Как бесплатно попасть на концерт классической музыки в Петрозаводске? Рассказываем о классном студенческом проекте «Открытая консерватория»
Вера Перминова — этномузыколог, а Андрей Самуйленков — аккордеонист. Вера еще учится, а Андрей уже окончил консерваторию и работает председателем профкома. Вместе они придумали и ведут проект “Открытая консерватория”. Если коротко, то это бесплатные концерты классической музыки для всех, кто захочет прийти.
Наш с ребятами разговор получился скорее о проблемах, с которыми сталкивается академический музыкант в современном мире. Но и об “Открытой консерватории” тоже. Для тех, кто спешит, — короткий блиц со всей нужной информацией в конце интервью.
— Расскажите о проекте “Открытая консерватория”, как он появился?
Вера: В любой консерватории есть бесплатные отчетные концерты, выпускные экзамены. Другой вопрос, что не каждая консерватория или вуз может пускать на свою территорию посторонних людей, поэтому на экзамены обычно приходят друзья. В консерватории есть три концертные площадки: Большой и Малый концертный залы, оперная студия, а еще есть библиотека, где можно проводить научно-познавательные мероприятия. Когда мы поняли, что все эти площадки пустуют, то придумали “Открытую консерваторию”.
Цель проекта: чтобы жители и гости Петрозаводска могли бесплатно послушать классическую музыку, а наши студенты могли почувствовать себя звездами.
— Проект существует уже почти три года. Мы запустились в октябре 2021 года и проснулись знаменитыми (смеются). Андрей сделал группу, выложил пару постов, я попросила поставить запятые. Так и начали свою работу.
Андрей: Я как-то общался со студенткой, которая сказала мне: “Вот я доучилась до пятого курса и нигде никогда не выступала”. Наши студенты могут выступать на зачетах, экзаменах и концертах класса. И все.
— А в барах не выступают?
Андрей: Если человек выступает в баре, то это уже хорошо! Не каждый наш студент играл в переходе, баре или ресторане. Это такой непростой опыт. Некоторые студенты чураются играть в таких местах, но очень зря. Во-первых, там платят неплохие деньги, во-вторых, работаешь с публикой, в-третьих, ты сталкиваешься с конфликтом внутри себя. Выходя играть в зал консерватории, ты ощущаешь себя артистом: все на тебя смотрят и к тебе приковано внимание, в баре же все сидят и пьют, а ты играешь на заднем фоне. Это студентов коробит, но те, кто преодолевает это предубеждение и чувство гордости, то они из этих баров они выбираются на лучшие концертные площадки. Есть много таких историй. А так получается, что 85% студентов доживают до выпуска в консерватории, но не имеют опыта выступлений перед публикой. В консерватории готовят сольных исполнителей, на это делается упор, при этом у студентов нет нужного опыта.
— Все концерты бесплатны, может, люди думают, что там играют не очень?
Вера: В Москве, например, за подобные мероприятия берут деньги. У нас платные концерты тоже проходят, но в основном в Большом зале. Однажды общалась с гостями: они нечаянно пришли на концерт студентов в Москве и так удивились, что студенты хорошо играли. Для обычного человека удивительно, что музыкант, который еще не работает, а учится, может хорошо играть, но это так. Студенты консерватории большую часть своей жизни занимаются музыкой профессионально. Сначала учатся в музыкальной школе, потом в колледже, потом в высшем учебном заведении. Когда ты попадаешь в консерваторию, то у тебя уже нет возможности заниматься чем-то другим, ты большую часть времени будешь посвящать музыке.
— У «Открытой консерватории» есть проблемы?
Андрей: Оказалось, что студенты не очень хотят выступать. С одной стороны, они жалуются, что нет такой возможности, с другой стороны — боятся. В системе академического художественного образования (музыка, балет, театр), когда ты выходишь на сцену, то ты либо играешь идеально, либо на сцену не выходишь. Это вдалбливают в голову и это мешает. Важно помнить, что на каждого музыканта есть свой слушатель. Для обычного слушателя такое выступление может стать откровением, тогда как академический музыкант послушает его и наругает за ошибки. Другой момент, что если человек не выступает, он боится сцены, а чем дальше к выпуску, тем страшнее на ней играть.
Поэтому мы придумали проект, чтобы каждый студент мог выйти на сцену, отыграть как может, услышать аплодисменты и отклик от слушателя. Ведь чем больше опыта выступлений на сцене, тем лучше становится игра музыканта.
— Мы встречаемся с вами в пятницу вечером, и, судя по всему, в консерватории еще полно людей.
Андрей: Музыка — это работа нон-стоп. Люди учатся и работают в консерватории с 9:00 до 22:00. И так каждый день, и в выходные тоже. Это культ, прямо говорится, что выходные для бездельников и слабаков. Иди и паши. У нас есть любимая фраза с музыкальной школы: “Почему не успел? Выходные ж были”. Получается, что музыкант в выходные не может отдыхать. Музыкант учит сложную программу для концертов, помимо подготовки к зачетам и экзаменам.
— А потом получает зарплату в 15 тысяч...
Андрей: Это отдельная тема для разговора! После выпуска из консерватории человек зарабатывает себе депрессию и разочаровывается в профессии. В чем, как мне кажется, тут проблема? Студенты приходят на экзамен, их послушала комиссия, которая говорит, что мы тебе “пять” не поставим, поставим “четыре”, чтобы был рост. И вот человек полгода своих каждодневных усилий с утра до вечера сводит к абсолютно непродуктивным результатам, к оценке. Вот зачем заниматься так много чем-то, если ты только на экзамене это показываешь?
— Представила себя на месте музыканта и уже потеряла мотивацию...
Андрей: Из творчества это превращается в каторгу.
Вера: Да, Андрей всё грустно описал, но есть в профессии не только это. Тут наверное вопрос твоего душевного расположения, даже среди наших студентов есть те, кто понимают, чем они готовы заниматься круглосуточно. Кто-то играть Рахманинова на фортепиано, кто-то хочет решить задачу по гармонии. Зачем вам ноги и пальцы, если у вас есть крылья и вы можете лететь?
Андрей: Суть творчества в чем заключается? Очень важно это делать для кого-то, а не в стол. Чтобы человек был счастливым, он должен свою деятельность направлять на кого-то, получать обратную связь. Экзамены — это не то. Конкурсы, как мне кажется, тоже губительны для творческого человека. Окей, если ты стал лауреатом? А если не стал? Боль всей жизни. И где зритель может узнать о тебе, как о музыканте, публичной личности? Только в академических кругах.
— Андрей, а ты играешь как музыкант?
Андрей: Нет, сейчас только для себя. На прошлых выходных взял и поиграл. Я ушел в другую сферу.
— Вы ведь выступаете не только в консерватории?
Андрей: Да, мы делаем выездные мероприятия на других площадках, даже за пределами Петрозаводска. Например, ездили на «Библионочь» в Сортавалу. Публика чудеснейшая! С распростертыми объятиями нас встречают. В Петрозаводске может быть немного пресытились, потому что у нас много театров и концертных площадок.
Вера: Петрозаводск очень музыкально и театрально развитый город. В районах Карелии новые имена воспринимают с энтузиазмом: неважно, приедет московская или петрозаводская консерватория выступать. Публика во всех городах очень внимательно относится к тому, куда она ходит и анализирует. Люди не просто приходят на концерты ради развлечения, а учатся на них, узнают много нового. Для меня самое запоминающееся выступление — это как раз “Библионочь” в Сортавале. Это был лучший концерт в истории “Открытой консерватории”. А еще там был смешной момент: на концерт с нами поехал наш корейский студент Джунбом Шим и вот я продиралась через 13-летнюю толпу девчонок и кричала: “Отдайте его мне”. Такой он имел успех.
Андрей: Когда студент выступает перед другими музыкантами, то они оценивают техническую сторону исполнения, а слушатель обычный может меньше знать и понимать, но зато может отреагировать на исполнение эмоционально. Он будет думать: ну все, я просветлился. И это самое главное.
— С какими еще проблемами сталкиваются академические музыканты?
Андрей: У музыкантов академических огромное предубеждение против слушателей. Вот есть темная толпа и она ничего не знает. Ничего подобного. Да, обычные люди меньше знают, чем профессиональные музыканты, но мы этому учимся, а они нет. Люди с большим энтузиазмом воспринимают классическую музыку. Да, сперва некоторые сложные вещи люди могут воспринимать с трудом, но нужно потихоньку обучать своего слушателя, и люди реально на этом растут. Был концерт, мы выступаем перед “Карелэнерго”. Я сам думал, что физики и математики не смогут заинтересоваться классической музыкой. Катоды и электроды, какая там музыка! И вот сидят солидные мужчины. Как же было кайфово, когда мы видели восторг в их глазах. А после мероприятия был фуршет, и каково было мое удивление, когда они обсуждали музыку и наш концерт, а не юбилей своей организации. Вот такое было погружение в реальность из нашей консерваторской теплицы.
Вера: Такой вот у нашего проекта и социальный эксперимент получился. Мы когда начали им заниматься, то поняли, что у него много граней и задач.
— Вы говорите, что у музыкантов есть предубеждение против слушателей. Но и у слушателей тоже есть предубеждение против классической музыки. Это сложно, трудно, непонятно. Что делать?
Вера: Это нормально. Совет — попробовать.
Андрей: Приходите и послушайте. Если вы пришли и вам не нравится, то вставайте и уходите, даже если вам кажется, что это моветон. Я бы посоветовал заходить через концерты в Малом зале, там обычно разная музыка сборной солянки и вам что-то может понравится. А потом уже идти на большой концерт.
Вера: В YouTube есть огромное количество концертов, начните с Дениса Мацуева, послушайте наш “Глазунов подкаст”. А потом уже будете понимать, на что ходить вживую.
Андрей: Искусство — для человека, про человека и пишется человеком. Это надо держать в голове. Это не какое-то элитарное искусство для высших сущностей, ничего подобного. Музыка это про то, как мне больно, как я справляюсь с депрессией, она про разные ситуации, она про нас. Музыка — универсальный язык.
— А кто чем занимается в вашей команде?
Вера: Я пишу посты, а дизайнер от консерватории делает афишу предстоящего мероприятия. Если же мероприятие полностью организовано студентами по их инициативе, то мы делаем афишу сами. Кстати, если вы хотите попробовать себя в дизайне, СММ и медиа, то мы будем очень рады взять вас в команду. Да, мы не можем ничего предложить, потому что это чистая инициатива, но зато вы получите много бесценного опыта. Мне, если честно, тяжеловато стало справляться: мозг один, а проектов у меня много.
Андрей: Но у нас в планах написать заявку на грант. Хотим купить для начала хорошие колонки и фортепиано электронное, чтобы устраивать концерты в лесу.
— На кого посоветуете сходить? Кто восходящие звезды?
Вокалистка Виктория Фёдорова, Анастасия Пятунина, джазовый квартет The Jazz Snatch, квартет народных инструментов “Ахтунг”. Это те люди, кто выступают на постоянной основе. Но вообще у нас все звезды.
— А теперь технический блиц. Как попасть на бесплатный концерт?
Вера: Просто прийти в нужное время в консерваторию. Охрана в курсе и пропустит.
— Нужно где-то записываться?
Вера: Нигде. Раньше мы просили заполнить форму, но теперь от этого отказались.
— Где можно узнать о предстоящих бесплатных мероприятиях?
Вера: В нашей группе во “ВКонтакте”.
— А какие обычно вы проводите концерты?
Вера: Мы делаем концерты из того, что знают студенты. Это классическая программа.
— А с детьми можно?
Вера: Мы проводим специальные детские концерты, на которых детям не будет скучно. Лучше первый раз прийти на такой концерт.
— А все точно бесплатно?
Вера: Да, мы даже проект назвали “Открытая консерватория”, потому что хотели подчеркнуть, что все концерты бесплатны. Иногда мы публикуем афиши платных концертов, но там всегда указано, что билеты будут стоить денег.
— А вы можете приехать в наш город и выступить бесплатно на мероприятие?
Вера: Да, можем, но будет райдер на проезд и еду музыкантам. Не против играть бесплатно, но главное — не в ущерб. В конце хочу сказать, что у нас в городе есть чудесная консерватория, в ней учатся замечательные музыканты, приходите к нам в гости! Мы хотим быть полезны и знакомить вас с классической музыкой.