Столица

«Ад в детских поликлиниках!» Почему в XXI веке петрозаводские родители в 5 утра занимают очередь за номерками к врачам

В отделении детской поликлиники № 1 на Октябрьском проспекте на первый взгляд даже симпатично. Веселая расцветка стен, пеленальные столы. Контактная информация продублирована для слабовидящих шрифтом Брайля. На стенах яркие плакаты: вред курения, профилактика туберкулеза, антитеррор, вакцинация. Но стоит провести в поликлинике какое-то время, как слова с антитеррористического плаката начинают казаться предупреждением: «Морально и физически приготовьтесь к серьезному испытанию». 

Дарья Ивановская с дочкой ездят в поликлинику на Октябрьском из Заозерья. Сейчас это приходится делать часто — ребенку надо пройти обследование перед детским садом. Один из таких визитов семья запомнила надолго.

— Мы стояли, наверное, около двух часов, — вспоминает Дарья. — Чтобы все успеть, люди записывались в несколько очередей сразу. В коридоре образовалась давка, и было уже непонятно, куда идти и кто за кем стоит. Свободные места и номерки в гардеробе закончились — все стояли в куртках, с баулами в руках, среди грязных колясок — возле здания поликлиники нет места, куда их можно было бы поставить.

13 лет в очередях

Тогда видео, которое Даша сняла в коридоре поликлиники, обошло все новостные порталы Петрозаводска. Впрочем, преувеличивать масштаб катастрофы никто не собирается: такие очереди собираются в поликлинике не каждый день. Закономерность здесь простая: есть прием врачей, есть очередь.

Раз-два в неделю стоят люди, и малыши, и взрослые, особенно перед детским садом. Такое продолжается уже много лет, с тех пор, когда сгорела поликлиника на Анохина, все перешли сюда, и получаются огромные очереди уже много лет.

По словам Дарьи, миновать очереди никак не получается. Чтобы взять номерок к специалисту, родители приезжают к поликлинике задолго до ее открытия — к 5 часам утра. Но это не дает никакой гарантии — номерков обычно в два раза меньше, чем желающих попасть к врачу. Те, кому не повезло в первой, утренней очереди, пытают счастья еще раз — терпеливо ждут под кабинетом специалиста, ведь следующий прием только через неделю.

— Нам удалось попасть к врачу, но уже за деньги, — вспоминает Дарья Ивановская. — Нам сказали,  что следующий шанс будет только через неделю, если хотите попасть сегодня, то будьте добры — платно. Нас «вклинили» в очередь тех, кто пришел с номерками. Было неудобно перед ними — ведь люди стояли уже больше часа, но другого выхода я не видела.

Светлана Микая с семьей живет на Перевалке. На прием к педиатру возит детей в отделение поликлиники на Еремеева. А если нужны массаж или рентген, приходится добираться на Октябрьский проспект. Сначала — 6 километров с коляской в одну сторону, потом  - сеанс массажа, а после  - те же 6 километров в обратном направлении. Если речь идет об обследовании, то к длительной прогулке добавляется многочасовое ожидание под дверью кабинета.

— Мы тоже столкнулись с этим. Когда сезон болезней, дети сидят в очереди на рентген по 3 часа, в том числе это дети  с подозрением на пневмонию, — говорит Светлана. — Получается, даже если у тебя пневмонии не было, велика вероятность того, что ты ее заработаешь, сидя в очереди. Сейчас я готовлю ребенка к санаторию, и мы даже анализы стараемся в поликлинике не сдавать. Стоять в очереди — значит, бояться, что ребенок заболеет перед дорогой. Поэтому мне сейчас приходится оплачивать анализы лаборатории, где очередей нет.

