Блоги

Рылееву можно

На днях к нам в редакцию позвонила женщина и попросила, чтобы я больше не писал. «Хочу, — говорит, — чтобы он больше не писал. Потому что не понимаю, как можно так ненавидеть страну, в которой родился». И это не первый такой звонок. Граждане звонят, граждане пишут, граждане требуют. Ибо они убеждены, что тот, кто осмеливается критиковать привычный им порядок вещей, непременно ненавидит родину. А родину нужно любить.

Это удивительно. Мы все учились в школе. Мы изучали историю и литературу. Нам рассказывали о декабристах, о Герцене и о народовольцах. Все они были положительными героями. Критиковали строй, бичевали недостатки, выходили на площади – одним словом, раскачивали лодку. И нам их преподносили как исключительных патриотов. Вы где-нибудь слышали, что декабристы ненавидели страну, в которой родились? Они организовали тайные общества, готовили свержение государя императора, по сути, они чуть не устроили в России «майдан», не к ночи он будь помянут. Но мы знаем, что они, свергая царя, хотели родине добра. Я не в курсе, как сейчас в школах преподают историю и литературу XIX века, но в мое время акценты были именно такими.

Гражданская лирика Пушкина, бескомпромиссная лирика Некрасова, Лермонтов, выкрикнувший: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ» — вся эта критика трактовалась как доказательство именно любви к родине, а не ненависти. Неравнодушные люди не могут спокойно смотреть на рабство, на безразличие, на отсталость. Люди моего поколения впитали это всеми своими подкорками. Но ведь в редакцию нам звонят те самые люди моего поколения. Как же так? Некрасова, Пушкина, Рылеева и Радищева они считают патриотами, а тех, кто критикует нынешний режим, называют национал-предателями и пятой колонной. Разве не удивительно?

При этом напыления пропаганды 90-х уже научили их любить царизм. То есть они уже верят, что при царях было хорошо. Что революция сломала старый, добрый уклад, но при этом те, кто критиковал царизм, тоже продолжают оставаться хорошими. Ну, то есть революция и Бухарин с Троцким — это плохо, а декабристы с Герценом — это хорошо. Но ведь и это не конец. На смену пропаганде девяностых пришла пропаганда двухтысячных, и в головах образовался абсолютный винегрет. Потому что вроде как СССР теперь тоже хорошо. Царизм – хорошо. Борцы с царизмом — хорошо. СССР, отвергавший царизм, — очень хорошо. И все это помещается в одних и тех же головах и как-то волшебно уживается, не вызывая никакого когнитивного диссонанса.

Спроси их: «Почему Рылееву критиковать родину было можно, а мне нельзя?», и они не зависнут. Нет. Никакого сбоя не произойдет. Санитаров вызывать не придется, и психдиспансер не обретет новых гостей. Они просто ответят: «Совсем обнаглел, пятая колонна! Рылеевым себя возомнил! Ишь!». Причем это вовсе не значит, что они читали и любили Рылеева. Просто они слышали, что Рылеев это добро, и приняли это. Так же приняли они то, что царь такое же добро, как Рылеев. Эти два, казалось бы, противоречащих друг другу постулата легко уживаются в мозгу среднестатистического индивида, не причиняя ему ни малейшего дискомфорта. Это не винегрет. В винегрете ингредиенты должны быть перемешаны, а здесь для каждой идеи есть своя полочка, и идеи лежат на этих полочках в том самом виде, в каком их туда положили «учителя».

Что критиковали любимые нашим народом писатели? Рабскую психологию, отсутствие свободы, казнокрадство, абсолютизм, больницы, дороги и чиновников. Что критикуют те, кого сегодня называют национал-предателями? Ровно то же самое. Тогда почему писатели остаются любимыми народом, а современные борцы с режимом предаются анафеме? Неужели звонящих в редакцию граждан все устраивает? Неужели им нравятся наши больницы, дороги и деревни? Неужели им не хочется более уважительного к себе отношения со стороны власти? Или им не надоела практически узаконенная коррупция? Нет, им все это надоело, и все это их не устраивает. Просто на одной из полочек в их головах лежит формула: «Современную власть ругать нельзя». Ну, нельзя, и все. Вернее, можно, но как-то… ласково. Не забывая похвалить народную доброту и мудрость лидера. А еще лучше сразу предложить решение проблемы. И самому бы еще и исправить. А то языком-то трепать все горазды…

Но позвольте, а как же Рылеев? И здесь мы возвращаемся к началу: «Ишь ты, Рылеевым себя возомнил! Совсем обнаглел, пятая колонна. Ишь!».

Срочные новости в нашем Telegram