Интересное

7 часов в день, 6 дней в неделю и никаких диет: как живут и работают мужчины-танцоры Большого театра

Когда смотришь на основное здание Большого театра в Москве с его колоннами и бронзовой скульптурой древнеримской колесницы, в голове в первую очередь вплывают образы гостей в вечерних нарядах и сверкание огромных люстр. Меньше всего, конечно, люди задумываются о том, что происходит за кулисами старейшей российской сцены.

А там вот что: танцоры усердно тренируются по 6 дней в неделю и самозабвенно выкладываются на многочисленных выступлениях. Если говорить о нагрузках, то их легко можно сравнить с профессиональным спортом. Особенно это касается мужчин: с поддержками и акробатическими фигурами.

Игорь Цвирко – один из главных солистов Большого театра, где работает с 2007 года. Он согласен, что жизнь танцоров схожа со спортивной: уже в средней школе будущие солисты, поступив в хореографическое училище, попадают в жесткие рамки:

«У тебя постоянные ограничения: по весу, по времени, ты передвигаешься по улицам, от репетиции к репетиции, тренируешься несколько раз в день. Чем-то, наверное, похоже на спортшколу. А потом, если тебя отбирают в труппу театра (куда, конечно, очень непросто попасть), ответственности и нагрузок становится еще больше».

Сейчас день Игоря весьма насыщен, отмечает он:

«У нас не офисный график. Работаем, например, 6 дней в неделю, понедельник — выходной. Утром приходим к десяти или к одиннадцати, в эти часы начинается общий для всех разогревочный класс. А потом репетиции, от получаса до пятидесяти минут, в день их может быть несколько, в зависимости от твоего репертуара. Поскольку я солист, загрузка большая. Сегодня, например, у меня 7 часов работы подряд, буквально перехожу из зала в зал».

Вопреки распространенному мнению, танцоры театра не сидят на жестких диетах. Как рассказывает юный итальянец Якопо Тисси, уже год работающий в Большом, в этом нет необходимости:

«Да нет особой диеты! Вес сам регулируется нагрузками, все сгорает на репетициях и спектаклях. Завтракать я стараюсь плотно: овсяную кашу, миндальные орехи, фрукты. На ужин мясо, белок – курица, например. Да и в течение дня стараюсь не голодать, а обязательно что-то перекусывать».

Однако физическая форма и выносливость – не единственные сложности профессии танцора. Во время выступлений, совершая виртуозные пируэты, артистам приходится фокусироваться и на своих эмоциях.

«Это все, конечно, нелегко дается, – говорит Цвирко. – Вот возьмем спектакль «Спартак», один из тех, где я сейчас играю: три отделения по сорок минут. Понятно, что из каждых сорока на сцене ты минут двадцать, но ты же там не просто стоишь – делаешь прыжки, обороты, кучу разнообразных движений. Плюс концентрируешься на том, чтобы донести правильные эмоции до зрителей и коллег. Слушаю и представляю себе триатлон, где задача – ох, не просто быстрее всех добраться до финиша. По правилам, с 30-го по 35-й километр ты должен натурально изображать влюбленность, а с 40-го по 42-й – показать, как задумался о смысле жизни. Да триатлон еще ладно! А вот боксерский матч, где нужно демонстрировать не только отличный правый прямой, но и показывать, что ты – злая ведьма Карабос из «Спящей красавицы».

Несмотря на большие нагрузки, как рассказывает Игорь, танцоры не пользуются современной одеждой, создающейся для профессиональных спортсменов.

«Понятно, что на время спектаклей нам выдают костюмы. Конечно, они больше направлены на внешний эффект для зрителя, чем на то, чтобы облегчать танцору физическую активность, впитывать пот или пропускать воздух. В случае с репетициями все легче – можно самому выбирать что надеть: например, периодически использую компрессионную одежду, гетры. Правда, есть нюанс: у всей спортивной одежды чаще всего очень яркие, кричащие цвета: розовые, голубые. Поэтому их нельзя использовать, ведь педагогу нужно воспринимать твою работу с художественной точки зрения, хорошо видеть линии тела».

Солист также отмечает, что большинство танцоров ходят тепло одетые – чтобы мышцы всегда были разогретыми, а риск травмы – минимальным.

Опытные артисты признаются, что боль – это постоянный спутник танцора:

«Болит голеностоп, плечи, болит спина, – говорит Цвирко. – Недавно были на гастролях в Японии, и поскольку за границей шире выбор фармацевтики, все мы привезли с собой чемоданы лекарств: всякие мази, обезболивающие, пластыри».

Из-за колоссальных нагрузок жизнь танцора в профессии очень короткая.

«Бывает, что и к 30 у кого-то уже такие травмы, что не может идти речи о выступлениях. Суставы, например, сильно изнашиваются. Важно вовремя уйти самому, а это непросто, далеко не всем удается. Кажется, что ты еще молод и можешь все, но это не так», – поясняет еще один солист Денис Медведев.

Денис, впрочем, несмотря на свои слова, имеет уникальный опыт: в свой 41 год он не только успешно преподает, но и выступает на сцене Большого театра.

По словам Медведева, сейчас нагрузки на солистов – физические и психологические – стали больше, чем еще лет пятнадцать назад. Изменилось время: спектакли ставят более сложные с точки зрения физической подготовки танцоров, да и солисты участвуют в большем количестве постановок.

Медведев поясняет, что ничего подобного, конечно, нет, и многое зависит от самого танцора. Диету, комплекс расслабляющих процедур и все остальное нужно выбирать самому, делится возрастной танцор.

«Тренажерный зал в Большом есть, раньше была баня, но потом ее закрыли, сочли, что не нужна, – рассказывает Медведев. – Есть массажисты, но, сами посудите, у нас больше двухсот артистов, а массажистов меньше десяти. Поэтому каждому артисту в среднем можно уделить по 15-20 минут. Хотя те же самые массажисты, помимо педагогов, могут дать знания, которые важны каждому в его карьере: как восстанавливаться, тренироваться, защищаться от травм... Например, у нас работает Юрий Иванович Горбунов, который массировал еще Галину Уланову и Майю Плисецкую. Он знает всю специфику балетного тела, понимает, какие мышцы после каких нагрузок у тебя болят, вот прямо с закрытыми глазами может тебя восстановить. Это старая школа, такому надо всю жизнь учиться. Юрий Иванович не только дает тебе массаж, но и всю методику, по которой ты можешь сам следить за собой».

Так что за внешней картинкой витающих в облаках искусства артистов на самом деле стоят хорошо организованные, крайне дисциплинированные и трудоспособные профессионалы. И как однажды сказал один альпинист, покоривший множество самых высоких вершин планеты: «Лучше всего в горах, в условиях горной болезни и тяжелейших физических нагрузок, показывают себя не бизнесмены-лидеры, а артисты. Танцоры вот, например. Они привыкли упрямо пахать, через боль, через преодоление».

Срочные новости в нашем Telegram