Архив

Мать семерых детей арестовали за измену Родине

Мать семерых детей, жительницу Вязьмы Светлану Давыдову арестовали по подозрению в государственной измене в пользу Украины. Звучит шокирующе и абсурдно. Как и вся эта история. По версии следствия, Светлана Давыдова сообщила в посольство Украины о якобы готовящейся отправке российских войск в Донбасс. Такие выводы она сделала на основе услышанного в маршрутке разговора военнослужащего. Давыдова предположила, что речь шла о переброске войск в Донецк. При этом женщина заметила, что находящаяся неподалеку от ее дома воинская часть опустела. В посольство женщина позвонила еще в апреле 2014 года, но задержали ее только сейчас.

– В глазке я увидел нашего участкового. Он через дверь сказал, что на нас жалуются соседи. У нас семеро детей, – рассказал муж задержанной Анатолий Горлов. Затем, по словам Горлова, в квартиру вошел следователь ФСБ в сопровождении людей в камуфляже. После этого Давыдову увели, а в квартире провели обыск.

Спустя сутки женщину этапировали в Москву, где в отношении нее была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Муж Давыдовой отметил, что суд не стал учитывать наличие у арестованной малолетних детей. В постановлении об аресте на два месяца судья указала, что обвиняемая может «скрыться и повлиять на свидетелей».

Муж многодетной матери рассказывает, что оппозиционерами, пацифистами и активистами их семью назвать нельзя. Просто жена искренне интересовалась происходящим на Украине и была против любых военных действий на ее территории.

Больше 30 тысяч человек подписались под просьбой Путину за изменение меры пресечения в отношении Светланы Давыдовой. Среди подписавшихся – телеведущий Леонид Парфенов, телеведущая Елена Чекалова, глава фонда «Подари жизнь» и актриса Чулпан Хаматова, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, бывший юрист ЮКОСа Светлана Бахмина, блогер Антон Носик.

Светлана Давыдова воспитывает семерых детей – своих и от первого брака мужа. Младшему еще не исполнилось и трех месяцев.

Через несколько дней после ареста Светлана признала свою вину в госизмене. Как заявили представители ФСБ, в течение месяца они обнародуют всю информацию по данному делу и дадут комментарий. Светлане Давыдовой грозит до 20 лет лишения свободы.

Вчера Светлана Давыдова вышла из СИЗО «Лефортово». По ходатайству защиты следователь изменил ей меру пресечения на подписку о невыезде. По словам адвоката, она планирует вернуться домой в Вязьму.

РИА Новости http://ria.ru/incidents/20150203/1045761570.html#ixzz3QkwT8bH3

Что думают известные люди России и Карелии?

Елена Пальцева, юрист Экспертно-правового партнёрства «Союз», член Общественной палаты Карелии:

– Сегодня весь интерес СМИ в отношении обвиняемой Светланы Давыдовой направлен исключительно к мере пресечения, выбранной для нее судом, – заключение под стражу на два месяца. При этом в стороне от общественного внимания остаются юридическая и морально-этическая стороны ее поступка. Сначала определимся с понятиями: предательство и госизмена. Какое из этих противоправных действий совершила обвиняемая? Очевидно, что ее действия можно квалифицировать как предательство интересов России. И дело не в том, какую информацию она передала посольству Украины, ценную или нет, достоверную или ложную. А сам посыл – передать данные стране, которая совершает геноцид в отношении русских на своей территории. Факт остается фактом – передача информации, по ее мнению важной, Украине произошел.

Можно ли ей инкриминировать госизмену? Есть несколько стадий совершения этого преступления. Так, одна из стадий – покушение на преступление. Ее действие направлено на совершение преступления (факт передачи информации по телефону не оспаривается), но квалифицирует ли его суд как оконченное преступление, то есть госизмену, будет зависеть от того, какую конкретно информацию она передала.

Нельзя забывать и о морально-этической стороне данного поступка. Обвиняемая передала информацию для Украины, ведущей военные действия против Донецкой и Луганской республик, в результате которых гибнет большое количество мирных граждан. Среди убитых и искалеченных есть, к сожалению, и дети. Казалось бы, обвиняемая, являясь многодетной матерью, должна была, как и абсолютное большинство граждан России, относиться к страданиям гражданского населения Донецка и Луганска с состраданием, но очевидно, что она предпочла быть на стороне Запада, всячески прикрывающего действия преступного украинского правительства, ведущего войну с собственным народом. Хотя нельзя исключить, что действиями Светланы Давыдовой руководили обычные меркантильные соображения, которые были спровоцированы какими-то силами, использовавшими ее желание заработать.

