Архив

«18+»: в России детские игрушки будут маркировать по возрастным категориям

В России разгорелся скандал вокруг детских игрушек. В Центральном детском магазине на Лубянке сотрудники СК нашли фигурки солдат в нацистской форме. Многие покупатели были возмущены: мол, как же так, накануне 70-летия Победы рядом с Кремлем и Красной площадью на продажу выставлены игрушки с фашистской символикой. Один из посетителей рассказал, что пошел в новый «Детский мир» купить сыну фигурки советских солдат-победителей. Но вместо них обнаружил на прилавке выстроившихся, как на парад, нацистов, включая оберштурмбанфюрера СС Отто Скорцени.

Рядом со Скорцени была фигурка немецкого карателя из фельджандармерии, истреблявшей партизан на оккупированных территориях. Все солдатики выполнены с высокой точностью и детализацией, хорошо видны нацистские регалии и знаки отличия, в том числе и свастика, и эмблема СС в виде черепа с костями.

В магазине, а также квартирах руководства Центрального детского магазина прошли обыски. Возбуждено уголовное дело, продукция с фашистской символикой изъята, ведется следствие, устанавливаются места продажи аналогичных товаров. Федеральное агентство по делам молодежи призвало волонтеров и неравнодушных граждан провести рейд по детским магазинам с игрушками в своих городах.

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина тут же выступила с инициативой необходимости маркировки детских игрушек по возрастным категориям: «0 месяцев+», «3 месяца+», «6 месяцев+», «9 месяцев+», «12 месяцев+», «18 месяцев+», «2 года+», «3 года+», «6 лет+», «12 лет+» и «14 лет+». Административный штраф предусматривается в том случае, если игрушки будут продавать без указания допустимого возраста. Сообщить о несогласии с возрастной маркировкой смогут и сами покупатели.

Также в России может появиться такой статус игрушки, как «детская национальная». Его предлагается присваивать тем детским товарам, которые созданы на основе историко-культурных традиций народов России. Такая игрушка должна не только быть выпущена российским производителем, но и выполнять воспитательную функцию и быть безопасной для ребенка.

Кроме того, значительное место в законопроекте занимает вопрос защиты детей от игрушек, которые потенциально способны нанести ребенку вред – как физический, так и необратимо влияющий на психическое, душевно-нравственное здоровье. Необходима разработка обновленного технического регламента, который устанавливает показатели химической, биологической, механической, пожарной, электрической безопасности для детей.

Что думают известные люди России и Карелии?

Ксения Разуваева, директор Роспатриотцентра:

– Эта возмутительная ситуация свидетельствует о том, что искажение истории и подмена ценностных ориентиров происходит даже здесь, на полках безобидных игрушек, в умах еще тех, кто сам не может отличить правду от лжи, добро от зла. Эта ситуация априори возмутительна, но ужас становится еще отчетливее на фоне подготовки нашей страны к празднованию 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Елена Мизулина, депутат Госдумы:

– Задача – отрегулировать на законодательном уровне важные вопросы, связанные с продажей этой продукции. Нам пишут о засилье некачественных, небезопасных для ребенка импортных игрушек, жалуются, что вне закона о защите детей от вредной информации оказались компьютерные игры. Проблема остается актуальной и, к сожалению, нерешенной.

Сейчас ситуация такова, что маркировка ставится по желанию и усмотрению производителя или распространителя. Законопроектом предполагается, что такая маркировка будет обязательной. А за оборот игровой продукции без возрастной маркировки будет введена административная ответственность. Вопрос же о размере штрафов за нарушение законодательства необходимо дополнительно обсуждать с экспертным сообществом.

Игрушка – то, что формирует личность ребенка. Это неотъемлемая часть его жизни. При этом в российских законах до сих пор отсутствует понятие «игровая среда». В результате чиновники, которые обязаны обеспечивать эту игровую среду как часть жизни ребенка, например, в детских садах, понятия не имеют, какие требования предъявлять.

Если мы говорим об обязательных требованиях к безопасности здоровья ребенка, то учитываем несколько составляющих – физическую, психологическую, социальную, духовно-нравственную и эстетическую. В данном случае мы имеем дело с очень тонкими гранями. Нацистская символика совершенно однозначно воспринимается россиянами (и не только ими) как пропаганда. Кроме того, речь о продукции, предназначенной для детей. Дети могут воспринять такую игрушку как норму, что абсолютно недопустимо.

Павел Астахов, уполномоченный по правам детей РФ:

– Мы должны объяснять детям, что есть плохой солдатик, есть хороший, но изъятие детских игрушек с такой символикой – это перегиб.

Владислав Кононов, руководитель департамента информационной политики Российского военно-исторического общества, кандидат исторических наук:

– Фальсификация истории происходит не только в книгах и высказываниях политиков. Она случается и на бытовом уровне, на уровне в том числе фотографий и «детских игрушек». В главном детском магазине страны продавались бюсты нацистских преступников с детализацией нацистской атрибутики. Это категорически недопустимо и с точки зрения закона, и с морально-этической точки зрения. Одной из причин массового помешательства немцев в 30-х годах стала нацистская эстетика. Красивая форма была ее неотъемлемой частью.

Григорий Пернавский, историк:

– В России люди, которые занимаются стендовым моделизмом (даже если они делают каких-нибудь штандартенфюреров СС), это патриотическая прослойка грамотных людей. Для того чтобы строить модели, им приходится изучать очень много исторической литературы. Я не встречал еще ни разу в этой среде носителей нацистской или фашистской идеологии, в «Детском мире» не преследовали пропагандистских целей. Возникшая же шумиха может привести к запретительным мерам, которые переведут стендовый моделизм в подполье. А это мы уже проходили в советские времена c книгами: в результате в девяностых полки книжных магазинов оказались завалены ревизионистской литературой.

Юлия Бокачёва, психолог, центр тренинга и психологического консультирования «ИМЕНА»:

— На мой взгляд, пока говорить что-то определенное о подобном законопроекте довольно сложно, так как информации о нем маловато. С какой целью предлагается маркировка игрушек? Как и кем будет приниматься решение о подходящем возрасте? И что дальше? Купить или не купить игрушку, разрешить или не разрешать играть в определенную компьютерную игру — всё-таки ответственность родителя.

И главное, чтобы родители это осознавали и понимали, что они привносят в жизнь своего ребенка, покупая ему страшненьких монстров или не лимитируя определенные компьютерные игры.

Срочные новости в нашем Telegram