Частное мнение

Свои и чужие

Национализм — вещь жестокая, противоестественная и порочная, тем более что в большинстве из нас присутствует частичка крови самых разных народов. Чтобы не провоцировать обсуждение нынешней, во многом непростой ситуации, давайте не будем затрагивать современность, а вспомним то, что было в советские годы. Ведь при всей пропагандируемой в СССР дружбе народов существовало, хотя в определенных моментах и анекдотическое, но при этом весьма четкое разделение на своих и чужих.

О существовании евреев я впервые узнала ребенком от одной из родственниц, которая в разговоре с моей мамой произнесла фразу: «Нам нужен грамотный сотрудник, но вот никак не можем найти. Приходил один, очень толковый, но начальник его не взял. Директор сказал, потому что он еврей: примешь одного, а в итоге получишь еврейскую лавку. У них же семейственность: где появился один еврей, там их будет полно». У меня промелькнула мысль о том, что это какая-то особенная нация.

А еще через какое-то время услышала такое: «Дочери Иды Моисеевны ездили в Житомир за евреями». Вот тут уже я не выдержала и влезла во взрослый разговор: «А почему? Зачем им евреи?!» Ответ озадачил: «Чтобы выйти замуж за своих». А далее последовало замечание: «Конечно, умная нация. Грязной работой они никогда заниматься не будут». В те времена бытовало мнение, что многие евреи скрывают свою национальность. Это провоцировало бесконечные догадки: «Еврей или не еврей?» В результате в еврействе подозревали многих, кто вообще не имел никакого отношения к этому народу. При этом как-то очень мало сведений было о том, насколько сильно евреи пострадали от того же фашизма.

Мнение о прибалтах было таким: «Высокомерные. Себе на уме. Русских не любят. Какие-то они «не наши». При этом вся страна с удовольствием смотрела фильмы тамошних киностудий, экранизировавших западные произведения. Стоит вспомнить такие, как «Американская трагедия», «Театр», «Мираж». На высоте отечественной популярности были актеры Ивар Калныньш, Вия Артмане, Донатас Бонионис, Мирдза Мартинсоне и другие.

Классический образ грузина, растиражированный советским кинематографом, — грубоватый знойный носатый мужчина в большой плоской кепке, торгующий фруктами. Умеющий зарабатывать деньги, но при этом, мягко говоря, не слишком умный. Грузинам (при их христианстве!) приходилось отдуваться за весь Кавказ, потому как о других «тамошних» народах большинство людей в СССР вообще ничего не знало! Правда, существовало еще и «армянское радио» — этакие анекдоты «про жизнь».

К афроамериканцам отношение было скорее сочувствующее, потому что они являлись классическим примером народа, пострадавшего от американцев, олицетворявших капитализм. При этом в подсознании многих наших соотечественников все же таилась мысль, что темнокожие — это как-никак люди второго сорта. Что насчет остальных «не совсем белых», тут вспоминается разговор со штурманом одного из советских судов, заходивших в международные порты: «Были на Кубе. Там только одной картошки можно по пять урожаев за год снимать! Но кубинцам что? Они же бездельники! Им лишь бы петь и плясать. Они рады были, что мы приехали и работаем за них. Еще и смеялись над нами. А нам парторг приказал». У кубинцев, по-видимому, парторгов не было.

Несмотря на Вторую мировую, да и все предыдущие войны с немцами, отношение к ним было вполне терпимым. В советские годы многие школьники переписывались с мальчиками и девочками из ГДР. Хотя нельзя не заметить, что это были «исправившиеся» немцы. Существовали еще и другие, несоциалистические, то есть «неправильные». При этом свастикой парту, стену, забор или что-то еще в те годы не украсил только самый ленивый, хотя, разумеется, даже и близко не из фашистских побуждений. Об остальных народах из тогдашнего европейского «забугорья» в СССР мало что слышали, если не считать того, что у них шмотки получше. Хотя эти самые шмотки видели очень немногие.

Больше всех из народов братских республик, наверное, повезло белорусам — про них не вспоминается ни анекдотов, ни насмешек над их языком. Основным стереотипом в отношении к украинцам было то, что они едят сало. Про молдаван говорили: «Они там только вино делают». Казахи, туркмены, узбеки, киргизы и прочие не вызывали почти никакого интереса. Просто какие-то «темные» народы, живущие на задворках империи. Правда, знали, что где-то там растет хлопок и что у них были (а может, и есть) баи и басмачи.

Зато особое внимание уделялось чукчам — безобидному и обладающему уникальной культурой народу. В анекдотах про них прочно зацепился союз «однако», а еще синонимом слова «чукча» стало слово «тупой». Возможно, чукчи, как другие народы Крайнего Севера, и отставали по части современных технологий, но ведь умение понимать природу в обществе никогда не ценилось.

«Узкоглазые» — особая категория, под которую кто только не подпадал, помимо японцев, вьетнамцев, корейцев! Даже те, кто никогда и близко не был «узкоглазым». Этот ярлык лепили на всех подряд. Никогда не забуду, как пьяный сосед кричал на свою жену: «Монголо-рязанская раса!»

Стоит упомянуть наши местные национальности. Про карелов много раз было услышано, что они умеют колдовать. Например, такое: «Карельские семьи — самые крепкие. Там мужья никогда на сторону не ходят». А все почему? Потому что все «сделано» (то есть наколдовано) еще до свадьбы. Распространенное мнение о вепсах — не любят работать. Так бывшая коллега сказала: «Мой муж работал в Шокше, на карьере, то говорил, что в жизни не видел такого ленивого народа». А еще в нашем доме жила финская семья. Отношение к ним было абсолютно нормальным, но при этом соседями всегда подчеркивалось, что они финны. Главу семьи называли «нижний финн» — они жили на первом этаже. При этом никакого «верхнего» финна не было.

Понятия «нечистоплотные», «ленивые», «жадные» удостаивались все национальности без разбора: даже не стоит перечислять. К примеру, приходилось слышать: «Польки, когда простыни загрязняются, переворачивают их, да и все». Ценный, кстати, совет при невозможности частой стирки! Но вот кто тогда общался хоть с одним поляком и знал их быт?! Поляки были более-менее известны благодаря сериалу «Четыре танкиста и собака», но о простынях там речи не шло.

«Все профессии нужны, все профессии важны» — то же можно сказать и о национальностях. Мы любим грузинские приправы, покупаем суши, едим то же сало и вареники или готовим белорусские драники. Не прочь попробовать и молдавские вина, которых сейчас, к сожалению, нет в наших магазинах. Очень красива любая национальная одежда, и, при наличии хорошего вкуса, она отлично и оригинально смотрится в сочетании с чем-то современным. Культура, язык, особенности других народов — однозначно не повод для насмешек и уж тем более ненависти.

Срочные новости в нашем Telegram