Архив

Рожденный плавать — летать умеет: как в Петрозаводске делают экранопланы

Мало кто знает о том, что в Петрозаводске производят необычные машины, соединившие в себе свойства корабля и самолета. Загадка для непосвященных: крылья, хвост и два винта, может плавать и летать.  Нет, это не гидросамолет. И вообще не самолет.  Хотя наверняка именно так подумали жители Петрозаводска, которые летом стали случайными свидетелями испытаний этого аппарата на Онежском озере возле местечка «Пески». 

Я тоже долго не мог отделаться от этого впечатления, когда рассматривал его в цехе бывшего завода «Авангард». Все внешние признаки самолета, способного приземляться на воду, налицо. Есть даже характерные «поплавки», называемые в народе «лыжами», там, где у самолета обычно расположены шасси.

Развеять сомнения не удалось даже после того, как я поднялся по откидному трапу к прозрачной кабине, по виду тоже очень похожей на самолетную. Боковая створка была поднята вверх, так что через открытый проем я смог забраться внутрь . Два ряда кресел, панель приборов с двумя штурвалами и мониторами, педали, множество датчиков, кнопок и тумблеров – многие из этих приборов используются в самолетах. Даже материалы применяются, в основном такие же, как в авиастроении.

Это подтвердил мне и один из испытателей аппарата Сергей Молотков, в прошлом – военный летчик , много лет отлетавший на истребителе СУ-27. Он и сейчас не расстается со своей летной кожаной курткой. Но аппараты, которые он теперь испытывает, не имеют никакого отношения к авиации. По международной классификации, это… корабль!  Судно, умеющее взлетать.

cvst6xgltmY

— Это экраноплан, — рассказывает Сергей. — Проект называется «Орион-12». Основное отличие от самолета — наличие большого центроплана. То есть нижняя поверхность экраноплана довольно плоская, закрыта с двух сторон поплавками. Между поплавками  под центропланом образуется так называемый экран, воздушная подушка. У гидросамолета поплавки нужны для взлета и посадки на воду, а здесь основная их роль заключается в том, чтобы экран находился в замкнутом пространстве.

Если все дело в экранном эффекте, то чем экраноплан отличается от судов на воздушной подушке?  Оказывается, здесь несколько иной механизм создания подъемной силы. У судов на воздушной подушке поток воздуха обычно создается специальными устройствами (вентиляторами). Если говорить схематично, не вдаваясь в технические детали, то такому судну нужно сначала создать воздушную подушку, а затем начать движение. У экраноплана, как правило, все наоборот.  Ему требуется разогнаться с помощью двигателей,  чтобы набегающий поток воздуха создал под нижней поверхностью повышенное давление — воздушную подушку.

Кроме  того, у экраноплана есть крылья – они удваивают подъемную силу. В результате, в отличие от судов на воздушной подушке, экраноплан может развивать скорость более 200 километров час, брать больше груза и перелетать через небольшие препятствия высотой в несколько метров. Но если кто-то думает, что «рожденный ползать — летать не может», то в данном случае глубоко заблуждается. Некоторые аппараты этого типа, создававшиеся еще в Советском Союзе для военных целей, были способны подниматься высоко в небо и совершать длительные перелеты. Их назвали «экранолетами». Впрочем, конструкторы «Ориона» не ставили себе такую задачу.

thCHV3O4Pu4

Экраноплану нужна относительно ровная поверхность, поэтому он предназначен, в основном, для передвижения над водой, ледяным или снежным покровом.  Также аппарат способен  недолго передвигаться по берегу.  Но использовать его на суше постоянно невозможно.  Для создания воздушной подушки экранолету обязательно нужно особое  «днище» и расположенные вдоль корпуса «поплавки». Колесами их не заменить, а без колес на суше никак.

Есть у экраноплана и свои преимущества перед самолетом. Как у страуса, который хоть «разучился» летать, но зато способен на такое, чего не умеют птицы. Например, экраноплан тратит меньше топлива при сопоставимой грузоподъемности. Да и бензин ему нужен самый обычный, с автозаправки. Экраноплану не нужен аэродром,  для разбега и посадки ему требуется совсем немного места – в пределах 500 метров. А если он сломается, то может в любой момент сесть на воду. Даже отказ двигателей ему не страшен.

B2COT7mSgXU

На вопрос: чем отличается управление экранопланом от полетов на самолете, бывший летчик отвечает:

— Что вкуснее: арбуз или дыня? Управляется, как самолет, а получаемое удовольствие разное. Мне нравится и то и то.

«Орион-12» — первый серийный экраноплан, который производит в Петрозаводске «Экранопланостроительное объединение «Орион». Два таких аппарата сделаны по частному заказу. Следующим проектом станет «Орион-20». Этот экраноплан будет большего размера и грузоподъемности.

Интерес к проекту проявляют силовые ведомства и гражданские судоходные компании.  Кто знает, может быть через несколько лет, такие экранопланы будут перевозить дачников и туристов через Онежское озеро?

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram