Будни приюта для животных: «Хочется взять дубину и прибить этого человека»
Многие думают, что петрозаводский приют для животных – это вечное мимими: няшные котики и песики, которыми можно бесконечно умиляться. И никто не знает о суровых буднях приюта, который сегодня вынужден выживать. Помогать приюту — работать в постоянном стрессе. Многие волонтеры не выдерживают и уходят. Мы попросили волонтера рассказать, как сегодня живет приют.
Животные – это жизни. На балансе приюта 170 жизней: 90 собак и 80 кошек! Многие думают, что приют — это покормить, поиграть, максимум погулять. А какая адская работа стоит за этим! В приюте работают несколько сотрудников. Приют не может предложить большую зарплату, которой бы он мог заинтересовать человека. А работа тяжелая. Мужчины многие приходят и сразу же уходят. Они говорят: «Мне легче в такси сидеть». В приюте нет центрального отопления, каждое утро начинается с растопки 4 печей, на которых варится еда животным. Кухня находится в небольшом неотапливаемом помещении. И работать надо в снег, в дождь, в слякоть. В день уходит 40 килограммов крупы. Это три больших бачка каши. Кроме того, два раза день сотрудникам надо выгулять 90 собак! Это сложно физически! Так, в приюте есть собака Груня. Ей изверги проткнули бедро, не двигается задняя часть. Передние лапы ходят. Чтобы выгулять собаку, мы перехватываем заднюю часть поводком и таскаем на весу.
Животные часто попадают в приют больными: с переломанными лапами, покалеченные. Вновь поступившие кошки часто страдают от тоски, потому что вынуждены сидеть в небольших клетках в карантине. Дважды в день больным животным нужно делать ветеринарные назначения. Это антибиотики, капельницы, уколы, все как у людей, по 2-3 раза в день. Поэтому каждый месяц из ветклиник приходит счет на десятки тысяч рублей. Приезжают сами в приют, делают скидки и постоянно нам помогают врачи Александр и Елена Бокаревы.
Текучка кадров постоянная. Это очень сложная работа. Для руководства и постоянных активистов приюта это очень сложная работа — бывает не выдерживают психологического напряжения и уходят. Бывает, что всё это буквально сказывается на здоровье. Представьте, вам коробками коробками приносят щенков или кошек — бывает по десятку в каждой! Хочется взять дубину и прибить этого человека. Или ситуация: полтора года назад семья взяла собаку из приюта. А недавно взяла и кошку. А потом вернула собаку со словами, что кошка и собака не сдружились. Когда поработаешь в приюте, отношение к людям меняется.
Водопровода в приюте нет. Воду привозят волонтеры из колонки. В день уходит 2000 литров, из них питьевой воды 200 литров. Собак не кормят сухим кормом, потому что при таком питании постоянно нужна вода, а она просто замерзнет в открытых вольерах. Кошки живут в теплых вольерах, но кормить их «Китекатом» мы не можем: дороже потом обойдется лечение.
Люди думают, что приют обслуживают волонтеры, но это невозможно. Это миф. Никто из нас 365 дней в году не находится в приюте. Вы один раз придете в приют, три часа посмотрите и все. А за собакой надо ухаживать ежедневно.
ЧП случаются каждый день. Каждый день надо срочно решать какую-то сложную ситуацию. Недавно из квартиры на Сортавальской, хозяйку которой увезли в психиатрическую больницу, пришлось забрать 30 кошек. Все огни истощенные, полубольные. Или из квартиры на Белинского мужчина выбросил пять мешков кошек! Два мешка разбрелись, а три попали к нам. Практически ежедневно животных надо куда-то возить. Машины у приюта нет, и тут опять же просишь помощи у волонтеров.
Важнее материальных человеческие ресурсы. Вот где настоящий дефицит! Сейчас в приюте 5-7 постоянных волонтеров на весь город, которые готовы помогать каждый день. Никто не хочет ежедневно тратить свое время на приют. Мы тоже хотим пойти в кинотеатр, у нас есть родственники, друзья. Когда вникаешь в приют, тебе сложно бросить. Но мы знаем, что в какой-то момент человек сорвется и растворится. Эмоционально тяжело, когда кошки трутся о прутья клетки, все тянут к тебе лапы с мольбой в глазах: «Выбери меня». Либо вы помогаете, а потом эмоционально отдыхаете, либо психика поедет.
Люди часто обижаются, что они, мол, собрали помощь, а мы не можем приехать и забрать ее. Но мы физически не можем оперативно объехать 10 адресов из-за пачки крупы, поэтому просим если возможно самим привезти подарки в приют.
В месяц на содержание приюта уходит 250-300 тысяч рублей. Помимо еды нужны дрова, сено. В день расходуется примерно 0,3 куба дров . В приюте 8 печей. В зимние месяцы необходимо 2 тонны сена. Ежедневно убираются вольеры для собак и клетки для кошек, расходуется 8 больших мешков опилок и более 10 кг наполнителя для кошек. За свет мы платим по 20 тысяч рублей в месяц. При том электричество есть лишь в нескольких помещениях: в медблоке, в помещении у кошек и двух теплых передержках. При этом электроэнергия нами постоянно экономится.
В приюте есть так называемые кураторские собаки. Это те, у которых есть куратор. Куратор, в случае болезни берет на себя расходы по лечению собаки. Также он платит каждый месяц взнос – тысячу рублей на содержание собаки. Кураторских собак 30, у остальных 60 нет кураторов. Люди не хотят брать ответственность. Они хотят сдать найденную собаку в приют и все. Но сегодня приют не может принять всех и решить проблемы всего города.
Волонтер Галина спасла Мишку: у собаки был передом лапы после наезда автомобиля. Лечением было непростым и мучительным. Сейчас спасенный пес чувствует себя хорошо. А Галина продолжает быть его куратором.
У приюта есть три постоянных спонсора, но подавляющая доля средств все равно собирается простыми горожанами. Люди часто откликаются на просьбы о помощи. Но ведь это надо обзванивать всех. Сегодня волонтер пообзванивает, а завтра ему уже будет некогда. Найти много инициативных людей, которые доведут дело от а до я, очень сложно. В Питере и в Москве у приютов есть постоянные спонсоры, и у них не болит голова, где в очередной раз достать деньги.
Во время акций в магазинах удается собрать 300-400 тысяч, но такие результативные акции в крупных торговых центрах бывают лишь пару раз в год. Всегда найдутся люди, которые скажут, а куда вам столько денег? Каждый раз после акции мы получаем агрессию в свой адрес.
Да, у нас бездушные люди. Поработав в приюте, я могу так жестко сказать. Люди говорят: «Приют — это классно. Он нужен». Но я иногда прихожу к выводу, что приют не нужен нашей общественности. Волонтеров, которые готовы решать серьезно проблемы, мало. Не просто прийти дать корм и все. Все хотят пожалеть, но никто не хочет тратить свое время на помощь. Жалостью сыт не будешь. В нашей группе в «ВКонтакте» 16 тысяч человек. Если каждый бы жертвовал хотя бы 100 рублей, мы бы хоромы отстроили.
В среднем в месяц новых хозяев находят 2-20 собак. Такая непостоянная статистика. Так, в сентябре домой уехали 30 собак, в ноябре – всего одна. Как правило, у взрослой собаки сформированы характер, психика, темперамент, они менее избалованы и после приюта, улицы любят хозяина безгранично. Кошек пристраивать легче. В месяц можем раздать до 15 кошек. На выставке-раздаче удалось пристроить 30 кошек.
Бывают эмоциональные всплески, кто-то говорит: «Давайте закроем приют». Но как? Животные-то в клетках. Открыть клетки? Приют нужен, но он не может решить проблемы бездомных животных во всем городе.