«Образование ужасное»: дети-иностранцы рассказали, как они относятся к российским школам и что им кажется странным
В России есть специализированные школы и детские сады для детей-иностранцев. В одной Москве их больше 40. В таких заведениях учебная программа соответствует программе страны, из которой приезжает ребенок. Но многие дети-иностранцы учатся и в обычных общеобразовательных школах России: с уроками на русском языке и без каких-либо специальных программ.
Трое школьников, приехавшие в нашу страну из разных уголков мира, рассказали, как они ощущают себя в роли российских учеников.
МаЮэ, или Юля, 18 лет
МаЮэ приехала в Москву из китайской провинции Хэбэй в возрасте семи лет. Мама девочка работала в России и перевезла за собой дочь.
Российские школы очень сильно отличаются от китайских: хотя я и проучилась неполных два класса на родине, разницу сразу же заметила. Во-первых, в классах намного меньше людей (15-20 человек), чего не скажешь о Китае. Там возможно и 60 школьников на один класс. Иногда бывает даже, что по окончании школы ты не знаешь некоторых своих одноклассников в лицо.
Кроме того, в России и Китае отличаются системы образования в целом: у нас дети с первого по 11-й класс учатся в одной школе, а в Китае же всего 12 классов, и все они в разных учебных заведениях. Начальную школу (первые шесть лет) китайские дети меняют на среднюю (еще три года), а потом уже подростки переходят в старшую школу и учатся последние три года там.
В-третьих, здесь учителя намного добрее, чем в китайских школах, возможно, этим объясняется и количество учеников. Мне безумно нравятся школы в России. Здесь и вправду ощущаешь себя как во втором доме: тепло и уютно. Учителя очень заботятся об учениках.
Однако МаЮэ отмечает, что качество образования в России в последние годы стало «совсем ужасным». Этому способствовали объединения школ, смена директоров и администрации, увольнение многих учителей.
Также девушка считает, что экзамены вроде ЕГЭ не позволяют мыслить свободно, логически, по-своему – «мы умеем только решать тестовые задачи, вызубренные в школе».
Кристоф Райкен, 16 лет
Кристоф приехал из Бельгии с матерью и братом в 2009 году из-за семейных проблем и разногласий между родителями. На тот момент юноша разговаривал по-русски (мама научила), но еще не мог писать или читать на нашем языке. Однако благодаря хорошим знаниям по остальным предметам Кристофа взяли в четвертый класс, и за год ему удалось нагнать сверстников.
Школы в Бельгии и России сильно различаются: по размеру, отношению к детям и уровню образования. Школа, в которой я учился, была огромных размеров и немного за городом. В нее включались сразу детский сад, средняя и старшая школа, у всех были свои корпуса. Для столовой тоже существовал отдельный корпус, а внутри сразу между всех корпусов была площадка. Обычно в младшей школе было три класса (1а, 1б, 1с, 2а, 2б, 2с и т. д.) иногда больше, и переходили мы по системе «следующий класс — следующая буква алфавита».
За хорошую учебу и поведение нам давали награды: свободное время на уроках, баллы добавляли. В Бельгии у нас была 10-балльная система оценивания, а для контрольных – 100-балльная. В течение года в школе проходили разные ярмарки, праздники и развлечения, которые ученики сами себе устраивали (турниры покемонских карточек, презентация циркового искусства, разнообразные марафоны и многое другое).
В России, по словам Кристофа, его класс более сплоченный, ребята дружелюбнее. Юноша также считает, что образование в России жестче, чем в Бельгии: «Намного больше ложится на плечи учеников».
Своим мнением о различиях российского и бельгийского образованием поделилась и мама Кристофа Ольга:
В Бельгии Кристоф учился в государственной школе, а в России – в частной. Их сложно сравнивать, здесь у него всего десять одноклассников, ко всем ученикам индивидуальный подход. Там, конечно, такого не было. Уровень образования, если сравнивать начальные школы, в Бельгии определенно выше. Вообще считается, что в Бельгии одна из лучших систем образования, в России с этим не слишком хорошо.
Материально в жизни школы нас участвовать не просят, только в общешкольных и классных мероприятиях, но довольно активно. Помню такую деталь: в Бельгии на родительских собраниях никогда во всеуслышание не говорили об индивидуальных достижениях учеников. Это была конфиденциальная информация, закрытая. А здесь перед всеми объявляют: «Ваня опять двойку получил»; «Петя молодец: лучше всех написал диктант». Получается, Бельгия – страна более социалистическая, чем наша посткоммунистическая держава.
Став Израев, 14 лет
Став переехала из Израиля, когда ей было 12 лет. Два года назад маме девочки – учительнице в одной из еврейских школ – предложили работу по обмену в школе в Москве.
В России учителей уважают больше, чем в Израиле. И школы здесь больше, мне в них нравится. Эти две страны очень сложно сравнивать: все совершенно разное. Отличается культура, манеры людей, их внешний вид, шутки, поведение, тон разговоров – здесь все иначе. Не скажу, что это плохо – скорее интересно.
Хотя есть у российских и еврейских школ и общее, говорит Став:
Уроки проходят одинаково: и здесь, и там есть предметы, которые никто не слушает. Даже не предметы, а учителя. У одних бывает очень интересно, у других – ужасно скучно.