам. Я прочитал и изумился.

Дело в том, интонация, смысл, слова и целые фразы в некоторых комментариях к его текстам практически абсолютно совпадают с теми, которые пишут мне. «Полный бред», «очередной высер», «сплошной негатив», «нытик», «опять кто-то не дал», «не нравится – вали». Ощущение, что пишут одни и те же люди. Но ведь это вряд ли. Меня читают несколько сотен человек в небольшом северном городе, его читают миллионы по всей России. У нас разная аудитория. Но при этом часть комментариев написана словно бы под копирку. Почему?

Конечно, можно допустить, что интернет-форумы это такой мир, где живут определенные племена, у которых выработался свой, одинаковый для всех регионов страны стиль и язык общения. Кажется, что это некие злобные, закомплексованные и неудовлетворенные жизнью существа, страдающие от осознания собственной недореализованности. В реальной жизни нормы приличий обязывают их сдерживаться, соблюдать правила поведения, подбирать слова и ненавидеть всех тайно. Виртуальный же мир позволяет им не сдерживаться, сквернословить, лаять, лягаться – в общем, выплескивать клокочущую в них агрессию на головы тех, кто оказывается в зоне их досягаемости. Это то, что касается стиля. А что до языка, то, наверное, он выточился как-то сам собой. Они же читают разные форумы и видят, как пишут другие. Наиболее часто встречающиеся слова и обороты входят в них и становятся частью их речи. Может, все так и есть, но я допускаю, что есть и другое объяснение.

Я помню, как моих знакомых молодых людей натаскивали на работу в предвыборной кампании. Мол, есть определенные клише, лекала и приемы. Есть строгая последовательность написания листовок разной тематики. Для каждого кандидата придумывалась «сказка» и в рамках этой «сказки» про него, как про сказочного или даже былинного героя, выдумывались истории. Детство — подобранный и вылеченный птенец, отрочество – драки с хулиганами за правое дело, молодость — первая победа над плохим начальником, зрелость – еженощные думы о счастье каждого конкретного жителя предвыборного участка. Все слова просты и ясны, как дверь. Поскольку авторов «сказок» было всего двое или трое, то и слова в них повторялись, и обороты и сюжетные линии были похожи. Но, главное, имелись некие готовые словесные формы, в которые, словно в фантик, упаковывался каждый кандидат.

А еще я слышал от одной бывшей активистки движения «Наши», как их бросали на борьбу с оппозицией. Свозили в Москву из разных уголков России, разбивали на отряды и в нужный момент засылали в гущу какого-нибудь митинга. Задача: сбить говорящих и слушающих с темы. Закрикивать, уводить от сути, превращать разговор в бессмысленный крик. Есть конкретные приемы и слова, при помощи которых получался требуемый результат. Не то же ли самое мы наблюдаем в блогах?

Известно, что идеологи нанимают на работу троллей (это вполне могут быть и кадровые офицеры ведомства), которые должны создавать в народе ощущение массового приятия режима и недовольства недовольными. Их техническая задача проста: смысл любого критического текста не должен дойти до читателя. Для этого читатель не должен успеть задуматься. Его нужно отвлечь и увести от сути. Приемы просты: подмена темы, переход на личности, огульное охаивание написанного и перевод стрелок типа «а у них зато жирафа убили». При этом не исключено, что для упрощения задания троллям предлагаются определенные лексические шаблоны типа «очередного высера» и «полного бреда». Вы, скажем, пишете, что тигру в клетке не докладывают мяса. Но эта мысль опасна, публика не должна успеть пожалеть бедного тигра. Ее нужно заболтать и заморочить. И для этого нанятые «дирекцией зоопарка» тролли начинают швырять в топку одни и те же поленья: «Полный бред», «очередной высер», «сплошной негатив», «нытик», «опять кто-то не дал», «не нравится – вали». Стоит начать отвечать на эти реплики, и можно считать, что тролли добились своего – разговор сбит на другую тему, и скоро никто уже не вспомнит, о чем, собственно, был сам текст.

Впрочем, я не настаиваю. Может быть, и первый вариант — злобные, закомплексованные и неудовлетворенные жизнью существа. Даже не знаю, какой из вариантов симпатичнее.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram