Как я была инвалидом: наш журналист села в коляску и проехалась по улицам и магазинам
3 декабря – Международный день инвалидов. К этому дню мы решили вспомнить материал, который выходил в «Карельской Губернiи» в этот же день в 2009 году. Тогда наша журналистка решила на собственном опыте узнать, каково это – быть «особенным» в петрозаводских условиях. Один выходной день в инвалидном кресле – в городе, равнодушном к нуждам людей с ограниченными возможностями.
По ухабам
– Инвалидное кресло мне предоставила Вера Гаврилина, работник консультативно-аналитического агентства «ЛАД», – рассказывает Евгения. – Инвалид со «стажем», она сказала: специально труднопроходимые места можно не искать – они повсюду. И предупредила: «Надень, что похуже, вся будешь грязная. И перчатки надень – руки натрешь».
Для начала мы решили выпить кофе, потом сходить в театр, после – по магазинам. Обычный выходной день нормального человека. С собой для подстраховки я взяла коллегу – Георгия Чентемирова. И, как оказалось, не зря. По проспекту Ленина катиться самостоятельно очень тяжело. То и дело колеса натыкались на ямы и подпрыгивали на кочках.
Практически все поребрики оказались такими высокими, что самостоятельно на них вскарабкаться на коляске невозможно. Приходилось объезжать. Причем по проезжей части, где легко попасть под колеса автомобиля. У магазина «Подарки», правда, между поребриками было два пандуса, но один из них был загорожен припаркованной машиной.
Ни в один магазин на проспекте Ленина заехать невозможно: всюду ступеньки. Не попасть и в здание правительства, Законодательное собрание и даже аптеки. Хотела сходить на спектакль в «Творческую мастерскую». Но заехать в филармонию невозможно – нет пандусов. Уже изрядно замерзшая, направилась в сторону Музыкального театра. Его недавно отреставрировали, и не верилось, что реставраторы не предусмотрели пандусы. Увы, их не было. Оказывается, проектировщики решили сохранить театр в первозданном виде и за этой заботой совсем позабыли об инвалидах.
Поблизости находится Музей изобразительных искусств. Он, к счастью, оборудован широким ровным пандусом. Но двустворчатая дверь открывается лишь наполовину – защелка накрепко заржавела. На коляске не проехать. Мне предложили единственный выход – пронести внутрь на руках. Поняв, что приобщиться к высокому не удастся, решили погреться – попить чаю в кафе. Ура! Одно из заведений было оборудовано пандусом. Официант услужливо открыл дверь, я заехала внутрь и резко затормозила: вниз вели четыре крутые ступеньки. Для чего снаружи установлен пандус, если внутрь все равно не попасть – не ясно. Видимо, для «галочки».
Падение
Несолоно хлебавши решили поехать в «Ленту» – единственный ближайший магазин, где можно спокойно перемещаться на коляске и где есть туалет для инвалидов. Здесь я впервые почувствовала себя в безопасности и просторно. Ездить по «Ленте» было приятно. Инвалидная коляска катилась на одном уровне с продуктовыми тележками, то и дело меня обгоняли дети в «автомобилях»…
После «Ленты» улица выглядела угрожающе. Дорога к кинотеатру «Калевала» оказалась ужасна. Сбоку были пандусы, но настолько крутые и разбитые, что как только я попыталась взобраться на них, коляска не выдержала наклона и перевернулась. Я упала на спину и ударилась головой об асфальт. К счастью, не сильно. Нога застряла в коляске, и, пытаясь ее высвободить, я растянула связки. Так «подсадной» инвалид едва не стал настоящим.
В кинотеатр попасть не получилось. Как купить билет, если к кассе ведут только ступеньки? Грязная, мокрая и уставшая я прикатила домой. Перчатки можно было выбрасывать, куртку, брюки и обувь – стирать, ноющую ногу – лечить…
Выводы очевидны. На улицах Петрозаводска инвалид вынужден чувствовать себя беспомощнее, чем он есть на самом деле. Город рассчитан на здоровых людей, а инвалидов как будто нет. И сколько бы в Международный день инвалидов чиновники ни говорили о заботе и сострадании, пока повсюду не начнут ставить пандусы, все эти разговоры можно расценивать как насмешку.