Частное мнение

Война мам и дочерей. «Эгоистичные» бабушки хотят наслаждаться своим выходом на пенсию, пока их дочери отчаянно просят помощи. На чьей стороне правда?

Елена не хотела устраивать шумный день рождения своему сыну Антону, просто хотела собрать семью за праздничным ужином. Но когда она попросила свою мать, Софью, присоединиться к вечеринке, то мама ответила ей, что слишком занята. Этот отказ был последней каплей для нее, после этого отношения с 67-летней мамой окончательно испортились.

“Мама никогда нас не навещает”, — говорит 46-летняя  Елена. — Все должно быть на ее условиях. Я сказала ей не звонить мне до тех пор, пока она не начнет хоть как-то поддерживать нашу семью. У меня есть свой ребенок, мне есть о ком заботиться”. Хотя некоторые могут сказать, что реакция Елены достаточно суровая, но она далеко не первая женщина средних лет, чьи отношения с собственными мамами находятся на грани разрыва.

Два поколения часто находятся в состоянии войны. Как видит это Елена: она работает на двух работах, в одиночку растит ребенка в скромной двухкомнатной квартире. И деньги, и время — все это для нее ограниченные и ценные ресурсы. Ее мама, Софья Петровна, в это время живет в шикарном доме и проводит свои дни так, как ей вздумается, и тратит свои сбережения исключительно на себя. Зачем Елене бегать за своей мамой? Почему она не может хотя бы немного помогать ей?

Бизнесвумен на пенсии, Софья Петровна, рассказывает, что ее дочь всегда ноет, несмотря на свое здоровье и молодость. Она в шоке, что дочка что-то от нее требует, хотя у нее плохое здоровье и она находится в преклонном возрасте. Некоторые могут также задаться вопросом, почему Елене, чья мама, кстати, приближается к своему 70-летнему юбилею, так сложно изредка навещать маму? Почему только сама Софья Петровна должна навещать внука?

Сейчас мать и дочь почти не разговаривают. Их отношения в тупике. Между тем все больше семей ссорятся из-за того, что “эгоистичные” бабушки не хотят участвовать в жизни детей, которые катастрофически загружены работой. В то же время многие бабушки и дедушки чувствуют себя изолированными, потому их дети не делают никаких усилий, чтобы общаться с ними. Другие же считают, что обвинять их в эгоизме несправедливо, так как они уже прошли этот путь, полный забот, работы и воспитания детей. Они вышли на заслуженную пенсию и хотят наслаждаться жизнью, а не жить в стрессе от забот своих детей.

Так кто же прав? Вряд ли в этой ситуации можно занять чью-то сторону. Эксперты по воспитанию говорят, что в таком возрасте отношения матери и дочери вступают в новую и сложную динамику. Работающие мамы находятся под большим давлением и, как следствие, часто нуждаются в своих матерях, которые могут помочь им в воспитании детей.

Некоторым женщинам сложно отказаться от мысли, что они уже не маленькие. Даже несмотря на свой возраст, они считают, что ответственность за их поддержку лежит на их матерях. Это не всегда справедливо. У бабушек за 60 могут быть планы и обязательства вне семьи, они не всегда хотят быть «тихой гаванью» для воспитания внуков. Но в то же время они должны быть внимательны к обстоятельствам своих отпрысков и не быть категоричными. Нельзя сидеть на белом коне и вещать: “Такого в мои годы не было”. Это только ухудшит отношения.

Елена, конечно, считает, что ее мама должна приложить усилия, чтобы навестить семью: “Я возмущена эгоизмом моей мамы. Я пытаюсь совмещать две работы, одну — в качестве дизайнера ювелирных изделий, вторую — косметологом. Я хочу, чтобы она поняла, как мне тяжело и сложно. Моя мама имеет огромный дом и пенсию, а я еле-еле свожу концы с концами. Она должна сделать над собой усилие и пойти мне навстречу. Но она этогоне делает”.

Эти двое живут всего в 30 километрах друг от друга, но могут не общаться месяцами. Дочка возмущается: “Сначала она не приходит на день рождения внука, а потом жалуется, что ей одиноко. Я ей как-то предложила позаниматься благотворительностью, но ей это неинтересно”.

Елена признает, что они никогда не были особо близки: “Иногда я чувствую себя такой виноватой. Я думаю, что надо бы навестить ее, но в тот момент, когда я ей это предлагаю, она сообщает, что будет у врача. Она стонет, что ей одиноко, но отказывается от моей помощи”. Женщина говорит о том, что ее внимание маме не нужно. Кроме того, Елену бесит, что, несмотря на финансовое хорошее положение, ее мама постоянно жалуется на цены. Именно поэтому не хочет приезжать в гости. Кроме того, Елена говорит, что она никогда не предлагала посидеть с ребенком. В это время папа Елены (которому тоже 69) до сих пор работает в магазине, который был их совместным бизнесом. Он активно помогает жене по дому, совершает покупки и т. д. Его дочка не осуждает, так как у папы действительно мало времени. «Мама хочет все по-своему, она действует как ребенок, а не как родитель. Она должна вырасти».

Софья Петровна тем временем рассказывает, что она серьезно больна — у нее остеопороз. Кроме этого, она ухаживает за своим мужем и своим  пожилым братом. Все эти дела занимают у нее весь день: “У меня нет жизни, кроме ухода за пожилыми родственниками, — говорит она. — Я никого не вижу. Я встаю в 5 утра и к вечеру сильно устаю. У меня нет времени, чтобы чувствовать себя одинокой”. Она говорит, что Елена должна была понять, почему она не смогла прийти на день рождения внука. Сейчас она утверждает, что пытается дозвониться до дочери, но та не берет телефон.

Такие конфликты на расстоянии в основном исключительно современное явление. Раньше большинство матерей и дочерей оставались бы в тесной географической близости.

Другая женщина, Наталья Воронова, тоже рассказывает, что ее отношения с матерью Александрой (63 года) очень напряженные, потому что она уехала, чтобы начать новую жизнь, два года назад. “Мама жалуется, что ей очень одиноко и что она скучает по мне. Я люблю ее, но она не имеет права мне жаловаться”, — говорит 34-летний юрист.

Александра принимала активное участие в уходе за детьми Натальи, 9-летнем Мише и 6-летней Маше. Но всего через три месяца после того, как Наталья рассталась с мужем, мама объявила, что переезжает в другой город, который находится в трех сотнях километров. Там она купила домик и решила заниматься приусадебным хозяйством. К тому же Александра Петровна хорошо обеспечена. Наталья считает, что мама сделала это не вовремя: “Мой бывший муж — заботливый отец, но в то время он переезжал, поэтому совсем мне не помогал. Конечно, я хотела, чтобы мама осталась, как с практической, так и с эмоциональной точки зрения. Но я не эгоистка, поэтому не стала ее останавливать. Я хотела, чтобы она была счастлива”.

В течение нескольких месяцев после переезда мама постоянно звонила, чтобы сказать Наташе, что сильно ее любит и что ей очень одиноко на новом месте. Ее жалобы возмутили дочку: “Я спросила ее, чего же она хочет. Может, стоит вернуться? Но мама заявила, что хочет остаться”.

С тех пор они виделись несколько раз, так как у Натальи почти нет времени, чтобы посещать ее чаще. “Я не хочу, чтобы это прозвучало эгоистично, но она уехала в очень трудный момент для меня. Да, я сказала ей, что я в порядке, но, оглядываясь назад, я понимаю, что она могла бы догадаться и остаться. Спустя долгое время она говорит, что чувствует себя виноватой и что она хочет переехать обратно. Но я уже не хочу”.

Психотерапевты отмечают, что такое поведение легко объяснить. С рациональной точки зрения, дочка действительно не хочет беспокоить свою маму, но ожидание того, что она сама предложит помощь, давит на нее. Социальные роли устанавливаются в самом детстве, и поэтому их так сложно поменять. Именно поэтому такие конфликты неизбежны. 

Читайте также:

“Я была абсолютно не подготовлена к родам”. Женщина рассказывает о своем ужасном опыте материнства

«Пустить мужчину в дом — это хуже, чем козла в огород». Почему я не хочу выходить замуж?

«Эта боль казалась нестерпимой!» Детские воспоминания, которые я никогда не смогу забыть

Срочные новости в нашем Telegram