Личный опыт

«Звездной болезни у меня нет!» Выпускник ВГИКа рассказал о зарплате, жизни в провинции и о том, как его занесло в Петрозаводск

Сегодняшний герой рубрики «Личный опыт» — Артур Ахикян-Зеленский, актер Национального театра РК и выпускник ВГИКа, что для нашего города большая редкость. Вы его уже видели однажды в одном из выпусков «Красивого Петрозаводска». Артур откровенно рассказал, как поступил во ВГИК, почему после окончания учебы не остался в Москве, а приехал в незнакомый Петрозаводск, и почему ему иногда бывает одиноко в нашем городе.

Родился я в Петропавловске-Камчатском, там прожил семь лет а, потом отца, который служил в военно-космических войсках, перевели в другой гарнизон. Дед мой испытывал ракеты на космодроме Байконур, ушёл на войну сыном полка, вместе с прадедом в Великую Отечественную они дошли до Берлина. Самая настоящая династия военных. Только я пошёл, вопреки всем надеждам, в актёры, хотя и не сразу. После школы совершенно не представлял, какая профессия может заинтересовать меня настолько, чтобы я мог посвятить ей всю свою жизнь. Были попытки поступления на философский факультет, но в последний момент меня «срезали».

Пробовал подавать документы в Театральный институт им. Б. Щукина и во ВГИК, но не успел в срок. Был интересный, в чем-то мистический случай, когда, войдя в здание «Щуки», я увидел стоящую на фортепьяно женскую туфельку. И творческая мысль заработала: мол, если здесь так, значит и у меня всё наперекосяк будет — полнейшее хулиганство. В конце концов поступил в Московский авиационный институт, после окончания которого я должен был проектировать и строить ракеты и ракетно-космические комплексы.

Проучился год и не заладилось. Вместо чертежей пел песни педагогам. Кстати, МАИ любит «случайно» выпускать актеров: там в свое время учились Михаил Задорнов и Лион Измайлов. Я снова подал документы в «Щуку», но не поступил: судьба направила меня во ВГИК, где в том году конкурс составил 350 человек на место. Было три тура, где предстояло читать прозу, стихотворение, басню, а еще показать этюды, плюс проверка физических данных, а после собеседование, где мастер мог задать любые каверзные вопросы.

Готовился сам, на удачу, а на экзамене из прозы читал отрывок из рассказа Василия Макаровича Шукшина «Печки-лавочки», из поэзии — стихотворение А. Блока «Девушка из Spoleto». Мастер наш, замечательный актер и человек Александр Михайлов (главные роли в фильмах «Любовь и голуби», «Мужики!», «Одиноким предоставляется общежитие» и многие другие) очень любит поющих ребят. А я на тот момент имел весьма своеобразное представление о вокале. Но подготовил для прослушивания «Марш Авиаторов»: Все выше и выше, и выше…» Пел изо всех сил, как говорится, от пяток до макушки. Александр Яковлевич смеялся, смеялась и приёмная комиссия. Пройдя все семь кругов творческих испытаний, учитывая собеседование, на котором Александр Яковлевич просто спрашивал о родителях и моём детстве, я был принят.

Учиться на актерском факультете сложно. Ну, представьте, студенты курса двадцать пять человек находятся вместе буквально с утра до ночи. Переодеваются, едят, делают этюды: столь необходимое любому человеку личное пространство сводится к минимуму. К тому же практически каждый считает себя индивидуальностью, верит в свою непревзойденность, величие, а двадцать с лишним «великих» в одном коллективе «это беда, ай, беда», как говорил наш мастер.

Считаю, что профессия актера не терпит бесталанности и фальши. Всегда старался следовать своему внутреннему чувству правды. Было время, когда я начал сомневаться в своей искренности и взял мощнейший материал: отрывок из «Гамлета», монолог «Быть или не быть?». Долго искал Офелию, нашёл, необычную, совершенно непохожую на стереотипную Офелию девочку Машу, мою однокурсницу.

Терзал себя постоянно, что-то искал — не получалось, и вдруг однажды моя Офелия сказала: «Отпусти себя, пусть все будет, как в жизни, без напряжения». И помню, как, сидя у высокого трона, обитого чёрной тканью, уставший, я, выпустил на волю наболевшее, почувствовал, каково быть принцем, которому никогда не суждено быть королём: ком к горлу подступил мгновенно. Все прежние наработки словно ушли в песок, осталось только твёрдая уверенность в своём пути, в поиске, правдивом и искреннем, настолько, насколько я способен реализовать его в своей жизни.

Я всегда старался искать свой путь, играть в собственном стиле; мне кажется, актер не должен быть марионеткой в руках режиссера, а обладать фантазией, воображением, стремиться к оригинальной интерпретации роли. Мне нравится перевоплощение, когда «лепишь» героя сам, создаёшь его облик, примеряешь его на себя и меняешься под его воздействием.

Почему, окончив ВГИК, я очутился в Национальном театре РК, а, к примеру, не остался в Москве? Как это ни парадоксально, но молодые актеры в столице никому не нужны. И из-за конкуренции и по ряду других причин. Не хочу сказать ничего плохого, но старые артисты не хотят уходить из театра — и их можно понять. В кино мелькают одни и те же лица. Однако наш мастер, Александр Яковлевич Михайлов всегда говорил: «Езжайте в провинцию!» Там молодой актёр получает шанс набраться опыта, быть в профессии, играть интересные роли.

Впервые я побывал в Петрозаводске, еще будучи студентом. Поразился, что есть такой театр именно финский, поскольку мне всегда были близки традициями и душой финно-угорские, скандинавские народы, саамы. Камчатка, моя родина, тоже край шаманов! Однако оказалось, что попасть в Национальный театр не так-то просто! Необходимо было показывать драматические отрывки точно так же, как и в Москве, подготовка заняла один вечер, благо ребята-однокурсники выручили костюмом и реквизитом.

Я играл отрывок из нашего дипломного спектакля — пьесы М. Рощина «Валентин и Валентина», моя роль в нём — Сашка Гусев, одессит, морской офицер, искренне влюблённый в главную героиню. Еще читал фрагмент из повести Л. Толстого «Казаки». Наконец меня приняли, чему я был несказанно рад. Сейчас учу финский язык, а еще в годы студенчества у меня был опыт исполнения этюда на шведском языке; кроме того я изучал древнеисландский, хотел переводить саги суровых викингов.

Я приехал в Петрозаводск 23 августа и уже исполнил небольшую сольную партию в танцевальном спектакле «Экзамен Dance», сыграл Антонио в постановке «Двенадцатая ночь» по пьесе У. Шекспира. Репетирую роль Деда Мороза для новой сказки «Волшебный посох»

Актеры в труппе добрые, отзывчивые, всегда готовы прийти на помощь, меня хорошо приняли; только практически все — уже взрослые, семейные, после работы бегут домой к своему очагу. А я, привыкший к массовому веселью и коллективному времяпровождению, сталкиваюсь с чувством одиночества. Избавляюсь от него при помощи музыки, прогулок по набережной, физических упражнений. В Карелии восхитительная природа, от её видов душа поёт. А еще я с четырнадцати лет пишу стихи, рассказы, письма. Если что-то внутри меня «высыхает», я пробую себя в другой сфере; любые виды искусства — взаимообогащающие вещи.

Один из моих литературных кумиров — писатель Сергей Довлатов с его смешной и одновременно пронзительно-печальной прозой, описанием жизни такой, какой он ее видел. А любимый актер — Александр Кайдановский, который в фильме «Сталкер», на мой взгляд, вышел за рамки актерской профессии, поднялся на иной, мистический уровень, стал проводником высших сил. Кстати, Кайдановский — единственный ученик Андрея Тарковского в его режиссерской мастерской, за всю историю ВГИКа был всего один такой прецедент.

А еще меня безудержно тянет в 70-е, в те времена, когда Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Майк Науменко творили, потому что хотели творить и делали это искренне, ни на кого не оглядываясь, ничего не боясь, не думая о материальной выгоде. Что касается моей сегодняшней зарплаты в театре, то она не слишком велика, но мне хватает, хотя, конечно, жаль, что большинство людей, занятых в сфере культуры и искусства, получают немного.

Конечно же, у меня есть мечты и планы. Я хотел бы издать свои рассказы, сделать музыкально-поэтический проект со своими и не только стихотворениями, сняться в одной из главных ролей в хорошем фильме. Небольшой опыт съемок у меня уже есть, но это были эпизодические роли: например в фильме К. Шахназарова «Белый тигр» я сыграл одного из солдат.

Я отрицательно отношусь к звездной болезни, мне кажется, актер должен быть скромным: за человека говорят его поступки. У меня своеобразное отношение к жизни, я стараюсь быть воином, бороться за то, чтобы все было так, как нужно мне, — настоящие воины никогда не опускают руки. Я счастлив, что Петрозаводск принял меня, и верю — впереди нас ждут неожиданные и замечательные по своему величию и красоте события и открытия.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram