«У людей машина за 4 миллиона, а денег на бензин нет!» Откуда в России столько дорогих иномарок, если средняя зарплата — 25-30 тысяч рублей?
Население России с каждым днем становится все беднее и беднее, россияне экономят на культурном досуге, еде и походах в кино. А вот на машинах не экономят. Достаточно проехаться или пройтись даже по самому захудалому российскому городу, и там каждая пятая машина на дороге — навороченная «бэха» или «Лексус» последней модели. Про столицы нашей родины и говорить не стоит — там впору устраивать автомобильные шоу с последними достижениями мирового автопрома. Что интересно, в Европе, где средняя зарплата в разы выше российской, да и в целом уровень жизни гораздо выше, такого нет. Там крутые иномарки попадаются крайне редко. Почему же в России все жалуются на маленькие зарплаты, но при этом при средней зарплате в 30 тысяч рублей ездят на дорогих иномарках? На этот вопрос попытались найти ответ пользователи портала The Question:
Объяснений тому ровно три.
Первое. Средняя заработная плата — это как средняя температура по больнице. У кого-то жар, а кто-то уже умер и остыл. В среднем 36,6. То есть средние показатели очень обманчивы и неинформативны. В данном случае средняя зарплата скрывает разброс заработных плат по отраслям, по видам деятельности, по регионам. А при разбросе всегда есть некоторое множество с высоким показателем. То есть при скромной средней зарплате есть люди с очень высокой заработной платой.
Второе. Между заработными платами и совокупными доходами — большая разница. Например, у менеджера может быть небольшая зарплата, но солидный годовой бонус. При этом у низкодоходных групп населения в совокупных доходах преобладают зарплата и социальные выплаты, а у высокодоходных групп — разного рода предпринимательские доходы, доходы по акциям, по банковским депозитам, доходы от сдачи в аренду коммерческой и жилой недвижимости и пр. То есть богатые люди не живут на зарплату. Они получают доходы другой природы.
Третье. Значительная часть заработных плат и других доходов находится в тени. Полностью «белую» зарплату получают работники бюджетной сферы — учителя, врачи, библиотекари и др. Они не покупают дорогих авто. Заработки наемных работников в коммерческом секторе выплачиваются полностью или частично в «конвертах», чтобы минимизировать налоги, которые работодатели должны платить за работников. Поэтому никто в стране не знает, какая у нас средняя зарплата.
__________________________________________________________________________
В России имеет место быть огромный разброс доходов у богатых и бедных (раз в 15 разброс между 10% самых богатых и 10% самых бедных). То есть если у нас 80% людей может иметь 20% машин, а 20% людей имеют 80% машин, оттуда и создаётся такое впечатление, что в стране всё замечательно.
То есть ситуацию еще можно обрисовать так — среди бедных слоев 1 машина на 5 семей, а у богатых 5 машин на семью — по машине на члена семьи. Подробнее — например, в Питере на 5 миллионов населения 1 миллион машин. Из 5 миллионов населения у нас тысяч 500-700 богатых, почти у них всех есть по машине и не по одной даже. То есть половина машин в городе вообще принадлежит верхним слоям населения, пока вторая половина либо давится в метро, либо катается на «приорахе».
Хочу отдельно заметить, что машин в целом в РФ на душу населения меньше, чем, например, в Голландии, хотя осознать это, живя в Москве или Петербурге, сложновато, но на то есть статистика (пробки у нас больше из-за отвратительной организации движения).
Медианный доход (не средний) в России 20 тысяч рублей, и благодаря сильному разбросу доходов у нас куча дорогих машин и иллюзия, что в стране люди живут «богато», когда на самом деле ситуация в регионах довольно тяжелая, а нищих в стране больше 20 миллионов (сюда стоит добавить еще 70 миллионов просто бедных и небогатых, у которых машины встречаются).
У небогатых машины появляются за счет относительно недорогих автокредитов (по сравнению с ипотеками и обычными потребительскими), поскольку автокредит имеет меньше рисков для банка. Таким образом, купить что-нибудь тысяч до 500 часть населения все-таки может.
О среднем классе можно было бы что-то сказать, если бы он вообще в стране был (Росстат нарисовал 15% среднего класса в РФ, но реально он процента 4 и уменьшается из-за эмиграции).
__________________________________________________________________________
Смотря какие машины считать дорогими. Если речь идет о представительском классе (Porsche, Bentley), то это просто неправда. Таких машин очень мало по сравнению с остальными. Если же считать дорогими машины за миллион рублей, то их много из-за того, что почти все они приобретены в кредит. В старые добрые времена, когда еще не было санкций, западные банки с удовольствием давали нашим банкам дешевые кредиты при условии, что те использовали эти деньги для автокредитов, предназначенных на покупку авто западных производителей. Таким образом они поддерживали свою автомобильную промышленность, создавая дополнительный спрос на ее продукцию. Кроме того, автокредит — это в принципе очень выгодная вещь. Риск невозврата минимален. Даже если заемщик потеряет работу, он сможет таксовать. И обязательно будет это делать, чтобы не потерять машину.
__________________________________________________________________________
Все идет от менталитета. Большинство наших граждан готовы жить в долгах и кредитах, чтобы быть не хуже, чем сосед, у которого BMW X5. Но у него зарплата 150 тысяч, а у вас 30. Знаю много примеров, когда у людей машина за 3-4 млн, но они иногда не находят денег на бензин. В той же Европе люди не гонятся за дорогими машинами.
__________________________________________________________________________
Во-первых, в стране есть, на минуточку, вторичный рынок авто. БМВ, «Ауди» и прочая возрастом в десять-пятнадцать лет может снаружи выглядеть очень свежо, эти машины за такой возраст не превращаются в ржавые корыта. Вы же не видите, что их пробег может быть равен 5-10 экваторам, а половина запчастей — китайские копии оригинала.
Во-вторых, многие такие подержанные тачки привезены из Европы, где авто изнашиваются меньше, да и в крупных городах РФ дорожная ситуация вполне сносная.
Третье. В современных автослесарнях отлично рихтуют и вытягивают кузова даже всмятку разбитых машин, неопытный глаз даже не заметит, что машина могла побывать в чудовищной катастрофе.
Четвертое. Утопленники. После ремонта часто сносно гоняют, если были в хороших руках, а цена их даже на вторичке значительно снижена.
Таким образом, «дорогая» тачка может стоить от 150-500 тысяч рублей владельцу при магазинной цене новой в 1,5-3 миллиона. Хотя часто это требует дополнительных пяти- , шестизначных сумм на ремонт и восстановление. Но при правильных руках или знакомых слесарях, это решаемо.
Люди, которые хотят такие авто, часто зарабатывают на них специально. Работают вахтой на севере или на опасных отраслях. Кто-то продает доставшиеся в наследство халупки или домики в деревне. На Кавказе доставляют люксовые тачки из Дубая, где те стоят в разы дешевле, правда, эти тачки часто не адаптированны под климат в РФ.
Совершенно не вижу смысла строить тут дурацкие социологические конструкции и уходить в демагогию. Реальность прозаичнее.
Читайте также: