Личный опыт

«Неужели следующие 30-40 лет я проведу так?» Петрозаводчанка, учившаяся в ведущих вузах Европы, рассказала, почему не хочет жить в России

Выпускница ПетрГУ Дарья  рассказала популярному порталу GSA свою историю успеха. Девушка успела отучиться в ведущих вузах Великобритании и Нидерландов, а перед этим специально ездила в Америку готовиться к поступлению в магистратуру. В интервью она рассказала о том, как подготовиться к поступлению в лучшие университеты Европы, какие для этого нужны документы и почему ее привлекла специальность «экологический менеджмент».

Даша, почему ты решила поехать учиться за границу?

В России я окончила факультет политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета. Я училась по программе специалитета и получила двойную степень – политолог и специалист по связям с общественностью, он же в народе «пиарщик». До этого каждое лето я ездила в разные места учить английский. Мои родители очень хотели, чтобы я уехала за границу, да и мне самой это было интересно.

Но главная причина состоит в том, что я год проработала в России и поняла, что мне сложно представить свою дальнейшую жизнь такой, какой она была в тот момент. Это не значит, что у меня была плохая работа. Просто в один прекрасный момент я подняла голову от рабочего стола и подумала: «Неужели следующие 30-40 лет я проведу вот так? Это не то, чего я хотела». Понятно, что если ты решил продолжить учебу, то тоже столкнешься с трудностями. Но этого мне хотелось больше. И я подала документы.

По какой программе ты поехала учиться?

Это была программа Евросоюза Erasmus: Planet Europe. Я училась в нидерландском вузе Radbound University Nijmegen и в британском Cardiff University.

Почему ты выбрала программу Planet Europe?

С восьмого класса меня привлекал менеджмент окружающей среды. К сожалению, у нас в России такого направления нет. Уехать учиться за границу по этой специальности раньше не было возможности. Даже в 2012 году, когда я подавала документы, на «Эразмусе» было гораздо меньше программ. А связанных с окружающей средой было всего две. Я подала заявку на обе и прошла на одну.

Почему ты решила поехать с помощью «Эразмуса», а не другой программы? Почему не поступала напрямую в университет?

У нас в Петрозаводске есть координатор, который помогает с данной программой. Тем более «Эразмус» у всех на слуху, и мне эта программа была достаточно знакома, поэтому я не искала другие варианты. Только после окончания учебы и опыта европейской жизни я поняла, что на самом деле таких программ огромное множество. И искать их можно в различных источниках, было бы желание.

Какие документы ты подавала и когда?

Обязательно нужны были мотивационное письмо и, как минимум, 3 рекомендации. Во время подачи документов на вторую программу у меня были трудности, потому что наши преподаватели из российского вуза по-английски не говорили, а от них нужны были рекомендации. В университете, в который я поступала, хотели, чтобы не я прислала перевод их рекомендаций, а чтобы мои преподаватели сами напечатали рекомендацию на английском языке. Также требовались рекомендации не только из университета, но и из таких сфер, как работа и досуг, для того, чтобы показать, что у меня охвачены все стороны жизни. Для сферы досуга я взяла рекомендацию от своего танцевального руководителя.

Я подавала документы заранее, это было в ноябре. И следующей осенью я поехала. Видимо, в декабре они принимают решения, а в январе они оповещают всех о своем решении. Потом освобождается несколько мест, потому что некоторые подают документы на несколько программ. Изначально я не получила стипендию, мне просто предложили место. Учеба стоила около 700 тысяч рублей за 2 года. Но потом, как я поняла, несколько людей отказалось, и мне предложили эту стипендию.

О чем ты писала в мотивационном письме?

На самом деле мое мотивационное письмо – это очень интересный случай. До поступления я ездила на год в Америку специально готовиться к магистратуре. Изначально я хотела поступать в США. Но потом я приехала в Россию, проработала здесь год и решила поступать в Европу.

В той языковой школе в Америке, где я занималась, нас учили писать мотивационные письма, заполнять документы. Также с кураторами мы выбирали вузы, смотрели, какие там нужны баллы.

Какие расходы покрывала стипендия?

Стипендия покрывала абсолютно все. Ежемесячно мы получали стипендию в размере 1000 евро, которую можно было тратить на что угодно. Еще два раза в год нам выдавали 1000 евро на транспортные расходы, например, чтобы съездить домой. Полностью покрывалась стоимость обучения и медицинская страховка. Но это касалось студентов из России, у студентов из Евросоюза все выплаты были в 2 раза меньше. На самом деле это было несколько несправедливо. Ведь мы понимаем, что у Болгарии и России уровень жизни и зарплат примерно одинаковый. Но, как и студенты Евросоюза, они получали стипендию в 2 раза меньше.

В каких еще странах ты училась?

В Нидерландах, Великобритании и немного в Швеции. Сначала я поехала в Нидерланды. Это были потрясающие впечатления. Если Америка не запала мне в душу, то в этом случае все было наоборот. Здесь были очень дружелюбные люди, которые всегда готовы помочь. Жителям Нидерландов свойственна высокая степень организованности, тебя не бросят, во всем помогут. У них есть центр координации: еще до того, как ты приехал, тебе подбирают жилье. Также есть предварительная встреча-адаптация, то есть когда ты приезжаешь, тебя готовят к учебе.

Сам университет отличается от российского. Там приятно находиться, есть зоны отдыха, комнаты для групповых занятий. На каждом факультете тоже есть свои специальные зоны, где можно посидеть за компьютером или бесплатно взять ноутбук для того, чтобы позаниматься. Вокруг парки, сады.

Что из себя представлял учебный процесс?

Он был нестандартно построен. Учеба у нас была 2-3 дня в неделю, по 2-3 пары, которые длились 1, 5 часа, как и в России. Все остальное время мы занимались самостоятельным обучением. Это книги, теория, было очень много учебных экскурсий. Также было очень много практики.

Но самыми шокирующими для меня оказались групповые задания. То есть два месяца ты слушаешь лекции, а потом в течение 1-2 месяцев работаешь в группе из 2-х, 4-х или 6-и человек. Причем, все из разных стран. Нужно суметь найти общий язык. Над одним заданием я работала в паре с девушкой из Германии, а в другой раз - с двумя парнями из Нидерландов и девочкой с Тайваня. Ребята из Нидерландов вообще молодцы, им знакома эта система образования, они очень много нам помогали. Сильного напряжения в плане учебы не было. Но за 2 года там я получила гораздо больше знаний, чем за 5 лет в России.

Расскажи о своих самых ярких впечатлениях.

Некоторые вещи меня больше всего поразили. Как я уже сказала, это групповая работа. Я получила очень много практических знаний – это то, чего мне изначально не хватало в России. Специально для нас организовывались встречи с администрацией города, с теми структурами, которые были связаны с нашим обучением. Мы ездили в другие регионы и даже в другие страны. Мы были в Евросоюзе, ездили в Брюссель, побывали в здании парламента. Еще один факт – в университетах за гранцией нет такой пропасти между преподавателями и студентами. Наставникам можно спокойно написать по электронной почте, позвонить или встретиться в неформальной обстановке. Люди очень открыты друг другу. Поначалу, конечно, было непривычно, что ты можешь иметь собственное мнение.

Какие выводы ты сделала после обучения за границей?

Я поняла, что мой интерес находится все в той же сфере, но пока не применим в России, к сожалению.

Расскажи о своих планах на будущее. Что ты будешь делать в ближайшие 5-7 лет?

Я хочу поступить в докторантуру. Но тут должен быть соблюден правильный баланс. С одной стороны, нужно хорошо учиться, с другой стороны, получать опыт работы. Сейчас в России я набираю его. Впоследствии я все-таки хочу продолжить учиться в докторантуре за границей. Я не знаю, как это можно будет применить в моей деятельности, но мне это интересно.

Дай 3 совета тем, кто хочет поехать за границу, и вообще всем студентам.

Во-первых, программа найдется для каждого. Нужно искать людей, которые могут тебе помочь, на самом деле людей с таким опытом немало. Второе – это английский. Какими бы хорошими не были знания, нужно уметь работать в системе тестов. Мне, например, сложно давались TOEFL и IELTS, но не потому, что я плохо знала английский. Я очень расстраивалась, мне все говорили, что у меня хороший английский, но почему-то по тестам был низкий балл. Поэтому было бы неплохо походить на специальные курсы или позаниматься с репетиторами, чтобы понять, как эта система работает. И тогда удастся хорошо сдать английский. Третий совет – обладать определенным авантюризмом, не бояться!

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram