Три месяца ада, или как записать ребенка в первый класс
В субботу наконец закончился прием заявлений на поступление в первые классы петрозаводских школ. Растянув нервотрепку аж на три месяца, чиновники почему-то посчитали это благом. Их бы хоть на минуту запихнуть в шкуру тех, кто подавал заявления в последнюю школу города, не подстраховавшись зачислением в другое учебное заведение.
Чиновники и руководство школ говорят о том, что ажиотаж, который сложился вокруг записи в первые классы, — вина родителей, что совершенно не стоит так переживать по этому поводу: все дети будут обеспечены возможностью получить общее образование. Вопрос только в том, где они будут им обеспечены?
— Я просто хочу, чтобы мой ребенок учился рядом с домом, — пыталась я обосновать свое стремление именно в 13-й лицей заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
— Рядом с вашим домом весь Петрозаводский городской округ, — довольно резко ответила педагог, добавив, что так указано в законе.
Закон законом, но есть ведь еще и здравый смысл.
— Чем дальше от дома, тем не безопаснее, — пытались мы достучаться до человека. Но в ответ услышали:
— Ничего.
Вот поэтому и очереди. И нервозность. Потому что никому, кроме родителей, нет никакого дела до того, насколько той или иной семье нужна та или иная школа.
Нужны новые школы
Вопрос о том, чтобы вернуть районирование (напомним, что оно и отменено-то было не так давно – в 2014 году), уже поднимался. Более того, чиновники уверяют, что они его уже проработали, и те, кому предстоит пойти в первый класс в 2018 году, могут рассчитывать на то, что гарантированно будут учиться около дома.
— Это первый шаг, к тому, чтобы проблему решить. Когда районирование произойдет, нужно будет эту ситуацию доводить до ума, — пояснил на круглом столе ОНФ в Карелии начальник отдела общего образования Минобразования республики Александр Балгачев. — К закреплению не нужно подходить формально. Нужно подойти к этому вопросу творчески, чтобы закрепление действительно учло интересы большей части населения города.
Задача не из простых.
Начальник управления образования города Любовь Иконникова рассказала, что в поисках верного решения они опрашивали родителей подготовительных и старших групп детских садов, а также родителей четырехклассников, какая система записи в школы им ближе: по месту жительства или такая, при которой они могли бы записывать своих детей в любые школы города. И абсолютное большинство опрошенных высказались за свободный выбор школы.
— Поэтому здесь говорить об однозначности решения не приходится, — заметила Любовь Викторовна.
Тем более, что до конца непонятно, как распространить закрепление за определенными территориями на статусные школы (на данный момент в Петрозаводске три гимназии и шесть лицеев). Рассматривают, оказывается, три варианта. Первый: как и обычные школы, закрепить статусные образовательные учреждения за определенными улицами и домами. Второй: закрепить их за микрорайонами. И третий: закрепить за всем Петрозаводским городским округом.
Правда, в момент оглашения этих вариантов присутствующим как-то сразу вспомнилась причина, по которой несколько лет назад какая-либо приписка к школам была отменена: она не спасала лицеи и гимназии от очередей, люди покупали временные прописки, и все равно несли документы туда, куда мечтали устроить детей.
— Давайте уповать на то, что у нас есть надзорные органы, которые должны отсматривать эти покупные прописки, — предложила Любовь Иконникова.
Смешно, конечно.
Вовремя не отреагировали
В администрации города изучили опыт регионов: на Северо-Западе преобладает система записи в школы по закрепленной территории, но она, говорят чиновники, не освободила даже обычные школы от очередей. Первоклассников, прописанных рядом с образовательным учреждением, может оказаться больше, чем вакантных мест в школе. Понимая это, родители перестраховываются и создают очереди.
Иначе говоря, чиновники призывают родителей не стоять в очередях, но вместе с тем признают, что те, кто будет игнорировать эти очереди, могут и вовсе не попасть даже в ту школу, к которой их дети приписаны.
В тех образовательных учреждениях, которые в этом году принимали заявления в электронном виде, проблем не было. По большому счету лотерея: кто быстрее и правильнее данные ввел, тому и место досталось, но зато без костров и скандалов. Почему же так осчастливили только несколько школ?
