Архив

Талоны возвращаются? Добро пожаловать в СССР!

Министерство промышленности и торговли внесло в правительство проект создания системы продовольственных карточек для малоимущих. Пока основные параметры карточной системы неизвестны. Предполагается, что она распространится только на скоропортящиеся товары российского производства. Так исключается накопление продуктов. Люди получат обычную банковскую карту. Раз в месяц на нее будут поступать бюджетные деньги. Потратить их можно будет только в течение определенного времени и в тех магазинах, которые пожелали присоединиться к программе.

Обналичить средства или отложить их про запас не выйдет: по истечении отведенного срока они сгорают. Сумма поддержки пока не объявлена. Но в Кировской области, где запущен пилотный проект, это тысяча рублей в месяц на человека.

Согласно последним данным Росстата, реальные зарплаты (с учетом инфляции) россиян в апреле уменьшились на 13,2 процента по сравнению с апрелем 2014 года. В номинальном выражении их средний размер подрос всего на один процент, до 32 тысяч 805 рублей. Для сравнения: в апреле прошлого года реальные выплаты поднялись на 3,2 процента, номинальные – на 10,8.

На протяжении последних полутора месяцев инфляция увеличивается на 0,1 процента в неделю. Рост цен удалось остановить, но ценой снижения уровня жизни населения. На доходы, которые быстро тают, граждане могут приобрести все меньше товаров.

Число недоедающих людей в РФ достигло шестилетнего максимума. Об этом свидетельствует опрос Национального агентства финансовых исследований. 7 процентов респондентов сказали, что едва сводят концы с концами и им не хватает денег на продукты питания. Больше их было только в кризисный 2009-й (8 процентов).

Тема продовольственных карточек не нова. Продуктовые карточки широко применяются за рубежом – в США, в Японии дейстувует отработанная система получения карточек, их отоваривания и получения компенсаций из бюджета.

Что думают известные люди России и Карелии?

Александр Полютов, управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков Промсвязьбанка:

– Реализация данной инициативы дорого обойдется бюджету, в котором, с учетом дефицита, и так каждый рубль на счету. По разным оценкам, в год государство будет тратить около 250 миллиардов рублей. К программе есть еще несколько вопросов. Пока нет прозрачной схемы отбора производителей, механизма обеспечения должного качества продуктов.

Евгений Жирнель, заместитель директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН:

– Сама идея пока на уровне разговоров, но уже ассоциируется с негативным опытом. В начале 90-х некоторые продукты выдавали по талонам. Но сегодняшние карточки ничего общего не имеют с тем, что было тогда. Карточки не связаны с дефицитом продуктов, а направлены на поддержку социально незащищенных граждан. Такая практика есть во многих развитых странах. Это поддержка и продавца, и производителя, дополнительное стимулирование спроса, это реакция на инфляцию, когда у населения сократились доходы. На уровне идеи – хорошо. Но могут возникнуть сложности при ее реализации. Надо четко определить круг лиц, круг товаров и магазинов. Можно будет привязать карту к определенным производителям и тем самым поддержать отечественного производителя.

Александр Степанов, депутат карельского парламента:

– С одной стороны очень смешно. Получается, что капиталистическая Россия берет от СССР не самое хорошее, а только самое плохое. С другой стороны это признание того, что на самом деле «законы рынка» не могут защитить самые малоимущие слои населения и им надо как-то помогать. Но я не очень представляю, как это можно сделать технически. Вся торговля – в частных руках, то есть придется частникам платить компенсацию, а это уже коррупционные схемы. В Петрозаводске уже была тема социальных дисконтных карт, когда Николай Левин шел на выборы в 2009 году. Я еще тогда на митинге ее разорвал. Где она сейчас, эта карта?

Никита Кричевский, профессор, доктор экономических наук, глава экспертного совета «Опоры России»:

– Инициатива Минпромторга настолько ценная, насколько и бездарная. С одной стороны мы, конечно, понимаем, что поддерживать малоимущих необходимо, особенно в ситуации, когда доходы населения падают. Но с другой стороны возникает множество неудобных вопросов, на которые, насколько я понимаю, на сегодня ответов нет. Прежде всего порог малоимущественности. Кого будем считать малоимущими?

Эта инициатива ценная, и она актуальна, особенно в условиях, когда реальные доходы населения снижаются. Но с другой стороны выходить и предлагать непроработанный сырой проект, да еще давать ему такой публичный пиар-эффект, мне представляется просто попыткой привлечь внимание к своей бурной деятельности на благо повышения жизненного уровня родного российского населения. Возможно, имеет смысл вернуться не к разговору об аналоге банковских карт, а к простым талонам или иным формам учета и распределения продуктов питания, первоочередных продуктов питания, а не абстрактных продуктов, которые можно купить, скажем, на несколько тысяч рублей.

Ирина Гуренкова, психолог-консультант, член Профессиональной психотерапевтической лиги:

– Я не считаю идею продуктовых карточек здравой, хотя нас будут убеждать, что у американцев подобная система действует уже десятилетия. Теперь и мы пошли тем же путем, но к решению не придем. Если говорить дипломатично, появится еще одна возможность «распилить» деньги. Слово «украсть» не произношу. При этом уверена: наши сограждане обязательно станут получать такие карточки, может, драться в очередях примутся…

Так что вопрос о продовольственных карточках к психологии их получателей отношения не имеет. Если человеку нечего есть в буквальном смысле, то он «заморачиваться» не станет. Насчет некоего унижения для получателей карточек – это из серии бедлама в мозгах чиновников.

Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО (НКО, выполняющая функции иностранного агента):

– В первую очередь это механизм поддержки ритейла, поддержки супермаркетов. Безусловно, что в систему попадут те торговые сети, в поддержке которых будут заинтересованы власти. То есть это будет уже вопрос влияния тех или иных коммерческих структур. Здесь появляется поле для лоббистской активности, если она уже не имела места в большом объеме. Ну а второй момент – это все-таки очень сильная вероятность коррупционных последствий. Как показывает опыт и США, и других стран, эти карточки продаются, либо люди покупают какие-то продукты, сдают их и получают часть денег.

Реальный процент малоимущего населения огромен. Сейчас это уже порядка 80% населения. Средний класс смыт, упали не только валютные и долларовые доходы россиян, но и региональные зарплаты. Дополнительных источников доходов у людей нет, 40% продуктов они собирают со своих огородов. Конечно, они могли бы получать помощь. Но гораздо лучше, если бы их обеспечили рабочими местами. А получается, что вместо того, чтобы реализовать антикризисную программу, которая должна быстро дать людям рабочие места, государство предлагает очередную подачку. То есть эта система игнорирует экономически активные слои общества, она просто не может их поймать, а бедность у нас сейчас молодая и работающая. Социальные службы ухватывают максимум 5% от реального числа малоимущих. Отдельная проблема – недоверие людей к этим службам, бесполезность обращения в эти службы для людей мало-мальски квалифицированных. В Штатах нет недоверия к этим службам, потому что они были созданы для обеспечения работой. А у нас не было безработицы как таковой, официально, даже в девяностые – какая-то работа всегда была.

Срочные новости в нашем Telegram