Почему так бесит, когда продавцы спрашивают: «Вам что-то подсказать?»
«Могу ли я вам что-то подсказать» — этот невинный вопрос в магазине может вызвать такое раздражение, что вы спешно из этого места ретируетесь. И даже логикой это никакой не объяснишь, ведь продавец явно не хотел нас обидеть, а всего лишь предложил свою помощь. К тому же, во многих магазинах продавцы просто обязаны задавать такой вопрос. Разобрались, почему этот вопрос так сильно бесит и как это исправить.
«Вам помочь?»
Дело в том, что данная услужливая фраза — это калька с английского «Can I help you?». На английском это стандартная формула вежливости, которая выглядит вполне уместно как отправная точка для диалога. В США, например, на вопрос «How are you» (Как дела) никто не ожидает, что вы будете рассказывать о всех подробностях своей жизни. Тоже самое и с этой фразой — просто любезность, ничего личного.
На русском же языке эта фраза пока что звучит немного неестественно. Мы подсознательно подозреваем, что человек, который действительно хочет помочь, подойдет совсем с другим вопросом. А эту фразу мы внутренне сразу считываем как формулу вежливости, и раздражает она нас потому, что в нашей культуре ценится не вежливость, а искренность. Именно поэтому этот вопрос нас так сильно раздражает. Мы убеждены, что человек не хочет нам помочь, а просто отрабатывает зарплату.
Что делать покупателю?
Постарайтесь держать в голове, что это просто работа продавца. Вы можете вежливо ответить: «Нет, спасибо» и от вас тут же отстанут.
Что делать продавцу?
Если хотите эффективно продавать, то помните об особенностях российского менталитета. Продавец не должен быть навязчив, к тому же покупателю нужно время, чтобы осмотреться в магазине. Лучше оставьте эту фразу при себе.
«Вы что-то конкретное ищете?»
Второй раздражающий вопрос: «Вы что-то конкретное ищете?». Природа у него точно такая же, но он, к тому же, еще и вгоняет нас в ступор. Далеко не каждый клиент может сказать: «Ищу синюю блузку с рукавами-фонариками и вышивкой. Не дороже 3 тысяч».
Чаще всего мы имеем довольно смутные планы, заходя в магазин. Кто-то хочет присмотреть платье, кто-то поискать новые брюки... В общем, находимся в мечтах, поэтому вопрос продавца возвращает нас с небес на землю. Кто-то вспоминает, что у него мало денег, кто-то чувствует себя виноватым, что ходит по магазинам без цели, а кто-то просто впадает от такого в ступор. Слишком услужливые продавцы будто обязывают вас к тому, чтобы что-то купить, а это вызывает только одно желание — поскорее уйти.
Что делать покупателю?
Вежливо отвечайте: «Если мне понадобится ваша помощь, то я к вам обращусь».
Чем заменить эту фразу продавцу?
Данную фразу лучше не употреблять. Одно искреннее «Добрый день» будет звучать лучше, чем ваш допрос с пристрастием. Лучшее, что можно сделать, — продемонстрировать готовность к контакту — поздороваться, улыбнуться, прервать разговор или отложить смартфон. При этом продавец должен чувствовать, когда клиенту нужна помощь, когда тот остановился или долго что-то разглядывает или крутит по сторонам головой в поисках продавца. В этот момент можно подойти и предложить свою помощь.