«Платону» – не друг? Против чего бастуют дальнобойщики по всей России
19 ноября в нескольких десятках российских городов прошли повторные акции протеста дальнобойщиков, недовольных вводом платы за проезд грузовиков по федеральным трассам.
Система по взиманию денег с водителей, получившая название «Платон», заработала 15 ноября – причем после первых протестов власти пообещали, что до марта 2016 года штрафы за неиспользование системы будут взимать только в Московской области. Оказалось, что штрафы уже берут и в других регионах – это вызвало дополнительное недовольство дальнобойщиков.
Основной метод протеста – акция «Улитка». Суть в том, что грузовики выстраиваются в колонну, заняв всю дорогу, и движутся очень медленно, со скоростью примерно 5–10 километров в час. «Улитка» практически парализует движение и создает гигантские пробки, при этом власти практически ничего не могут поделать для борьбы с ней. Исключение – Липецк, где сотрудники ДПС перекрыли въезд в город и не пустили дальнобойщиков, объяснив это тем, что грузовикам запрещен проезд по городским улицам.
Другой метод борьбы – пеший. Протестующие начинают переходить по пешеходному переходу туда-обратно, перекрывая таким образом движение. В Челябинске парализованную дорогу освободили вручную – сотрудники ГИБДД стали регулировать движение транспорта и пешеходов. В Бурятии дальнобойщики просто отказываются выходить в рейсы на платные дороги.
Массовые акции не обошлись без происшествий. На трассе М-10 под Тверью фура въехала в толпу протестующих. Один человек погиб, трое были травмированы. Пострадавших могло быть больше, но в последний момент троих мужчин оттолкнул сотрудник ГИБДД.
В Энгельсе Саратовской области полиция задержала семерых бастующих дальнобойщиков, но после беседы в полиции их отпустили. Появилась информация, будто бы в Петрозаводске машина ГИБДД сбила одного из протестующих, мужчина получил травмы. Однако ГИБДД обнародовала запись видеорегистратора, чтобы доказать, что не патруль сбил бастовавшего дальнобойщика, и действительно, складывается впечатление, что протестующий симулировал факт наезда.
В Дагестане дальнобойщики избили водителя из Белоруссии, который отказался участвовать в протесте – он в ходе ссоры ударил монтировкой по голове одного из участников акции и пытался скрыться, но его догнали.
В Петрозаводске водители фур сначала блокировали движение на Лесном проспекте, а затем пытались колонной проехать по Петрозаводску, однако сотрудники ГИБДД рассредоточили поток машин, и водители завершили акцию у офиса «Платона» на ул. Шотмана. В акции приняли участие несколько десятков большегрузных машин и несколько сотен водителей грузовиков.
Напомним суть конфликта. С 15 ноября с каждого грузовика весом от 12 тонн владельцам пришлось бы платить по 3,5 рубля за каждый километр. Изначально с них планировали брать по 3,73 рубля. Но, видимо, испугавшись протестов водителей, цену уменьшили до 3,5 рубля. Такой расклад дальнобойщиков все равно не устроил. Нововведения косвенно коснутся и простых граждан. Скорее всего, сумму, которую будут брать с грузовиков, просто включат в стоимость товаров, которые поставляются в магазины.
Как уверял Росавтодор, именно 12-тоннки наносят 56% вреда федеральным трассам. По их данным, проезд одной фуры сопоставим с передвижением 50 тысяч легковых машин. «В результате только на ремонт и капремонт трасс Росавтодор вынужден тратить порядка 130 млрд рублей ежегодно. Получается, что владельцы легковых автомобилей фактически оплачивают выставленный перевозчиками «счет» на восстановление инфраструктуры», – отметили в ведомстве. Но непонятно, откуда взялось сопоставление одной фуры с 50 тысячами легковых машин. Кто и как считал?
После акции протеста правительство установило до 29 февраля 2016 года размер платы 1,53 рубля за километр вместо планировавшихся 3,73 рубля, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го он составит 3,06 рубля на один километр. После повторной акции протеста Минтранс России сообщил, что освободит водителей грузовиков от штрафов за неуплату взносов в систему «Платон». Одновременно с этим принято решение снизить штраф для владельцев автомобилей с 450 до 50 тысяч рублей. До внесения изменений в КоАП водители штрафоваться не будут.
Однако осталось непонятно, какую юридическую силу имеет послание Минтранса. Взимание платы с фур по системе «Платон» и наказание нарушителей предусмотрено законами, которые никто не отменял. За выполнение законов на практике в части КоАП отвечает ГИБДД, которая, как и суды, Минтрансу никак не подчиняется.
После введения сбора денег с грузовых автомобилей магазины не получали от 1 до 9 процентов продукции.
Самый высокий процент недопоставок – сахар, макаронные изделия и косметика. От 1 до 3 процентов товаров задерживали или не привозили поставщики хлебобулочных продуктов, рыбных товаров, чая, яиц, детского питания. Основная часть недопоставок – 45 процентов – пришлась на Москву и Московскую область.
191 миллион за 5 дней
Компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», 50 процентов которой принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю, разработала систему «Платон» и будет ее эксплуатировать и обслуживать в течение 13 лет. За это государство по договору концессии с РТИТС будет платить компании 10,6 миллиарда рублей в год из средств, собранных за проезд, остальное будет идти в Федеральный дорожный фонд для ремонта федеральных трасс. Исходя из утвержденного правительством тарифа, в течение первого года планируется собрать 50 миллиардов рублей.
В создание системы РТИТС на этапе ее внедрения вкладывает собственные средства – 2 миллиарда рублей и заемные деньги Газпромбанка (27 миллиардов рублей). Планируется передать в пользование владельцам грузовиков около 2 миллионов устройств, которые позволят контролировать перемещение по федеральным дорогам, установить около 480 стационарных рамок контроля и 100 мобильных комплексов. Система «Платон» собрала 191 миллион рублей в Федеральный дорожный фонд за пять дней работы.
Что думают известные люди России и Карелии?
Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов:
– Существует множество способов отъема денег у населения, менее затратных, надежных и опробованных годами. Например, акциз, который включается в стоимость топлива. При этом соблюдается все, чем «гордится» «Платон»: маленькие машины платят меньше, большие – больше. Тяжелый грузовик расходует в 4 раза больше топлива, чем маленький. Никаких механизмов регистрации, перерегистрации, штрафов. Человек заплатил за топливо – акциз пошел в карман государства. Здесь же пытаются всучить абсолютно ненадежный вариант.
Руслан Шанкин, гендиректор автотранспортной компании ООО «Навигатор-М»:
– Проезжая по МКАД, можно увидеть выбитые в асфальте колеи в двух левых рядах, где идут только легковые машины. В правых же рядах, по которым двигаются грузовики, колейности нет. Система не учитывает некоторые тонкости дороги. Например, один перевозчик столкнулся с тем, что система проложила маршрут по дороге, где высота моста 3,5 метра, а высота автопоездов 4 метра. Если кто-то такой маршрут оформит, ему, возможно, придется объезжать там, где маршрут не прописан. Камера его там сфотографирует, и он будет оштрафован на 450 тысяч рублей. У нас в компании за два дня работы было 20 случаев, когда система «Платон» списывала деньги по 5–7 раз за автомобиль. За день было 20 случаев, когда автомобиль по нашему спутнику проходил 600–700 км, а система списывала, будто он прошел 3–5 тысяч км. И если нам не удастся доказать «Платону», что они неправомерно списали деньги, нам придется идти в суд. А это дополнительные издержки.
Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям компании «Ашан Россия»:
– Действительно, на данном этапе существуют технические сложности и сбои. Тем не менее все партнеры компании «Ашан» выполняют свои обязательства по поставке товара. Однако это провоцирует увеличение транспортных затрат компаний, что, возможно, приведет к инфляции.
Максим Соколов, министр транспорта РФ:
– Все профессионалы, а большегрузные автомобили – это бизнес, который осуществляет перевозки по федеральным трассам, конечно же, знали об этой мере и готовились к ней. Но, как всегда, у нас снег выпадает неожиданно. Так и здесь получилось, что многие из частных в основном автоперевозчиков сейчас пытаются каким-то образом повлиять на давно уже принятое и фактически реализованное решение.
Ирина Ненилина, руководитель аппарата администрации Петрозаводска:
– Акция, которая проходила в Петрозаводске, – это прямая угроза безопасности граждан. Но на уровне муниципалитета достичь каких-то ощутимых результатов таким способом невозможно, ничего кроме раздражения населения подобные мероприятия не вызовут.