Этот «Воздух» может стать последним

С 19 по 21 июня в Петрозаводске состоится восьмой по счету фестиваль «ВОЗDУХ». Однако, по словам организаторов, из-за кризиса в стране и вмешательства «Нашего радио» он может оказаться последним. О том, что у карельского фестиваля возник конфликт с радиостанцией «Наше Радио», стало известно совсем недавно. О том, что этот конфликт может стать причиной закрытия «Воздуха», знают немногие. Кому помешал фестиваль? Обо всем по порядку.
В 2003 году в Петрозаводске филиал федеральной радиостанции «Наше радио» возглавил Максим Мазуровский. Радиостанция в то время переживала не лучший период — слушателей было немного, станция работала «в минус». Чтобы исправить ситуацию, Мазуровский занялся организацией рок-концертов в столице Карелии.
Спустя два года стало понятно, что для продвижения «Нашего радио» нужны не просто концерты, а что-то более глобальное. Так появился на свет первый «ВОЗDУХ», который шел два дня и стал первым событием такого уровня в Карелии.
Следующие десять лет, за исключением периода 2010—2012, фестиваль «ВОЗDУХ» с каждым годом становился масштабнее, популярнее становилось и карельское «Наше радио».
Максим Мазуровский:
— На Северо-Западе мы были среди лучших. Нас увидели, мы стали популярны настолько, что в 2013 году, когда проводился «ВОЗDУХ. Перезагрузка», руководство федерального «Нашего радио» само обратилось к нам.
Из Москвы на «Перезагрузку» приехала делегация, появились договоренности о взаимовыгодном сотрудничестве. Мазуровскому предложили работу на федеральном «Нашем радио», где он занял пост вице-президента по региональному развитию радиостанции.
С весны 2014 года федеральное «Наше радио» впервые поддержало «ВОЗDУХ» и стало его официальным информационным партнером. Однако за месяц до фестиваля из союзника «Наше радио» неожиданно превратилось в противника, который всеми силами хочет устранить карельский фестиваль. О причинах этого организаторам остается только догадываться.
Максим Мазуровский:
— До сих пор не понимаю, что должно было случиться, чтобы станция-партнер начала всеми своими ресурсами «душить» региональный фестиваль. Бывший генеральный директор «Нашего радио» Сергей Афанасьев сообщил, что «накат» идет от собственника холдинга. Кто и что ему «напел в уши», не понимаю. Почему от этого молчаливо отстранились остальные руководители, включая президента холдинга, тоже не могу понять. Все это похоже на какое-то мальчишество. Уже год…
Какими бы ни были причины, последствия оказались глобальными: Мазуровский был уволен с поста вице-президента по региональному развитию «Нашего радио» в Москве, карельский филиал радиостанции, который 12 лет успешно развивался под его руководством, перешел в другие руки. Делами радийными все не ограничилось: федералы активно взялись за карельский «Воздух». Видимо, причиной для того, чтобы вставлять палки в колеса фестивалю, стал его высокий уровень организации.
Максим Мазуровский:
— Никто не понимает, как в таком маленьком городе, как Петрозаводск, проходит фестиваль, который по своему масштабу должен проходить в городах-миллионниках. В прошлом году «ВОЗDУХ» вышел на очень высокий международный уровень организации. Только выступления The Rasmus с ДДТ чего стоят плюс техническое оснащение мероприятия на европейском уровне. Из местечкового рок-фестиваля «ВОЗDУХ» превратился в событие межрегионального масштаба.
Стоит ли удивляться, что на «Нашем радио» могли увидеть в карельском фестивале конкурента федеральному «Нашествию». Зачем ехать куда-то, когда рядом с домом уже лучше? Действительно ли высокий «воздушный» уровень стал причиной смены ориентиров федерального «Нашего радио» или же их мотивы скрыты в чем-то еще, сказать сложно. Важнее другое: уже год руководители «Нашего радио» делают все возможное, чтобы «Воздуха» в Карелии не было.
Главным аргументом в своей борьбе против карельского фестиваля стала программа на «Нашем радио», которая выходила с 2002 по 2009 год и, по иронии судьбы, носила одинаковое с фестивалем название — «Воздух». Федеральное руководство решило доказать, что организаторы фестиваля в Карелии «украли бренд» (попросту название) программы на радио.
В Москве считают, что фестиваль не может содержать в названии слово «Воздух» (Северный воздух или Воздух Карелии – не важно), и активно препятствуют его организации. И это несмотря на то, что с момента появления фестиваля в 2005 году и следующие 9 лет никаких претензий к названию карельского фестиваля у радиостанции не было. Несмотря и на то, что программа в эфире и фестиваль под открытым небом — принципиально разные вещи, не имеющие ничего общего.
Чтобы укрепить свои позиции, «Наше радио» спешно возродило свою программу в эфире и даже продает на нее билеты. Зачем? Очевидно, чтобы блокировать продажи карельского «Воздуха», убеждены его организаторы.
Но битва за название — не единственный фронт работ по уничтожению фестиваля. Работа идет во всех направлениях.
Максим Мазуровский:
— Представители «Нашего радио» стали вводить в заблуждение наших партнеров. Например, добились закрытия нашей группы в «ВКонтакте» и пытались заблокировать доступ к сайту фестиваля. Этого им показалось мало, и они стали выходить на партнеров и спонсоров. Например, как мне сообщили, они обращались в МТС, которые в итоге отказались поддерживать фестиваль в этом году, и мы потеряли несколько миллионов рублей.
Как нам сообщили некоторые музыканты, радио «просило» их отказаться от участия в «ВОЗDУХе», грозя снятием с эфира или неучастием в «Нашествии».
Для понимания: «Наше радио» — единственная рок-н-рольная станция в России. Если тебя сняли с эфира, твоя популярность снижается, если ты, конечно, не «ДДТ», «Чайф», «Пикник» или «Алиса». Есть рок-группы, которым наплевать на «Наше радио», но большинство не хочет с ними ссориться.
Отсутствие спонсоров, проблемы с группами и кризис в стране серьезно подкосили «Воздух» — в этом году прогнозируемый убыток, по словам Мазуровского, составит около 3,5 млн рублей, и это при том, что продажи билетов идут хорошо. Организаторы уверены: в этом году фестиваль пройдет вопреки давлению радиостанции, но не факт, что он состоится в следующем.
Максим Мазуровский
— В будущем я не вижу смысла проводить фестиваль в таких условиях. Возможно, этот «ВОЗDУХ» в Карелии может оказаться последним. По крайней мере в таком формате.
Текст Евгения Белянчикова