Не помещаются

Главный врач первой поликлиники Лариса Рудковская не скрывает: действительно, в поликлинике есть очереди, а руководство получает жалобы от родителей. Причин такой ситуации несколько. Часто один педиатр принимает детей с двух, а то и трех участков — в поликлинике не хватает детских врачей. Но главная проблема даже не в этом. Очереди — прямое следствие нехватки квадратных метров:

Для сравнения я вам скажу: вторая поликлиника — это 4-этажное здание, в котором обслуживаются 15 тысяч населения. Наша поликлиника — 900 квадратных метров одно отделение, и второе — немного больше, обслуживаются — 25 тысяч населения. Поэтому огромная нехватка площадей.

По словам Ларисы Альбертовны, поликлинике нужно еще как минимум столько же пространства, чтобы очереди наконец исчезли. Об этом знают все чиновники и инстанции: и Министерство здравоохранения, и республиканское Законодательное собрание, и прокуратура, и Роспотребнадзор. Ведь поликлиника лишилась помещения не вчера, а 13 лет назад.

Два отделения оказались в приспособленных под их нужды помещениях в 2003 году, после пожара в двухэтажном деревянном здании на улице Анохина, где лечебное учреждение размещалось раньше. А детей за эти годы меньше не стало. Сегодняшние пациенты — дети, появившиеся на свет в 2000 -х, когда рождаемость пошла в рост.

Политическое безволие

Почему за 13 лет для поликлиники не нашлось подходящего помещения, ни родители, ни врачи не знают. Светлана Микая решила не ждать милости от чиновников и предложила свое решение проблемы. Оно располагается рядом с Гоголевским мостом.

— Есть участок, 4300 квадратов, находится между Перевалкой и центром. Расположение, на мой взгляд, хорошее. Рядом Гоголевский мост, который, я надеюсь, начнут летом делать, то есть транспортная доступность, рядом медицинские учреждения. Земля находится в собственности республики, перевод в нужную категорию назначения несложный, это я узнавала, постройте огромную поликлинику, в которой будет все: все кабинеты, все специалисты, широкие коридоры с окнами, где будет комната матери и ребенка.

С эти предложением Светлана отправилась в Министерство здравоохранения  Карелии. Попасть на прием к министру оказалось легче, чем найти человека, который занимался проблемами первой поликлиники.

— Я звонила в Минздрав, спрашиваю: «Кто занимается вопросами поликлиники? — вспоминает Светлана. — И мне ответили, что тот, кто занимался, либо ушел на пенсию, либо уехал в другую страну, либо уже не работает. То есть Минздрав вообще не занимался проблемой, которая у нас есть. Я не понимаю тогда назначение этого учреждения».

Впрочем, министр здравоохранения беспокойную маму принял. Правда, ясности это не внесло.

Я уже была у министра здравоохранения, он сказал, что строить новую поликлинику – это очень долго, — рассказывает Светлана.

Сроки строительства — вопрос  спорный. Когда перинатальный центр в Петрозаводске только планировался, чиновники предполагали, что весь процесс — от начала строительства до ввода в эксплуатацию — займет чуть больше 2 лет. А это явно меньше, чем 13. Построить поликлинику едва ли сложнее. Но хождение по кабинетам убедило Светлану в том, что дело не в земле, не в деньгах и даже не в возможностях современных строительных технологий.

— От чиновников, особенно от исполнителей, я постоянно слышу ужасное сочетание: политическая воля, — говорит Светлана. — То есть для того, чтобы построили поликлинику, важна не потребность города в ней, не здоровье наших детей, а некая политическая воля. Они имеют в виду, что господин Худилайнен должен захотеть и дать команду, чтобы у нас появилась поликлиника?

А пока Светлана начала готовить петицию в республиканское правительство. Она готова лично собирать подписи, чтобы участок зарезервировали под строительство поликлиники и выделили деньги на разработку проекта. Иначе земля может попасть на торги, и тогда здесь меньше чем за год вырастет очередная многоэтажка или магазин.

Наш сайт использует файлы cookies, Яндекс Метрику (включая РСЯ) и LiveInternet. Подробнее здесь.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram