Частное мнение

Человек с ружьем

Об этой поездке в лес я собирался написать позитивный пост в своём блоге. Я собирался рассказать о том, как попал первый раз в жизни на весенний тетеревиный ток. О том, как сидел в палатке-скрадке на болоте. О том, как встретил рассвет, фотографировал красивых птиц, получил массу впечатлений и заряд энергии на грядущую неделю. Почему же собирался и не написал? Птиц не было? Были. Погода подвела? Нет, было отличное утро с красивым светом. Но было и ещё кое-что, точнее, кое-кто, испортивший впечатление от поездки — всё утро в лесу не смолкала ружейная канонада!

Если кто не в курсе, охота на боровую дичь в наших краях открывается 1 мая, то есть всего-то через 4 дня! Но нетерпеливые охотники, стрелявшие сегодня утром, следуют принципу «если нельзя, но очень хочется — можно». И это, конечно, полное безобразие.

Сам я не охотник. Сегодняшнее утро на току я встречал с фотокамерой. Наблюдал за птицами, фотографировал и… думал о браконьерах, столь нагло нарушающих закон.

Да ещё не где-нибудь в глуши, где охотинспектора днём с огнём не отыщешь, а в известном охотничьем хозяйстве, совсем рядом от деревень. Им нечего есть и они вынуждены добывать себе пропитание охотой? Вряд ли. Они не знают, что охотничий сезон ещё не начался? Верится с трудом.

Мой друг охотник (кстати, знаток природы, фотограф), в прошлом общественный егерь,  рассказал, что на сегодня всё-таки один вид охоты открыт. Охота на медведя. То есть сейчас человек с ружьём в лесу находиться может. Но версия о том, что сегодняшние выстрелы — выстрелы охотников на медведя, не очень убедительна. Иначе сегодня в интервале от четырёх до девяти утра в Сямозерском охотничьем хозяйстве было бы добыто около двух десятков медведей! Причём на расстоянии слышимости ружейного выстрела от ближайших деревень.

Я знаю людей, которые запросто могут съесть пасхальные крашеные яйца за пару дней до Пасхи. «Так захотелось вдруг», — говорят они. И съедают приготовленное к празднику. Это странно, но не противозаконно.

А сегодняшние «стрелки» прекрасно знали, на что шли. И, как это ни печально, похоже, знали, что останутся безнаказанными.

Повторюсь, я не охотник. Но я уверен, что есть механизмы, позволяющие бороться с таким видом браконьерства. Способ этот называется «взаимодействие». Взаимодействие охотничьих инспекторов (только сил которых, конечно, на весь лес не хватит), полиции, ГИБДД, сознательных охотников, которые знают потенциальные охотничьи места и могут вычислить нарушителей. Я уверен (поправьте меня, специалисты, если я не прав), что несколько совместных рейдов в комплексе с информированием людей могут как минимум значительно снизить количество браконьеров. Не каждый пойдёт в лес с ружьём в неположенное время, зная о том, что его могут поймать и наказать.

Тем не менее сегодня никто никого не ловил и даже не пытался. В лесу стреляли браконьеры, а по берегам реки Малая Суна то тут, то там дымились костры на рыбацких стоянках. Подъехав к одной из таких стоянок, мы увидели, что рыбаки плавают на лодке в отдалении, а на берегу лежат мешки. С вероятностью 99% — мешки от сетей. Поплавки одной из сетей покачивались на воде, недалеко от берега.

Надо ли говорить, что такая рыбалка сейчас запрещена, тем более в устьевой части рек, по которым рыба движется на нерест?

Надо ли говорить, что рыболовы-браконьеры действовали совершенно открыто, абсолютно не переживая, что кто-то приедет их ловить и штрафовать?

Надо ли говорить в сто первый раз, что такие рыбалка и охота губят рыбу, птицу и зверя?

От того же друга-охотника я слышал такую фразу: «Настоящая охота — это всё то, что происходит до выстрела». Не буду сейчас вдаваться в этическую сторону охоты (это совсем другая история). Скажу только, я не могу себя назвать сторонником любого вида современной охоты. Но на примере своих знакомых-охотников я уверенно могу сказать: в деле сохранения природы эти люди порой дадут фору профессиональным «зелёным». Надеюсь, кто-то из таких современных Аксаковых и Сабанеевых увидит эту заметку. И, может быть, расскажет, что не всё так печально, как показалось мне, дилетанту.

P.S. Для тех, кому интересно, где именно происходили описанные выше события, отвечаю: Пряжинский район, Сямозерское охотничье хозяйство, недалеко от деревни Лахта.

Текст и фото Игоря Подгорного

Срочные новости в нашем Telegram