Личный опыт

«Я уволилась, и в моей жизни начался ад!» Сотрудница организации, дающей деньги под 250%, о заемщиках и фотографиях в подъездах

О том, как печально может закончиться попытка взять маленький кредит под очень большие проценты, «Губернiя Daily» писала неоднократно. Все помнят громкую историю о коллекторе, угрожавшем взорвать детский сад, в котором работала женщина, оформившая микрокредит на 15 тысяч под 730% годовых! Организация, в которой работала наша собеседница, дает деньги в долг. 

Екатерина Д. проработала в микрокредитной организации почти год. А после увольнения, по ее словам, начался ад.

С точки зрения зарплаты работать в таких организациях неплохо. В мои обязанности входило привлечение клиентов, «холодные» звонки, заключение договоров и отслеживание платежей. То есть ведение клиента от начала до конца. Частичными взысканиями тоже приходилось заниматься, но это касалось переговоров с родственниками должника или, например, звонков его работодателю.

Наша ставка составляла 250% годовых. Конечно, это очень большой процент, взял ты 20 тысяч, отдал 46. Поэтому к нам обращаются в основном те, кто с нами уже работал и смог благополучно рассчитаться,  найти новых клиентов довольно тяжело.

Клиенты микрокредитных организаций — это пенсионеры или те, кому отказали крупные банки. Шансы расплатиться без больших потерь есть у людей, которые например, вот сейчас, в этот момент, нуждаются в займе, но при этом точно знают, что через 2-3 недели у них появится нужная сумма и они смогут рассчитаться с кредитом. В этом случае процент  будет чуть меньше, но не принципиально, конечно. Если человек, например, за две недели рассчитается с займом, то переплатит ту же 1 000 рублей. Но если растянет хотя бы на месяц,  то процент будет таким же, как у всех.

В микрокредитных организациях предусмотрены еженедельные выплаты, поэтому, прежде чем обратиться за займом, подумайте, сможете ли вы каждую неделю вносить деньги. Есть люди, которые получают зарплату в конце недели или ежедневно, продавцы, например. Им, конечно, легче. Остальным лучше все же поискать кредит с ежемесячным погашением и спать спокойно.

Хороших клиентов менеджеры стараются держать, как говорится, на волне. Если человек добросовестно вносил деньги, но, допустим, потерял работу или заболел, мы всегда просили его где-то перехватить небольшую сумму, перезанять, чтобы не пропускать платеж и не создавать себе проблем — ведь в этом случае он будет должен еще больше. Но так, конечно, менеджеры работают не со всеми, а только с теми, кто регулярно платит.

Если же клиент переходит в категорию должников, то работа с ним ведется уже жесткими методами. Занимаются этим уже не менеджеры, а служба безопасности банка. Они могут звонить родственникам или работодателям, но это еще лайт-вариант. Другое дело — ночные визиты к должнику. В квартиру, конечно, ломиться не станут, но могут залить клеем замочную скважину, обклеить весь подъезд фотографиями неплательщика с соответствующими надписями или спустить колеса у автомобиля. Словом, будут доставлять всяческие неприятности, избегая серьезных нарушений закона.

Сейчас закон ограничил подобные действия, но эти ограничения легко обойти. Например, теперь нельзя звонить клиенту чаще раза в неделю и говорить о его задолженности. Поэтому все остальные разговоры могут начинаться с разговора о делах должника и его самочувствии. В таком случае уже не считается, что банк позвонил с какой-то претензией, но в конце концов разговор все равно сведется к задолженности.

Служба безопасности всегда работала жестко, и все, что люди пишут о взыскании долгов, это не вымысел. Причем взыскатели не делают разницы между молодым парнем, которому работать и работать, и одинокой пенсионеркой, обратившейся за кредитом не от хорошей жизни. Некоторых заемщиков действительно жалко. Я считаю, что по-человечески пенсионеру можно пойти на уступки, снизить ставки, но правила компании не позволяют это делать. Поэтому текучка среди служебников очень большая, это тяжелая в моральном плане работа, так что даже подготовленные люди и не выдерживают и уходят.

Все сотрудники службы безопасности — это бывшие полицейские или работники других силовых структур, по разным причинам расставшиеся с прежней работой. Это обязательно условие, чтобы у служебника были связи, которые помогут при разрешении разных конфликтов. Одно время, например, участились случаи нападений на менеджеров, и надо было, чтобы сотрудники могли спокойно приехать и написать заявление в полицию.

Мне тоже пришлось это делать, но уже по другому поводу. В микрокредитной организации я проработала почти год, а в начале мая уволилась. Причиной были несложившиеся личные отношения. Надо было контролировать свои разговоры, но все мы люди... И тут я узнала, что к неугодным работникам применяются те же методы, что и к должникам. Ушла, и в моей жизни начался ад: в мой адрес поступают угрозы, с соцсетях рассылается информация, будто  должна денег компании. Причем среди адресатов люди, которые меня почти не знают. По поводу угроз и я написала заявление в полицию.

Как вы понимаете, противостоять такой компании довольно трудно. Это крупная организация с мощным юридическим отделом и профессиональной службой безопасности. Поэтому и должники предпочитают не связываться, а терпят прессинг со стороны таких организаций.  Да, если человек должен какую-то сумму и есть договор, то тут закон его не защитит, деньги придется отдать, какими бы большими не были проценты. Но когда начинаются угрозы, а угрожать могут и семье должника, то это уже статья Уголовного кодекса. Многие просто боятся обращаться в полицию, но в принципе любую ситуацию можно разъяснить, а не спускать на тормозах. Все же деньги деньгами, а отношения отношениями, и я считаю, что  тех, кто портит вам жизнь или угрожает, надо наказывать.

Срочные новости в нашем Telegram