Обзор

Как правильно ходить в поликлинику, чтобы не впасть в истерику: инструкция для начинающих

Читая новости о ситуации в бесплатной медицине, становится немного страшно обращаться в государственную поликлинику. Ненароком и задумаешься, что, может, лучше сходить в частную клинику. На самом деле все далеко не так страшно, как может показаться, — можете прочитать в нашем редакционном эксперименте. А если не знаете, с чего начать, то изучайте эту подробную инструкцию о том, как правильно ходить в поликлинику. 

Получите полис

Если вы не знаете, куда запропастился ваш полис обязательного медицинского страхования, то в первую очередь займитесь его получением. Полис можно получить, даже не имея регистрации там, где вы живете. Для получения нужны паспорт и СНИЛС.

  • Полис можно получить в страховой компании на ваш выбор. Полный список адресов в Карелии по этой ссылке.
  • Многие страховые компании размещают в поликлиниках своих специалистов (например, такой пост есть в городской поликлинике № 2 в Петрозаводске).

Сперва вам выдадут временный полис, с которым уже можно идти к врачу. Примерно через месяц — постоянный. Документ важный, поэтому лучше храните его в надежном месте и не теряйте.

Прикрепитесь к поликлинике

Для прикрепления нужны паспорт и временный или постоянный полис обязательного медицинского страхования. Вы можете выбрать любую удобную вам поликлинику, которая работает в системе ОМС. В Петрозаводске это только городские поликлиники. Список услуг, которые по ОМС оказывают частные клиники, можно найти в этой статье.

Прикрепиться необходимо, чтобы вам завели карту и вы могли обращаться к врачам. В государственной поликлинике отказать могут, только если она перегружена. Другой вопрос, что если вам понадобится вызвать врача на дом, то в другой район доктор, скорее всего, не поедет и нужно будет обратиться в ближайшую поликлинику.

Когда вы придете в поликлинику, чтобы прикрепиться, вас попросят написать заявление. В течение шести дней вы получите ответ, одобрено ли оно. Если вы уже были прикреплены к другой поликлинике, вас открепят от нее автоматически, о медицинских документах тоже не стоит беспокоиться — их передадут. Менять поликлинику можно не чаще раза в год. Но если вы переезжаете — можно и больше.

Запишитесь к врачу

В разных регионах для этого есть разные возможности — единой системы пока не существует. Формально запись к врачу через сайт госуслуг доступна в 82 регионах РФ, но на практике работает это далеко не везде. В некоторых регионах до сих пор живая очередь, а в Москве, например, тестируются новые электронные сервисы. В любом случае у пациента есть только три варианта:

  • сайт «Госуслуги» (только с постоянным полисом ОМС, а не временным),
  • регистратура (лично или по телефону),
  • инфомат в поликлинике (тоже не везде).

Увы, сейчас записаться можно, по сути, только к терапевту, который уже решает, нужен вам более узкий специалист либо его лечения достаточно. Если в поликлинике мало узких специалистов и необходим специалист из другой медицинской организации, то врач выдаст направление туда и пациенту придется записываться самостоятельно через регистратуру.

Важно!

По правилам у вас должна быть возможность попасть к терапевту, врачу общей практики или педиатру в течение 24 часов после записи, а к узкому специалисту — в течение двух недель.

Вызовите врача, если случай срочный

Если случай срочный, идите в поликлинику сразу или вызовите врача. При острой боли и в ряде других случаев (например, у вас высокая температура) можно обратиться в регистратуру, чтобы попасть в кабинет неотложной помощи (по правилам ее должны оказать безотлагательно).

Либо можно позвонить в поликлинику, чтобы вызвать врача на дом (он должен будет приехать в течение двух часов). Если вы не можете дойти до поликлиники или ждать врача столько времени — вызывайте скорую помощь.

Приготовьтесь подождать

Да, у вас есть талон на определенное время, но это не значит, что ровно в это время вы зайдете в кабинет врача. Увы, статистика показывает, что придется подождать. Минздрав отчитывается, что новые стандарты обслуживания сократили среднее время ожидания до 13 минут — но там, где их нет, можно прождать втрое дольше.

Врачей можно понять — у терапевта есть только 15 минут (у узких специалистов может быть немного больше) на пациента и врачи по понятным причинам регулярно превышают этот лимит. Кроме того, никуда не делись пациенты категории «только спросить».

Скорее всего, вы можете сразу пройти к кабинету врача: у него уже должна быть ваша карта. Но так бывает не всегда. Так что лучше заранее уточнить в регистратуре.

Подготовьтесь

Время врача ограниченно, он не знает вашей ситуации. Постарайтесь коротко сформулировать суть вашего вопроса. Вспомните последовательность развития событий и принесите, если считаете необходимым, результаты последних исследований (результаты анализа крови в школе вам не пригодятся). Если вы заранее знаете, что вам нужно от доктора, скажите ему об этом.

Вот что может сделать врач:

  • открыть больничный,
  • направить на анализы и исследования, если посчитает нужным и если они входят в программу ОМС (не стесняйтесь уточнять),
  • направить и (иногда) записать к более узкому специалисту,
  • направить на госпитализацию. Если нужна медицинская помощь, которая доступна по ОМС, то достаточно будет одного направления врача поликлиники. Если нужна помощь, которая называется высокотехнологичной, врач также даст направление, но дальше нужно будет добиться одобрения нескольких комиссий,
  • выдать рецепт на лекарства, в том числе льготные. В некоторых случаях препараты можно получать бесплатно или с 50-процентной скидкой. Врач должен выписать рецепт, даже если лекарства нет в аптеке, в которой его можно получить по таким льготам.

А кому жаловаться?

Если у вас с вашим врачом не получилось добиться взаимопонимания, то вы его можете поменять. Вы можете написать заявление на имя главврача или заведующего/заведующей поликлиникой, чтобы получать помощь у другого доктора. Но делать это можно не чаще раза в год.

Обычно главврач или заведующий поликлиникой — тот человек, к которому можно обращаться со всеми жалобами и недовольствами. Если на ваши жалобы не реагируют, обращайтесь в:

  • свою страховую компанию,
  • региональный фонд ОМС,
  • региональный департамент или министерство здравоохранения,
  • региональное отделение Росздравнадзора.

Если и они не помогут, это должны сделать:

  • Федеральный фонд ОМС,
  • федеральный Минздрав,
  • Росздравнадзор,
  • прокуратура.
РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram