Частное мнение

«Гребли кучу денег, а теперь жалуетесь!» Как я дожила до 50 лет и не заработала себе пенсию

Недавно проводился опрос россиян с целью узнать, какой размер пенсии они считают наиболее приемлемым для нормального уровня жизни. Насколько известно, большинство предпочло ответ «от двадцати до тридцати тысяч». Тридцать и больше без проблем имеют еще достаточно молодые силовики и чиновники, которые к тому же продолжают работать, а «двадцатку» и иногда чуть выше за «заслуги» получают бабушки и дедушки из того поколения, что по тридцать-сорок лет, начиная с послевоенного времени, горбатилось на заводах и фабриках.

Традиционно считается, что пенсионеры — самая бедная часть населения, да большинство из них и сами привыкли жаловаться. «Я живу на пенсию!» — такая фраза по определению должна вызывать огромное участие и сочувствие. Но, на мой взгляд, все не так просто, потому что это говорят те, кто имеет те самые и двадцать, и тридцать. А есть еще и другие, кому и 8800 рублей не дано, хотя вроде бы и положено.

Существует расхожее мнение, что «работай — не работай, а бомж, который век не работал, такую же пенсию получит». Бомж-то получит, но только с шестидесяти лет и при предоставлении всех необходимых для этого документов, которых у него, скорее всего, не будет. Бюрократическая машина — она вам не мамка с нянькой, это, скорее, бездушный автомат. К тому же как не каждая птица долетит до середины Днепра, так же и не всякий человек доживет до шестидесяти, бомж он или не бомж. Или до пятидесяти пяти, как в моем случае.

Тема пенсии начинает мусолиться как-то очень рано. Как будто основная наша задача, едва родившись, сразу думать о старости. Лично я не беспокоилась, буду ли я получать десять или пятнадцать тысяч, потому что знала, что смогу рассчитывать только на «минималку» в 8800 руб. Я не плакалась, я радовалась и прыгала до потолка при мысли о том, что с пятидесяти лет смогу получать эту сумму, с которой хотя бы гарантированно заплачу за квартиру.

Однако пенсию с пятидесяти лет мне не назначили, и отнюдь не по причине тунеядства. В так называемый «северный» стаж не вошли пять лет работы в коммерческих организациях (то печать не такая, то запись чему-то там не соответствует), очная учеба (семь лет — техникум и университет), декретный отпуск (полтора года), уход за лежачим отцом-инвалидом 1-й группы (пять лет), полтора года работы в магазине (фирма была зарегистрирована в Санкт-Петербурге, то есть получалось, будто я там и жила).

Но я жила здесь, в нашем вечном межсезонном климате, и все эти годы не лежала на диване. Одна шибко умная дама сказала: «А надо было знать, где работать!» В двадцать-то с небольшим все знать наперед? Да тогда и страна-то была другая! Я начала работать в лихие девяностые, когда работу было днем с огнем не сыскать. Куда смогла устроиться, туда и устроилась. И что мы тогда знали о том, как спустя двадцать с лишним лет будут начисляться пенсии?! Логика была простая: работаешь, значит, идет стаж. Что тут вроде бы непонятного? Да и печати организациям ведь выдавались не просто так на каждом углу, все было оформлено и зарегистрировано как положено.

Да, кто-то тогда заработал кучу денег и поднялся чуть не до банкиров, но речь, как всегда, не о простых людях. Та же дама заметила: «Гребли кучу денег, а теперь жалуетесь!» Я не гребла. Я работала секретарем в небольших ИП, получала немного. Кстати, у этой женщины, много лет очень неплохо зарабатывающей частным способом (естественно, без уплаты налогов), трудовая книжка оформлена в фирме мужа, и стаж ей идет. У меня такой возможности не было и нет.

При предварительном просмотре документов в Пенсионном фонде специалист сказала, что с коммерческими организациями, скорее всего, дело гиблое, пишите отказ от стажа. Я была в шоке, потому написала. Более того: для граждан моего года рождения пенсионный коэффициент высчитывается по 1997—2000 годам, а я в это время была в декретном отпуске! То есть это называется «начисление пенсии без заработка». В общем, надо было знать, что учиться лучше заочно, а еще угадать, когда рожать детей! Однако при наличии любой лотереи в нашем государстве выигрывают отнюдь не граждане.

Правда, потом мне позвонила другая женщина, также сотрудница Пенсионного фонда, которая посоветовала подать в суд, мол, скорее всего, выиграете, и тогда вам будет пенсия (эта самая «минималка») примерно с пятидесяти трех лет, а не с пятидесяти пяти. Но надо бы привести свидетелей.

Связь с людьми, у которых я работала в девяностые, у меня давным-давно потеряна. Кого-то из них, возможно, уже нет в живых. Есть только один человек, бывший владелец одной из тех фирм, ныне высокопоставленный чиновник, к которому я могу обратиться. Но захочет ли он мне помочь? Как говорил Архимед, имея нужный рычаг, можно сдвинуть и землю, но это опять-таки не тактика обычных совестливых людей. Да и почему я должна таскаться по судам, писать заявления, унижаться, что-то там доказывая? Я работала, а если что-то и где-то, по мнению Пенсионного фонда, было оформлено не так, то нельзя ли применить более человеколюбивую практику? Люди-то тут в чем виноваты?

Я нисколько не умаляю заслугу тех пожилых граждан, которые сейчас получают пенсию в двадцать и более тысяч. Они вынесли на своих плечах столько, чего не в силах никому из нынешних поколений. Они все заслужили. Я не желаю никого обижать, а просто хочу сказать о том, что, возможно, не стоит уж так на всем экономить? Поступайте так, как делают западные пенсионеры: путешествуйте, получите наконец возможность увидеть мир! Ваши дети и внуки, дай бог, для себя заработают. А над могилой на кладбище веет только ветер.

Когда несколько лет назад на Невского в районе бывшего кинотеатра «Сампо» еще работало отделение Сбербанка, где не было электронной выдачи талонов, а люди стояли в очередь «в окошечко», передо мной как-то раз оказалась пожилая женщина. Выглядела она — копейку подашь со слезами на глазах! Побитое молью пальто, расползающийся беретик ручной вязки, видавшие виды сапоги чуть ли еще не из советских времен. Но из разговора бабушки с оператором можно было узнать, что у пожилой клиентки две сберкнижки, на которых в общей сложности лежит полтора миллиона рублей. Все бы ничего, мало ли на что человек копит, но вот только спустя несколько дней я увидела эту старушку на Ленина… просящей подаяние.

Иной раз хочется сказать, что некоторые пенсионеры напрасно жалуются. Дети и внуки выращены, квартиры есть. И незачем ставить рядом с унитазом ведро, чтобы только лишний раз не сливать воду с бачка. Если бы мне дали эту самую «двадцатку», я бы прекрасно жила, да еще и помогла бы другим. У нашего поколения еще далеко не у каждого выучены дети, у наших детей не выращены внуки. Они что ли нас должны содержать, как в Китае или Туркмении, где гражданам не платят пенсий? Если мы серьезно заболеем, нас должны лечить они на свои средства? Потому что бесплатная медицина год от года ветшает, как старое, много лет прослужившее платье, и светлого будущего тут не предвидится.

Что касается нашего государства, то мне кажется, его затаенный посыл такой: не получайте очного образования, отдавайте старых и больных родителей в богадельни, не рожайте детей. И тогда будет вам пенсия! Только вот живем-то мы не ради получения пенсии, а вроде как ради чего-то другого. Хотя о чем это я? Не стоит нашему поколению доживать до пенсии, лучше сэкономить деньги для… государства? А государство — это что такое вообще? Оно для кого и для чего?

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram