Архив

Торговля детьми или шанс на счастье? В России хотят запретить суррогатное материнство

В Госдуму внесен законопроект о запрете в России суррогатного материнства (исповедь петрозаводской суррогатной мамы вы можете почитать тут).

Его разработал сенатор Антон Беляков. Идею поддержала и сенатор Елена Мизулина, которая ранее призывала приравнять коммерческое суррогатное материнство к торговле людьми и сажать за это на 10 лет в тюрьму. По мнению Белякова, суррогатное материнство является грубейшим нарушением прав ребенка, прежде всего права на личную и семейную идентичность, комментирует автор проекта. По его словам, доказано существующими многочисленными научными исследованиями, что ребенок в младенческом возрасте имеет устойчивую психофизиологическую связь со своей матерью (которая этого ребенка выносила и родила), и такая связь формируется уже на пренатальной стадии его развития (при пребывании в утробе матери). Прерывание этой связи влечет существенный стресс для ребенка и иные негативные для него последствия.

Некоторые эксперты утверждают, что суррогатное материнство – действительно проблемная сфера с точки зрения биоэтики. «Дело не только в том, что Бог не дает ребенка и надо смириться с этим, – говорит профессор-гинеколог Джумбер Унгиадзе. – У нас лежала раньше женщина – профессиональный донор, она периодически сдает яйцеклетки. В результате ее действий может случиться инцест. То есть ее настоящий ребенок может иметь связь с человеком, носящим те же гены. И проконтролировать этот процесс не удастся никому».

Во многих странах мира суррогатное материнство запрещено уже сейчас. Среди стран, где эта отрасль медицины вне закона: Франция, Германия, Австрия, Турция, Норвегия, Швеция, Китай. В Великобритании, Канаде, Израиле, Дании разрешено лишь некоммерческое суррогатное материнство. Среди тех стран, где суррогатное материнство легально, кроме России, – ЮАР, Украина, Грузия, Казахстан, Финляндия и часть штатов США. В Белоруссии законодательно закреплено отсутствие прав суррогатной матери на выношенного ею ребенка.

Что думают известные люди России и Карелии?

Лейла Адамян, академик, главный акушер-гинеколог Минздрава РФ:

– Суррогатное материнство породило не только детей, но и множество юридических и этических проблем. Это очень интимная сфера взаимоотношений, требующая знаний и медицинских, и юридических. Необходимы выработка и соблюдение тончайших нюансов, связанных с суррогатным материнством. Многие семьи, мечтающие о ребенке, но лишенные – по разным причинам – возможности его появления, останутся бездетными. Это огромное семейное горе. Кроме того, запрет проблему не снимет, а загонит в криминал. Чтобы иметь ребенка, многие готовы почти на все. Но суррогатное материнство должно проводиться только по медицинским показаниям.

Вахтанг Кипшидзе, заместитель главы Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям с обществом и СМИ:

– Практика суррогатного материнства является неприемлемой, потому что она унижает достоинство женщины. Никакая счастливая женщина не станет за деньги становиться инкубатором для выращивания. Суррогатное материнство разрушает представление о роли женщины как матери, потому как во время вынашивания генетически не своего ребенка все равно возникает психологическая связь, которую приходится расторгать при рождении. Это дегуманизирует любое общество, превращая детей в объект торговли, а вынашивание – в оплачиваемую услугу.

Владислав Мельников, директор Европейского центра суррогатного материнства:

– Суррогатное материнство в России разрешено с 1995 года. За этот огромный срок было от силы десять скандалов, связанных с суррогатным материнством. Это мизер. Но в это же самое время благодаря суррогатному материнству родились десятки тысяч счастливых детей. У сенатора есть все возможности для того, чтобы законодательно это отрегулировать, это можно сделать в течение буквально нескольких недель, и ничего не потребуется запрещать. У нас молотками убивают людей и ножами кухонными, ну тогда давайте, пока ситуация не изменится и законодательство не улучшится, запретим молотки и кухонные ножи!

Антон Беляков, сенатор:

– В сфере суррогатного материнства постоянно происходят конфликты. Продукт сделки – ребенок – может не устроить конечного покупателя, быть не слишком красивым или не слишком здоровым. Суррогатное материнство – это не что иное, как торговля ребенком. Мы знаем случаи, когда детишек оставляли суррогатной маме, а она не слишком состоятельна, поэтому и пошла на такого рода коммерческий проект. В итоге ребенка просто отправляют в детский дом.

Людмила Айвар, адвокат, доктор юридических наук:

– У наших законодателей самое простое решение: запретить. Конфликты, связанные с суррогатным материнством – единичны. Их гораздо меньше, чем с усыновленными детьми или с выплатой алиментов. В сфере суррогатного материнства просто нужно ввести определенные штрафные санкции, отрегулировать законодательство. Например, если родители отказываются от ребенка, которого они «заказали», то они должны на этого ребенка до 18 лет платить алименты, обеспечивать его и ту суррогатную маму, которая вынуждена его оставить себе. Если же мы суррогатное материнство запретим, то этот бизнес будет развиваться нелегально.

Елена Мизулина, глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей:

– Может быть, человечество поймет, что как и ядерное оружие запрещается, чтобы не погибла планета Земля, так и нужно запретить технологии, которые уничтожают естественную среду, естественные способы рождения детей, естественные способы воспроизводства человека. Суррогатное материнство противоречит русскому менталитету, так как наш народ признает православные духовные ценности и семью как носителя этих ценностей.

Срочные новости в нашем Telegram