Но при всем этом нельзя не отметить того, что мера пресечения для обвиняемой была выбрана, на мой взгляд, излишне жесткая. Закон предусматривает сегодня целый набор мер пресечения, в том числе домашний арест, залог и подписку о невыезде. В данном случае домашний арест мог бы быть вполне адекватной мерой, ведь человек, помещенный под домашний арест, не имеет права пользоваться средствами связи – телефоном, Интернетом и почтой. Он также лишен возможности общаться с другими людьми, кроме ближайших родственников, следователя и адвоката. Эти ограничения позволили бы исключить давление на свидетелей (именно этим мотивировал судья свое решение о заключении обвиняемой под стражу).

А в целом ситуация странная! Что толкнуло мать семерых детей, погруженную в домашние хлопоты и заботы, на довольно странный поступок – передачу шпионской информации в посольство Украины? Как бы то ни было, искать оправдание ее поступку, как это делают многие СМИ, только на основании, что она многодетная мать, нельзя. Необходимо отбросить излишние эмоции и по существу дать объективно-правовую оценку ее деянию.

Анна Ставицкая, адвокат:

– Обвинения жительнице Вязьмы не соответствуют Уголовному кодексу. Статья 275 УК РФ, предусматривающая до 20 лет лишения свободы, трактует государственную измену как выдачу государственной тайны или оказание консультационных услуг другому государству, которые «направлены против безопасности РФ». То есть получается, что в ходе этого дела ФСБ придется признавать факт отправки военнослужащих на Украину или же утверждать, что соседнее государство ведет с нами войну и на нас должно напасть. То есть это в любом случае ставит следователей в неудобное положение. Обвиняемая не могла иметь доступ к государственной тайне, а потому и не могла разгласить ценные сведения.

Сергей Кривенко, член Совета по правам человека при президенте:

– Расширительное толкование «государственной измены» было принято в ноябре 2012 года. В соответствии с ним под понятие госизмены подпадает оказание любой «финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». В той же статье говорится и о выдаче сведений, составляющих государственную тайну, а данные о дислокации воинских частей в этот перечень попадают вне зависимости от того, куда именно были отправлены военнослужащие – на восток Украины или нет. Правда, есть там и оговорка о том, что такие сведения должны попасть к человеку «по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Так что тут нужно разбираться крайне скрупулезно в деталях, трактовки могут быть самые разные.

Александр Хинштейн, член «Единой России» и зампредседателя комитета Думы по безопасности:

– Могу вам сказать как человек, выросший на художественных фильмах типа «Зеленой цепочки»: в моем понимании человек, который подает сигналы из ракетницы для вражеских самолетов, не может оставаться на свободе. Можно спорить относительно квалификации деяний этой гражданки, но дело, несомненно, идет о нанесении ущерба безопасности страны. Интересно отзеркалить эту ситуацию: как бы повели себя наши коллеги из СБУ Украины? Представим себе человека с Украины, который звонит в российское посольство и сообщает о передислокации воинских частей украинских вооруженных сил. Будут ли они квалифицировать это как антиукраинские действия? Мне кажется, что будут. А если мы посмотрим практику привлечения к ответственности за измену на Западе, в первую очередь в США, там привлекаются к ответственности люди при гораздо меньших доказательствах и получают они максимальные сроки, причем без срока давности. Как аукнется, так и откликнется. Это общемировая практика.

Дмитрий Аграновский, адвокат:

– Светлана Давыдова, может, и некрасиво поступила с точки зрения патриотизма, но реального ущерба государственным интересам России и помощи иностранному государству нет. Представим, что Иван Иванович Иванов пошел в посольство США и сообщил им ложные сведения. Есть там состав или нет? Я считаю, что нет. Для статьи «Госизмена» должна быть реальная помощь иностранному государству. Так что если эта воинская часть реально не была отправлена в Донецкую и Луганскую народные республики, то в действиях Светланы нет состава преступления. Если же перемещение было, то состав есть. Но ведь Россия официально не участвует в боевых действиях в регионе. Я в детстве видел, когда из части поблизости солдаты с песнями ходили в баню, туда и обратно. Не всякое обсуждение перемещения войск составляет гостайну.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram