«Дети учатся сами». Как многодетная мама смогла выстроить образование детей вне традиционной школы. Часть 2


Daily продолжает размышлять о семейном обучении. Сегодня познакомимся с уникальной мамой четверых детей: троих детей школьного возраста Алина Богатырева учит дома. У каждого ребенка своя образовательная траектория, мама идет за интересами дочери и сыновей. И их успехи поражают: дети побеждают в олимпиадах и конкурсах и постоянно пробуют новое. Как Алине удается за всем уследить, во сколько обходится такое индивидуализированное обучение и чего не может дать обычная школа?
У петрозаводчанки Алины Богатыревой высшее психолого-педагогическое образование и четверо детей, трое из которых школьного возраста. Старшая дочь Варвара учится в девятом классе. Вернее, самостоятельно изучает программу девятого класса и готовится к экзаменам. Старший сын Алины Яромир и средний Мирослав учатся в 6-м и 4-м классах, а младший — готовится к первому. Классы называют условно, потому что по каким-то предметам они вперед идут, по каким-то немного отстают.

— Я не отдала старшую дочь в первый класс в 2016 году. Тогда вместе с несколькими знакомыми мы начинали путь семейного обучения в Петрозаводске. Я пришла с дочкой в школу по прописке, чтобы пройти аттестацию за первый класс. Мне сказали, что в уставе нет такой формы обучения и аттестацию у нас никто принимать не обязан, за эту работу учителям не платят. Сейчас такая форма обучения есть в уставе любой школы. За девять лет наш город прошел очень большой путь: теперь управление образования, школы совершенно нормально относятся к детям на семейном обучении. Можно сдавать промежуточную и итоговую аттестацию экстерном.
А в 2016 году мы много беседовали с чиновниками, показывали, что мы адекватные родители, хотим учить детей, а не забрать их в секту какую-нибудь. Нам шли навстречу! Позже мы со школами согласовали аттестации и участие в олимпиадах. Промежуточную аттестацию можно проходить каждый год, а можно только в 9-м классе, перед итоговой.
Слишком большая цена за белые бантики
Родственники девять лет назад были в шоке: “Что это, почему вы ребенка в школу не отдаете? А как же 1 сентября? Белые бантики, цветочки...”.У нас не было ни разу 1 сентября с белыми бантиками. Хочется с одной стороны, но слишком большая цена за эти белые бантики. А сейчас они увидели, что ребенок не становится диким, не становится неучем. Сейчас родственники радуются успехам наших детей и спокойно относятся к этой форме обучения.
В первом классе дочь проходила аттестацию в школе, и мне было самой интересно, как это будет. Всё прошло без проблем. Был комплексный экзамен по основным предметам, по музыке попросили спеть песенку, по физкультуре она попрыгала на скакалке, отжалась…



«3D-принтер на свои деньги купил». Как выстроена учеба?
Думаю, смысл семейного обучения — сделать обучение ребенка индивидуализированным, углубиться туда, где ребенку интересно. Для этого нужно время, которым ребенок может свободно распоряжаться. ФГОСы меня совершенно не устраивают в том смысле, что я вижу интересы ребенка и хочу следовать за ними. Как происходит учеба? Ребенок дома открывает учебник, читает тему. Если все понятно, решает примеры. Через 3−4 дня, когда он изучит тему, я проверяю. Меня могут спрашивать, когда что-то непонятно или не получается, но в основном я выстраиваю процесс так, чтобы они максимально самостоятельно учились. На основные предметы тратим меньше времени, чем в школе: там за 45 минут урока каждому ребенку уделяется минуты три, а могут вообще не спросить. У нас же они максимально включены в занятия. По гуманитарным предметам читают книги, смотрят научно-популярные фильмы, проходят онлайн-курсы. Математикой, русским и английским заниматься стараются регулярно. У нас договоренность, что они 2−3 часа стараются заниматься учебными делами. Это до шестого класса. Чтобы каждый день три предмета плюс еще что-то — такого не получается. Это и не надо, потому что эффективность обучения настолько высока, что им хватает, чтобы усвоить годовой курс.
Мне повезло, что дети всё на лету схватывают, они умненькие, сообразительные, любопытные. Дети простые в плане обучения, всем с ними легко и приятно работать.
Нам нравится аттестовываться на онлайн-платформах. Там аттестация построена на тестах: ребенку дают 100 вопросов по каждому предмету, он год в удобном для себя режиме их прорабатывает, а на экзамене ему надо ответить на 10 случайных вопросов из этих ста. Что касается итоговой аттестации в 9-м классе, то ее сдают только очно, в школах. В этом году в нашей школе, по-моему, 12 человек сдают ГИА экстерном. Дочь недавно прошла устное собеседование и набрала 19 баллов из 20, хотя практически к нему не готовилась. Сейчас она два года уже занимается на онлайн-курсах по русскому языку и литературе: это живое общение с педагогом в мини-группе. Школа, при которой эти курсы, называется «Открытый ковчег». У дочери курсы по русскому и по литературе, потому что они ей интересны и педагог нравится. Она раньше рассказы писала, призовые места занимала, сейчас осталась любовь к чтению и русскому языку. С 5-го класса она увлеклась химией. А в шестом классе участвовала в городской олимпиаде по химии и победила, хотя соперничала с восьмиклассниками. Сейчас ее химия отпустила, теперь психология интересна. Что будет через два года, я не знаю.
А мой сын, который в четвертом классе, математику изучает по программе 5−6 класса, потому что ему математика нравится. Моя задача — найти ему хороших педагогов по математике: он ходит на матсубботник, в следующем году, может, надо будет еще какие-то кружки по математике брать.
Средний сын у меня весь в IT-сфере: робототехника, программирование на Python, 3D-моделирование. Он 3D-принтер на свои деньги купил год назад, и сейчас он у нас вообще без перерыва что-то печатает. Ему физика интересна, будем искать на следующий год очное обучение, где они будут опытным путем изучать законы физики.
Есть три базовых предмета, которые, на мой взгляд, нужно учить последовательно и регулярно: русский язык, математика и английский. Остальные можно изучать погружением, глубоко или поверхностно, в зависимости от интересов ребёнка.
Мы постоянно в поиске: онлайн сейчас много интересных курсов по искусству, по истории. Есть интерактивный учебник по математике с использованием искусственного интеллекта. Дети сами темы могут разобрать, сразу же закрепить и натренировать и ответы посмотреть. Мы на год доступ оплатили: там подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, все темы с 4-го по 11-й класс по геометрии, алгебре, высшей математике, по теории вероятности и статистике.
У мальчиков по математике сейчас учебники Петерсон, а Варвара занималась в пятом-шестом классах по задачникам 57-й школы московской с углубленным изучением математики. У них есть в онлайн-доступе задачники, но без ответов, к сожалению. Поэтому мне приходилось самой всё решать, чтобы ее проверить.
А у мальчишек учебники по русскому языку Генриетты Граник — прям красота. Там интересные тексты, ребенок может заниматься самостоятельно: есть самопроверка, есть возможность в отдельной книге посмотреть правильные ответы.
Сколько стоит такое обучение?
Я хочу максимально индивидуализировать обучение, и приходится, конечно, тратить деньги. На образование четверых детей, включая логопеда для самого младшего и спортивные занятия, мы тратим в месяц около шестидесяти тысяч рублей. На образование можно тратить средства маткапитала и бесплатно брать в школе учебники, но они нам не нужны. Мы выбираем учебники, не рекомендованные Министерством образования, а подходящие под наши образовательные задачи. Старшая дочь Варвара занимается английским и китайским языками с педагогами, потому что ей интересно. Дети и в бесплатные кружки ходят: в ДЮЦ на Невского, в Детский театральный центр на Суворова, в Кванториум. Бесплатных кружков у них намного больше, чем платных.
В прошлом году у дочки было 25 или 26 часов кружковых занятий в неделю, это очень много, было сложно их в расписание встроить. В этом году меньше, потому что впереди еще ОГЭ этот несчастный.



Совмещать с работой нереально
Конечно, родителям нужно посвящать детям время. Особенно в началке. Совмещать работу с 9 до 17 и заниматься с детьми нереально.
Мне кажется, многие «семейщики» выбирают онлайн-школы. Таких, как я, мало. Некоторые говорят, что образование моих детей похоже на хаос, но это, скорее, гибкость. Я думаю, семейное обучение похоже на творчество. А некоторые дети после СО уходят в обычные школы. Ребята, кто начинал учебный путь с Варварой, ушли в лицей в седьмой класс. И младший сын хочет в коллектив. В школу он не хочет, но в коллектив хочет. Я для него семейный класс выбираю. Интересно попробовать эту сторону альтернативного обучения, потому что я вижу много плюсов в обучении в группе.
Сейчас сообщество родителей, которые предпочитают альтернативное образование, разрозненное, к сожалению. Когда только всё начиналось, было больше живого общения, мы встречались, общались, советовались. А сейчас появились онлайн-школы. И это уже не совсем семейное обучение.
Что интересно детям?
Интернет и телефоны у детей ограничены. Есть договоренность, что вечер — их личное время. Делают абсолютно, что хотят. А в 10 часов вечера всё сдается, выключается и до 11 читаем перед сном. У старшей дочери смартфон появился в 12 лет, у старшего сына в 10, потому что он на сестру смотрел, а у среднего, который с братом близок, уже в 8. Это рано, я считаю, до десяти лет это не нужно. Но они в телефонах не особенно залипают: заняты учебой, кружками. Средний сын делает анимированных Stickman'ов. По-моему, фигня. Был период, увлекался Марвел, смотрел всё про Вселенную.
А в выходные дни мы стараемся куда-то выбраться либо в настольные игры играть. Пока, слава богу, они между настолкой и компьютерной игрой выбирают настолку.
Они никогда не отказываются в кружок идти, потому что сами его выбрали. А если хотят пропустить, я не заставляю. Такая ситуация у нас была: Варвара купила новую настольную игру «Маджонг», китайское домино, мы два дня не вылезали из этого маджонга. И ребенок говорит: мама, я не пойду сегодня на математику, буду играть. Пришлось разрешить, потому что был интерес большой к этому маджонгу.
Напомним, в первой части публикации мы поговорили с Анастасией Шогиной, мамой троих детей и педагогом семейного класса, а также с Екатериной Кольцовой, дочь которой учится в частной школе Петрозаводска, а сын — в семейном классе.