— Анализируя запись в образовательные учреждения в прошлом году, мы понимали, что республиканский портал наплыва не выдержал. Записываются около 3 тысяч первоклассников, а участвуют в электронной записи порядка 6-7 тысяч человек (одного ребенка часто записывают сразу несколько родственников — прим. авт.). Госкомитет и Ростелеком, проанализировав свои возможности, говорили о том, что более 300 вхождений одновременно портал не выдерживает, — якобы внесла ясность Любовь Иконникова.
Но этот аргумент объясняет лишь то, почему заявления в электронном виде школы принимали в разные дни. Ответа на вопрос, что мешало, разбив по времени и дням, сделать электронную запись во все школы города, нет.
— Возможно, в следующем году мы так и сделаем. В этом попробовали так, — оправдываются чиновники.
Но что же это за скорость ориентирования по ситуации? Увидели, что в ноябре эта система сработала без сбоев, так введите вы ее повсеместно уже в декабре-январе. Зачем до следующего года-то ждать?
Незаконные очереди
На круглом столе в ОНФ Любовь Иконникова на протяжении полутора часов пыталась убедить присутствующих, что любые очереди около учебных заведений незаконны и ущемляют права тех, кто в них не стоит. Надо, говорит, приходить в день приема документов и четко ко времени их приема. Видимо, если 150 человек (при наличии, скажем, 84 вакантных мест) единовременно окажутся у входных дверей школы, все будут счастливы. Не будет ссор, проблем и мордобоя. Будут. Только в разы масштабнее. Чиновники то ли не понимают этого, то ли не хотят понимать.
— Чтобы в 9 утра не начался мордобой, родители и пытаются самоорганизоваться, — пытался донести до Любови Иконниковой председатель Союза профсоюзов Карелии Илья Косенков. В ноябре он сам несколько недель дежурил около школы. У них, как и у многих других школ, была тетрадка, в которую родители поочередно записывались и которую они потом всем миром охраняли и отстаивали.
— Это не было вашей обязанностью. Это было вашим желанием, — обратившись к Косенкову, отметила Любовь Викторовна.
— Как вы думаете, если я приду в назначенное время в назначенный день, я подам заявление? – уточнил у нее профсоюзный лидер.
— Конечно, в соответствии с законом. Образовательное учреждение не имеет права вам отказать в приеме заявления.
— Каким по счету? Давайте не будем лукавить. Я не попаду. Там будет стоять 400 человек (если речь идет об Университетском лицее, Петровской школе и подобных). И они будут заранее записаны, и они простояли уже месяц. И мне скажут: «Извини, друг, мы ради детей на все пойдем».
В условиях, когда чиновники практически самоустранились от решения этой проблемы (хотя они продолжают уверять, что усиленно ищут выход из ситуации), большая часть родителей приняли сложившиеся за последние годы правила игры с созданием очередей и охраной фиксирующей их тетрадки. И конфликты возникают только из-за тех единиц, которые мыслят примерно так, как чиновники: не подстраховываются, не дежурят, приходят в назначенный день и время и начинают отстаивать якобы нарушенные теми, кто пришел раньше, права.
— Либо мы с этим смиряемся, либо пытаемся это как-то отрегулировать, — заметил Илья Косенков.
Первого сентября в первые классы петрозаводских школ должны пойти более 3398 детей. Это почти на 600 детей больше, чем в прошлом году. Александр Балгачев уверяет, что в администрации города и Министерстве образования Карелии прекрасно понимают, что без создания новых мест не обойтись. В рамках федеральной программы, рассчитанной на 2016—2025 годы, на Древлянке планируется строительство школы на 1300 мест.
А между тем вот уже почти 12 лет жителям города мозолит глаза пустующее здание школы № 8 (31) на улице Волховской. В 2005 году это образовательное учреждение было закрыто на капитальный ремонт. Но воз и ныне там. В настоящий момент петрозаводчане собирают подписи под петицией на имя главы Карелии и президента страны с просьбой все-таки посодействовать возвращению этого здания в систему образования.
Очевидно, что нужна какая-то четкая система, при которой уже за год-два чиновники будут знать, в какую школу какого ребенка родители намереваются отдать (равно как с детскими садами: с рождения ведь сейчас известно, кто на какой садик будет претендовать). Этого времени хватит для того, чтобы где-то предусмотреть дополнительные классы, где-то усилить рекламу не очень востребованных школ, а где-то просто поговорить с родителями.
— На сегодняшний день эта работа ведется в системе. И прогноз у нас есть до 2025 года, — говорит Любовь Иконникова.
Впрочем, говорить можно все что угодно. Нам, родителям, из очередей результатов этих прогнозов не видно.