Личный опыт

«Однажды прямо на сцене у меня расстегнулось платье!» Прима Музыкального театра о голосе, звездной болезни и зрителях

Сегодня героиня рубрики «Личный опыт» — Ольга Маслова, самая настоящая прима, которая исполняет первые партии во многих спектаклях Музыкального театра Карелии и наверняка знакома всем, кто хоть раз был в нашем театре. Ольга — лауреат всероссийского конкурса, сопрано, в ее арсенале — главные партии в спектаклях  «Евгений Онегин», «Кармен», «Летучая мышь», «Мадам Баттерфляй», «Волшебная флейта», «Пиковая дама», «Сильва», «Морозко», «Красавица Насто». Она откровенно рассказала нам о личном счастье, о том, что такое «зеленые спектакли», каково это — быть примой театра и почему карельский климат — не самый благополучный для пения. 

Родилась я в городе Череповце Вологодской области. С 4 лет начала заниматься музыкой — это было желание мамы. Меня очень скрупулезно готовили к поступлению в музыкальную школу, но когда настал час X, в силу своей стеснительности я не смогла вымолвить ни слова. Но меня все же приняли, так как там уже училась моя старшая сестра Надежда. В музыкальной школе я училась по классу фортепиано, но был предмет, который я любила больше всех остальных, — хоровое пение. Еще будучи ребенком, понимала, что неплохо пою. Так в пятом классе начались мои занятия вокалом. И вот именно тогда речь пошла о будущей профессии. Мой педагог Н.Н. Болдырева подготовила меня к поступлению в училище.

В 1997 году я стала студенткой Вологодского музыкального училища, которое окончила с отличием в 2001 году. Училась у педагога Н.Б. Лаптиевой; потом продолжила обучение в Нижегородской Государственной консерватории им. М.И. Глинки в классе И.В. Шабординой. Это были чудесные, волшебные годы, то, что больше никогда не повторится. Я очень благодарна своим педагогам за знания, за то, что ввели меня в мир музыки, за то, что всегда верили в меня.

Дальше начался сложный период — поиск работы. В такой момент решается все: сложится твоя судьба в профессии или нет. Так получилось, что первым моим театром стал Ивановский музыкальный. До сих пор поддерживаю теплые отношения с тамошними коллегами. Очень многому меня научили именно ивановские артисты, и там же мной были сделаны первые шаги на профессиональной сцене. Спасибо этому городу и театру! Однако мои поиски продолжились, так как в репертуаре Ивановского музыкального театра преобладает оперетта, а мне хотелось попробовать петь оперные спектакли. Я совсем недолго проработала в Рязанском музыкальном театре, после чего вновь продолжила поиски.

Случайно увидела в Интернете объявление: после ремонта Музыкальный театр Республики Карелия набирает труппу. На прослушивание приехала уже с трудовой книжкой и вещами. Юрий Исаакович Александров, который тогда набирал труппу, сказал мне: «Вы смелая девушка!» Так я оказалась в труппе нашего театра, а через две недели пребывания в Петрозаводске встретила своего будущего супруга, с которым мы восемь лет назад вместе учились в Вологде. Такой вот случился судьбоносный переезд!

Я не знаю, что значит жить без театра, этого необычного, интересного, чарующего мира, потому как никогда без него не жила. Артисты — счастливые люди: ведь кто-то ходит на работу только из-за того, что вынужден ходить, а мы делаем это исключительно по призванию, потому что иначе и быть не может. Театр для нас — в самом деле второй дом, мы полностью погружаемся в его атмосферу перевоплощения, реализации творческих идей, создания все новых и новых образов.

Люди творческих профессий иначе смотрят на окружающих и на мир в целом. Сейчас эра денег. Важнее рубль, а не человек. А представители культуры — все же больше люди души, ценящие внутренние человеческие качества и во многом работающие не ради денег, а для публики, для людей.

Я всегда думаю о том, что могу сказать со сцены в той или иной роли. Нужно иметь определенный багаж жизненного опыта, знаний, человеческих качеств, постоянно работать над собой, расширять свой кругозор. Каждая новая партия заставляет совершенствоваться, идти по пути преодоления себя. Лично у меня каждый новый спектакль оказывается сложнее предыдущего.

Для создания достоверного образа я стараюсь погружаться в эпоху и культуру страны, где происходит действие. Перевести текст клавира, если это иностранный язык. Так, работая над ролью Чио-Чио-сан в опере « Мадам Баттерфляй», много узнала о культуре Японии. Фильмы и книги — наши помощники. Искусство гейш — огромный пласт в традиционной культуре Японии. Столько тонкостей, исторических фактов! Пластика — очень важный элемент в роли. А в том, что касается человеческих переживаний, женских и материнских чувств, все мы одинаковы. Поэтому всегда в конце этого спектакля не могу сдержать эмоций.

Каждый выход на сцену — это событие! Всегда сильно волнуюсь: как все сложится именно сегодня, как будет звучать голос, как пойдет спектакль у меня, у партнеров. Ведь никто не может предугадать, каким он будет, это в своем роде лотерея. Всегда стараюсь быть удобной для партнеров; все мы зависим друг от друга, постоянно взаимодействуем. Я считаю, что на сцене не бывает одной звезды. Хороший спектакль — удача всего актерского состава, кропотливый труд всех театральных служб, работу которых зритель и не видит, но без которых — никуда. Работать с новыми партнерами тоже всегда интересно — любопытно, что может получиться в итоге.

В театральной жизни часто случаются курьезы, я бы сказала, всегда что-то происходит. Однажды на «Летучей мыши» в середине первого акта у меня расстегнулось платье, пришлось уходить со сцены боком. А в «Евгении Онегине» перестал вращаться круг, когда в сцене бала мы заходим в ротонду и там переодеваемся. Партнеры начинают паниковать: «Иди так, иди без туфель!» Вот и получается: и смех, и грех!

Бывает, артисты и сами шутят. В театре существует традиция «зеленого спектакля», когда мы балуемся и хулиганим на сцене, на полную катушку даем волю фантазии. Однажды в «Красавице Насто» и огурцы соленые на сцене жевали, и выходов себе добавили. Зрители, может, и не понимают, а нам весело!

Публика на спектаклях бывает разная. Случается, все артисты играют, просто выпрыгивая из штанов, а реакции нет, а бывает, спектакль играется вполноги, но зал реагирует очень живо. Зрители заряжаются друг от друга: один выразил свои эмоции, захлопал, крикнул «браво!» — и понеслось. У нашей северной публики свои особенности, она несколько сдержанна. Южане более эмоциональны и раскованны.

Карельский климат не самый благоприятный для пения, поэтому постоянно приходится себя контролировать, закаляться. Голос — очень тонкий, чувствительный инструмент, к нему надо относиться бережно. Как говорят, «дар Божий», и опять же — «Бог дал, Бог взял». Не будешь ценить — отберет.

За пределами театра мы обычные люди, любящие совершенно обычные вещи. Я могу выйти из театра, сесть в троллейбус и поехать домой вместе с теми, для кого только что пела со сцены. В повседневной жизни я тоже часто пою и могу сказать, что самое комфортное состояние для пения бывает дома, на кухне. Кстати, я очень люблю готовить, часто балую своих родных различными вкусностями.

Я не считаю себя ни звездой, ни примой, хотя и пою партии первого положения, тем более в нашем театре я не одна такая. На мой взгляд, если человек искусства начинает себя превозносить, на этом всё и заканчивается. Каждый здравомыслящий артист знает свои сильные и слабые стороны и не перестает совершенствоваться. Фальшь всегда видна, и если не сцене не можешь быть честным, то лучше и не выходить.

Наш сайт использует файлы cookies, Яндекс Метрику (включая РСЯ) и LiveInternet. Подробнее здесь.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram