Личный опыт

Балерина откровенно о диетах, борьбе с лишним весом, конкуренции и колоссальных нагрузках

По Интернету уже давно гуляет картинка, на одной части которой изображена нога балерины в нарядном шелковом пуанте, а на другой — она же, без пуанта, но зато с ссадинами, синяками и кровоподтеками. Балет — лучший пример того, какой колоссальный труд скрывается за красивой и изящной картинкой. Бывшая петрозаводчанка, а ныне артистка немецкой балетной труппы, балерина Дарья Сузи откровенно рассказала нам о русском балете, параметрах балерины и критериях оценки их формы, проблемах с весом, о многочасовых репетициях, тяжелой нагрузке, конкуренции и о том, как с ней случился главный кошмар балерины и она потеряла пуанту на знаменитом Венском балу. 

В 2007 году петрозаводчанка Дарья Сузи окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Затем три года танцевала в Австрии, и вот уже пять лет она артистка балетной труппы Государственного театра Тюрингии, живет в Германии в городе Гера.

Хорошо помню тот день, когда, поднимаясь по трапу самолета, выполнявшего рейс Санкт-Петербург — Вена, я без конца оглядывалась на здание аэропорта, пытаясь разглядеть своих родителей, которые провожали меня во взрослую самостоятельную жизнь. Мне было 17 лет, в руках — небольшой чемодан с пожитками, а в душе — огромное желание заниматься любимым делом: балетом.

Я танцевала всегда, сколько себя помню, и знакомые посоветовали моей маме отдать меня в детскую балетную студию при Музыкальном театре. Так в семь лет я познала азы балетной науки, впервые почувствовала, каково это — стоять и танцевать на пуантах, и даже поучаствовала в детском балете «Муха-цокотуха», который был в репертуаре театра.

Когда я заканчивала третий класс общеобразовательной школы, в Музыкальный театр приехал представитель Академии русского балета для отбора девочек и мальчиков. Узнав об этом, мы с мамой пошли в театр. Помню длинную очередь из детей и родителей, которая начиналась от служебного входа в театр и тянулась вверх по длинной лестнице вплоть до пятого этажа. Представитель академии отобрал всего двух девочек, одной из которых была я. Он назначил нам с мамой приехать в Санкт-Петербург сразу на 3-й тур.

Тогда я еще не поняла, как крупно мне повезло, что я проскочила первые два тура. На первом проверяют физические данные, необходимые для занятий балетом: гибкость, шаг (растяжка), выворотность суставов, прыжок; смотрят пропорции тела. Второй тур — медицинский. А на третьем необходимо танцевать под разную музыку с меняющимся темпом. Пройдя третий тур, я была зачислена в академию. И уже осенью мне предстояло уехать из родного Петрозаводска, от семьи, от друзей-одноклассников в чужой город и жить в интернате. Я еще не осознавала, что моя жизнь кардинальным образом изменится, но была счастлива, что буду учиться классическому танцу в одной из лучших балетных академий мира. Так, в девять с половиной лет я выбрала себе профессию и теперь, спустя 15 лет, могу сказать, что ни разу не пожалела об этом.

Огромное старинное здание Академии русского балета расположено в центре Петербурга, на знаменитой улице Зодчего Росси. Если не ошибаюсь, академия находится там уже почти два века. Все ее воспитанники помнят так называемую Черную лестницу, о которой ходит много легенд. Некоторые учащиеся вроде бы видели там привидения — нечто белое и длинное или что-то в виде бесформенного облачка, и иногда — даже строгий лик Агриппины Вагановой, а мы с девчонками слышали непонятные шорохи и чьи-то вздохи! Кстати, при академии существует возрожденная домовая церковь, в которой проходят богослужения и куда мы заходили, особенно перед экзаменами. Там бывала и знаменитая балерина Анна Павлова, которая тоже училась в академии.

Учеба в Вагановке отличается от учебы в обычной школе, потому что традиционные предметы чередуются со специальными: классический, историко-бытовой, народный танцы, дуэт, модерн, гимнастика, актерское мастерство, этика, эстетика, история религии, философия и прочее. Плюс сценическая практика и репетиции. Для тех, кто был допоздна занят в репертуарном спектакле Мариинского театра, делали некое исключение: на следующий день можно было явиться на учебу ко второму уроку. Больше никаких послаблений не существовало. Выходной только один — воскресенье.

В процессе учебы в балетной академии неминуем большой отсев. По статистике, данное учебное заведение оканчивает только треть поступивших. Причины отчисления могут быть самыми разными: травмы, плохая физическая форма или если человек просто не выдержал нагрузки, в том числе и психологической. Я очень благодарна своей маме, которая в первый год моей учебы приезжала ко мне каждые выходные. А со второго года обучения она забрала меня из интерната, и мы снимали комнату в коммуналке, в десяти минутах ходьбы от академии. Все годы моей учебы мама жила на два города: ведь в Петрозаводске оставались мой папа и старший брат.

Методы обучения в русском балете намного жестче, чем, скажем, в Европе. Вместе с тем я очень благодарна своим преподавателям! Возможно, именно жесткость заставляет человека преодолевать себя, проявлять упорство в овладении балетной техникой. В конце каждого учебного года предстоял переводной экзамен по самому главному предмету — классическому танцу. Перед экзаменом всегда было контрольное взвешивание в медицинском кабинете. Как мы, девчонки, боялись этого взвешивания! Даже вынимали шпильки из волос, думая, что от этого станем меньше весить!

В академии существовала строгая формула: вес должен соответствовать цифре, получаемой рост минус 122. За потерю формы грозила низкая оценка и отчисление. Балетная система оценок тоже особая: «три минус» (это отчисление), «три условно», «три», «три плюс», «четыре минус», «четыре», «четыре плюс». И только в старших классах выставлялись «пять минус» и «пять».

Уровень российского балета очень высок. Русский балет отличается чистотой линий и приверженностью классическим традициям, благодаря чему его любят и ценят во всем мире. В России в основе репертуара театров — в основном классические балеты, тогда как Европе, и в том театре, где я сейчас работаю, распространен модерн. В театре мы танцуем и на пуантах, и в балетках, и даже босиком. Однажды в спектакле выступали в джинсах и футболках. Хотя всегда приятно выйти на сцену в пачке и диадеме, как, например, в балете «Золушка», и почувствовать себя принцессой! В неоклассике и модерне я ощущаю свободу самовыражения и могу позволить на сцене даже некую импровизацию. А классический танец, по моим ощущениям, связан с бОльшим контролем своего тела, когда ты должен строго следовать хореографии, которая, существует в неизменном виде уже не одно столетие.

В репертуаре нашего театра разные балеты. Директор нашей балетной труппы Сильвана Шрёдер выступает и в качестве хореографа. Многие классические постановки в ее понимании приобретают иной смысл. Так, например, взяв за основу сюжет балета «Лебединое озеро», Сильвана Шрёдер попыталась рассказать эту известную историю, максимально раскрыв внутренний мир, переживания и чувства Черного лебедя. В ее постановке он центральное действующее лицо. В этом балете я исполнила роль Одетты-Белого лебедя. Это моя любимая роль в репертуаре нашего театра. Моя Одетта — воплощение добра и нежности, у нее большое сердце, она готова прощать. Сейчас я работаю над ролью Джульетты, даже правильнее сказать, живу этой ролью и с большим чувством готовлюсь к премьере.

Да, в балете существует реальная конкуренция. Но тут все зависит от человека, как он ведет себя в какой-либо ситуации. Кому-то проще плести интриги и идти, как говорится, по головам, а кому-то важно сохранять личную гармонию, пусть даже и ценой неучастия в каком-либо спектакле. Для меня важно добиваться результата своими трудом и упорством. Мне нравится, что в нашей балетной труппе все очень дружны; часто мы проводим время и вне работы. Мы — это двадцать три человека из одиннадцати стран, без труда находящие общий язык.

Сложно сказать, миф или не миф — мнение о вечно голодных балеринах. У меня были проблемы с весом лет в восемнадцать, а потом все нормализовалось. Тогда я могла и целый день ничего не есть, только утром выпить кофе. А сейчас ни в чем себе не отказываю, даже на ночь могу полакомиться сладким, хотя вообще предпочитаю здоровую и полезную пищу: овощи, белок; обязательно пью воду — до 2 литров в день. Обожаю пасту, готовлю ее очень часто с различными добавками. Думаю, со временем мой организм как-то перестроился и перестал запасать впрок из опасения, что ему больше ничего не дадут! К тому же в балете такие нагрузки, что все калории очень быстро сжигаются. Я вешу 47 кг при росте 169 см.

Мы работаем по семь часов в день. С десяти до четырнадцати и с восемнадцати до двадцати одного-двадцати двух часов. Вот уже на протяжении 15 лет каждый мой день начинается с балетного урока, на котором выполняется комплекс упражнений, необходимый для поддержания физической формы и развития техники. А потом следуют репетиции, дневные или вечерние, а вечером еще, как правило, играем спектакль.

Нагрузки, конечно же, колоссальные; часто на пуантах приходится проводить целый день, но в процессе работы я просто не чувствую боли, наверное, потому что занимаюсь любимым делом. Но когда вечером прихожу домой, понимаю, как натружены стопы, замечаю новые мозоли. Одно из средств реанимации ног — тазик со льдом. Лед занимает почетное место среди прочего в моем холодильнике.

Любимая работа позволяет увидеть мир. Где я только не побывала на гастролях! Практически вся Европа, Канада… и даже карликовое государство Люксембург. Жизнь в Европе, а также знание немецкого языка, который я самостоятельно выучила с нуля, проживая в Австрии и Германии (еще я говорю по-английски), дают мне возможность свободно путешествовать.

Каков танцевальный век артистки балета? Танцуют примерно лет до тридцати пяти, если удается избежать тяжелых травм. Но бывают исключения: может, кто-то слышал об итальянской балерине Алессандре Ферри? Я восхищаюсь этой женщиной! Ей пятьдесят два года, и в настоящее время она возвращается в балет и готовится к премьере на Королевской сцене Лондона.

Мне нравится скандальный фильм «Черный лебедь». Я считаю, что в этой картине есть некая доля правды: случается, люди столь серьезно относятся к роли и так углубляются в нее, что в самом деле отчасти теряют связь с реальностью. Ведь в балете важна не только техника, но актерское мастерство. Готовясь к премьере, к новой роли, я всегда что-то читаю по данной теме, смотрю видео с разными балеринами, мне хочется узнать и понять как можно больше.

Можно ли сказать, что сцена — наркотик для артиста? В каком-то смысле, да. Как любой человек, артист ставит перед собой какую-либо цель и стремится к ней. Он тратит свои душевные и физические силы и, конечно же, хочет, чтобы его работу оценили. Получается, сцена — то место, где артист демонстрирует зрителю то, что он смог сотворить. И как же приятно, выйдя на поклон на авансцену, ощутить добрую теплую энергетику зала, когда она накатывает на тебя ударной волной под аплодисменты! Ты растворяешься в этом, а по спине идут мурашки. Вот это и есть настоящее счастье!

Сцена для любого артиста — священное место, а театр для него — родной дом, в котором он практически живет, особенно перед премьерами. Все артисты, и балетные не исключение, суеверны. Считается, что в театре нельзя свистеть и грызть семечки — иначе зритель не придет, и не будет сборов. Эти профессиональные суеверия я наблюдала и в петрозаводском Музыкальном театре, и в Мариинке, и также на сценических площадках Европы.

Однажды в Австрии нашу балетную компанию пригласили выступать на очень важном общественном мероприятии — знаменитом Венском балу. И случилось то, что видится каждой балерине в кошмарном сне — я потеряла пуант! Порвалась ленточка, и он слетел с моей ноги прямо во время танца. После выступления все девочки надели красивые платья и побежали на бал, где было много известных и знаменитых людей, а я сидела в углу и плакала! Ко мне подошел директор нашей труппы, которого я, получается, подвела, и успокоил со словами: «Не переживай, я уже все забыл и ты забудь. Все это уже в прошлом». Эти слова мне очень помогли, и с тех пор, если в жизни случается что-то плохое, я стараюсь оставить это в прошлом и с надеждой смотрю в будущее.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram