«Мусульманство и православие показались мне слишком мрачными, я же хочу радоваться здесь и сейчас!» Три реальные истории людей, изменивших свою веру и религию
Раньше людей, менявших вероисповедание, называли выкрестами и ренегатами. Сейчас это называют свободой выбора и духовным поиском. И слава Богу! А точнее, богам, какими бы странными они нам порой ни казались.
Виктория: «Меняешь не веру, а жизнь»
В детстве меня крестили в православной церкви, и на этом мои отношения с религией закончились на много лет. В нашей семье вопросам веры не придавали никакого значения, я и обе мои сестры росли атеистками. Так продолжалось, пока не умерла мама, мне тогда было 19. Она долго болела и ушла у меня на руках. А я после этого долго не могла вернуться к нормальной жизни: почти перестала общаться, могла расплакаться, например, услышав мамину любимую песню или встретив на улице женщину в похожей одежде. Кто-то из старших родственниц посоветовал сходить в церковь. Не помню, как долго я там стояла и плакала. Но домой вернулась немного успокоенной.
С тех пор стала ходить регулярно — поплакать. Потом появился интерес другого рода — захотелось немного понять, что вообще происходит, если уж посещать храм, то осознанно. Я не стала фанатичной христианкой, но приучилась молиться на ночь, соблюдать посты, ходить на службы. И продолжала все это делать, даже выйдя из эмоционального пике, правда, в храм заглядывала уже реже. Через 6 лет во время поездки в Израиль я познакомилась с моим тогда еще будущим мужем.
Сначала мы просто общались, потом стали ездить друг к другу и, наконец, решили пожениться. Он не ставил никаких условий, но мне хотелось показать, что моя любовь — не только слова. Оказалась, что это сложнее, чем я думала. Речь не о том, чтобы просто поменять веру, надо было стать еврейкой, то есть полностью принять образ жизни. Я изучала язык, традиции, законы Торы — пришлось работать с огромным количеством информации, причем очень непривычной. Проще всего было с внешностью. Правила подразумевают скромный образ, но я и так почти не пользовалась косметикой, носила невысокие каблуки — и не из религиозных соображений, просто мне так удобнее. Разве что купила еще несколько юбок.
Многое в иудаизме мне пришлось по душе. Например, я никак не могла принять христианское: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую!» Это совершенно противоречит моему характеру. В иудаизме такого нет. Как нет и утверждения, что все рождаются грешными, изначально все невинны, а потом делают выбор. К обряду посвящения - гиюру — я готовилась полтора года. Вообще, это время никак не регламентируется, готовиться можно сколько угодно, пока не почувствуешь, что уже готов пройти суд раввинов. По форме это напоминает экзамен: тебе задают вопросы, и если выясняют, что знаний достаточно, а намерение вести еврейский образ жизни искреннее, то принимается положительное решение. Уже после этого надо пройти еще обряд омовения в ритуальном бассейне — микве. И ни к одному экзамену в жизни я не готовилась так серьезно.
Никакого внутреннего раздрая я не испытывала. С православием меня столкнули обстоятельства, и я благодарна ему за то, что смогла пережить очень трудное для меня время. А иудаизм — это мой выбор. Я не чувствую себя предательницей: если мне предстоит жить в Израиле, то надо знать и уважать законы этой страны и чувствовать себя своей. В Иерусалим к мужу я переехала два года назад. Многое из того, что я узнала, готовясь к гиюру, мне пока не пригодилось. Но, думаю, для него найдется время, например, когда у нас появятся дети. Мы не особенно религиозны, но по субботам и праздникам ходим в синагогу. Вообще, Израиль — светское государство, но здесь очень трепетно относятся к традициям. Было бы трудновато вникать в это без подготовки.
Сергей: «С православием у меня эстетические разногласия»
Не знаю, можно ли в моем случае говорить о смене религии, ведь я остался в рамках христианства, хотя получилось все сложно и запутанно. 40 лет назад крестить детей было не очень принято, но моя прабабушка с польскими корнями настояла, чтобы меня окрестили в католической церкви. На дальнейшей жизни это никак не отразилось: прабабушка вскоре умерла, а родители никогда не были верующими людьми. Похоже, они вообще забыли об этом, потому что я вообще не знал, что я крещеный. Узнал только в 18 лет. Как и многих, меня в этом возрасте настигли метания и поиски, в том числе религиозные, и я крестился в православной церкви. А когда сказал маме, она мне и сообщила, что это уже второе крещение. Впрочем, и двойной обряд никак на меня не повлиял: поиски пути привели к научному мировоззрению и исключительно светскому образу жизни.
Правда, я иногда любил порассуждать о том, что католичество мне ближе эстетически: скромная обстановка в храме, орган, скамейки и очень корректное отношение друг к другу. В костеле никого не волнует, как одет молящийся рядом, там не шикают на расшумевшихся детей. Мне кажется, для современного человека это органичнее и естественнее. Но себя в рамках какой-то конфессии я по-прежнему не видел.
Прошло время, и по глубоко личным мотивам я стал задумываться о вере. Читал, много общался с верующими людьми. И понял, что из всех возможных вариантов православие меня устраивает меньше всего — прежде всего изначально высокомерным отношением к неверующим или сомневающимся. Тебе не ответят на твои вопросы, тебя начнут поучать. Ну а дальше - по нарастающей: часы патриарха, «пыльный» скандал, совершенно человеконенавистнические заявления в адрес женщин (смотрим: протоиерей Ткачев), звучащие от людей, называющих себя священниками. И всему этому православные всегда находят оправдание: дескать, бесы искушают. Если вспомнить все крупные события за последние несколько лет, связанные с православной церковью, то в ее пользу, на мой взгляд, говорит только одно: протест питерских священников против закона об оскорблении чувств верующих. Правда, потом выяснилось, что это было представители неканонической Апостольской Православной Церкви.
В принципе все это можно тоже назвать эстетическими разногласиями. Да, католицизм не идеален, как любая религия. Но все-таки это мое, как выяснилось, первое вероисповедание, пусть мой и не осознаваемое. Когда бываешь в католических странах, обращаешь внимание на то, что люди там добрее, радостнее и терпимее друг у другу. Мне однажды сказали, что я не понимаю сути религий, а зацикливаюсь на внешних эффектах. Да, это так. Но покажите мне человека, который в вопросах веры ориентируется на догмы? Все мы ищем душевного комфорта, идем туда, где нас поймут и утешат. И если кому-то не нравятся излишняя позакушность обрядов, часы патриархов, общая агрессивность и лицемерие, то он не обязан с этим соглашаться ради того, чтобы не прослыть вероотступником. Поэтому, когда у меня возникает потребность услышать слова священника, звуки церковной службы, я иду в костел.
Ирина: «Я хочу радоваться сейчас!»
Я искала свою веру несколько лет. Собственно, сначала у меня не было никакой, а потребность в ней была. Пыталась ходить в православные храмы, читала о мусульманстве, много общалась с представителями этих религий — они ведь у нас самые распространенные. Но и то и другое казалось мне слишком мрачным: неизбежные страдания при жизни с обещанием блаженства после смерти. Я же хочу радоваться сейчас! С буддистами я познакомилась случайно — на одном музыкальном фестивале. И первое, что меня поразило, — это их спокойствие и всегда хорошее настроение.
О буддизме я тогда вообще ничего не знала, только слово это слышала. И было бы большой самонадеянностью заявлять, что за три года я во всем разобралась. В буддизме много направлений, и это позволяет осмысливать, рассуждать, делать выбор. В других же религиях такой свободы выбора нет — предполагается, что ты или веришь, или нет, а это не всем подходит. Мне до сих пор трудно принять такую точку зрения, хотя я научилась с уважением относиться к чужой вере, даже если не могу с ней согласится.
Вообще, веротерпимость буддизму свойственна. От буддиста вы никогда не услышите, что чья-то вера правильна, а чья-то — нет. Это пример уважения к другим. Даже в рамках этой религии никто не считает себя вправе кому-то что-то навязывать. Например, среди буддистов много вегетарианцев, но, как сказали мне еще в самом начале мои буддистские друзья, заставлять кого-то не есть мясо — это хуже, чем есть его самим.
Мне нравится, что буддизм не отрицает многие научные достижения, как, например, христианство. Учение Будды прекрасно сочетается с любым мировоззрением, потому не вытесняет его, а дополняет. Часто можно услышать, что буддизм отрицает материальную сторону жизни. Это не совсем так, он учит не гнаться за недоступным и не отчаиваться, если что-то пока не получается, и зацикливаться на своих желаниях. Это вера самостоятельных людей: считается, что духовная жизнь человека зависит только от него самого.
Я не раз слышала о том, что люди меняли веру, например, когда выходили замуж, потому что таким было требование супруга. В буддизме такое невозможно в принципе. Мне, как буддистке, абсолютно все равно, какой веры придерживается человек, который рядом. И подобные требования я считаю недопустимыми. Если человеку все равно, во что верить, то бессмысленно обращать его в другую религию. А если не все равно, то тем более - ведь для него это неминуемые нравственные страдания, зачем обрекать его на это?