Блоги

Сампо. Мельница без жерновов?

Думаю, многие помнят недавнюю историю кончины кинотеатра «Сампо». Сперва его довели до плачевного состояния, потом пытались снести без разрешения, общественники и жители района как могли отстаивали кучи кирпичей… и вот сегодня за зеленым забором ничего нет. Мельница счастья, выкованная Илмариненом, разрушена ковшом экскаватора ТВЭКС. И все вроде бы смирились с новым пейзажем, или, точнее, натюрмортом, на месте бывшего кинотеатра. Но разрушительный «ковш» не дремлет, мало ему одного «Сампо», хочет, неугомонный, и другие источники счастья погубить. Да и ходить далеко не надо, чуть выше по тому же проспекту Александра Невского живет одноименная телекомпания. Хотя сегодня правильнее будет сказать — доживает.

Что знают петрозаводчане о телекомпании «Сампо»? Ну существует на бюджетные средства, ну снимает проправительственные сюжеты… Если это все, что вы можете сказать, значит вы либо не смотрели «Сампо», либо смотрели выборочно. Те же, кто знаком с передачами компании, говорят о ней совсем другое. И хотя критики и критиков хватает всегда и везде, журналисты «Сампо» нередко слышат в свой адрес позитивные отзывы.

Конечно, телевидение, как и любое другое СМИ, делается для людей, для зрителей. Но не лишним будет напомнить, что мастерство и профессионализм сотрудников телекомпании были отмечены и профессионалами-телевизионщиками. В прошлом году «Карелия.Точка» — авторский проект Анны Токаревой — вошел в тройку лучших на Всероссийском конкурсе «ТЭФИ-2012»! Но вот 28 октября выходит последний выпуск передачи. Мистической Воттаваарой Токарева ставит точку на своем проекте.  Кстати, с того же «Тэфи» наши дизайнеры привезли бронзовую статуэтку, обойдя в премии за лучшее оформление канала десятки соперников со всей России.

Вообще у телекомпании непростая судьба. За последние 4 года (собственно, столько компания и существует) в ней сменилось 3 руководителя, несколько раз ее пытались закрыть, сокращали бюджет, увольняли журналистов и даже редакторов (http://www.sova-center.ru/misuse/news/persecution/2013/09/d27911). Но все эти трудности можно было бы пережить. Ведь что главное для телевизионщиков? Дайте камеру и микрофон и просто не мешайте творить.  Но тут в правительстве началась жесткая экономия бюджета…

Сперва «почистили» интернет-журнал «Республика». Убрали, конечно, не новости, а именно то, что можно назвать творчеством – блоги. А неделю назад закрыли все самповские передачи. Под вопросом дальнейшая судьба канала. Кому-то вся эта история безразлична, кто-то твердит: мол, «поделом, нечего бюджетные средства расходовать». И таких немало. Поэтому как-то не справедливо будет промолчать и не привести свои аргументы в защиту «Сампо» и ее коллектива.

На мой взгляд, «уродование рынка», о котором пишет коллега, может происходить только там, где рынок есть. Приведенная аналогия с «поле ровное, мяч круглый» напоминает идеальную ситуацию, которой в российской ФНЛ, она же бывший «пердив», не было и не будет. А «Сампо», как и другие региональные телекомпании, именно в этом «дивизионе» играет. И поля, что футбольные, что медийные, у нас отнюдь не ровные и не натуральные. Без государственной или спонсорской поддержки не будет в республике ни нормальной футбольной команды (собственно, ее и нет), ни качественного телевизионного продукта.

Вряд ли я поверю в то, что на коммерческом канале будут снимать передачи про науку, культуру, историю. Аудитория таких передач слишком мала, рекламу на них не продашь. Следовательно, в приоритете то, что хорошо продается. В газете, наверное, другие правила: читатель покупает ее целиком, и рекламодатель оценивает как целостность. С телевизионным продуктом сложнее, в передачу, не рассчитанную на массового зрителя, рекламу не затащишь. Пойдя по пути аналогий, можно сказать, что медийный рынок – такой же рынок, как и рынок общественного транспорта, например. Не будет государства – не будет проезда для льготников. Хотя частникам, конечно, только этого и хочется.

И уж простите, я не верю в то, что черный пиар, «заказуха» и «джинса» уйдут с телевидения вместе с исчезновением республиканских СМИ. Конечно, республиканские власти не смогли или не захотели поддержать газету «Лицей», сохранить в нормальном объеме «этническую» периодику. Но значит ли это, что призыв «добивать» другие республиканские (бюджетные) СМИ справедлив? Не приведет ли это к монополизации медийного рынка вообще и телевизионного в частности теми самыми олигархами и партийными структурами? (Или все действительно верят в то, что они всплеснут руками и воскликнут: «Государство ушло с медийного рынка? Ну и я пойду…») Случись так, и проигравшими окажутся в первую очередь наши зрители и читатели.

Срочные новости в нашем Telegram