Столица

«Крайние». Узнали, как живут люди в доме, который сдан в эксплуатацию только наполовину

Они действительно оказались крайними — жильцы первого и четвертого подъездов в новостройке на улице Жуковского,  36-а. Причем, во всех смыслах. И в буквальном — их квартиры находятся в начале и в конце недавно построенного здания, и в переносном — нет, кажется, в этих квартирах места,  откуда не выглянула бы какая-нибудь проблема. 

Здесь  текут потолки,  регулярно  отключают свет, а некоторые жильцы месяцами  обходятся без горячей воды. Но главное – люди уже третий год живут в этих 16  квартирах фактически незаконно. Ни у кого из них  - вступивших в долевое строительство и оплативших свои квадратные метры — нет положенных по закону документов на жилье. Ситуация на Жуковского, 36-а сложилась уникальная — сданы и приняты в эксплуатацию три этажа в двух  средних подъездах. А крайние подъезды и четвертый этаж надо всем домом — нет.

«Все живут, и вы живите!»

Юлия Суменкова работает врачом в Ладве. Контракт заканчивается через три года, и к этому времени молодая женщина рассчитывала перебраться в Петрозаводск. Квартиру  подыскали риелторы, Юлия с супругом согласились – понравился район: рядом детский сад, школа, спортивный комплекс. Да и сроки сдачи дома обнадеживали. Договор был подписан в декабре 2011-го, а дом застройщик обещал сдать меньше  чем через год – осенью 2012-го. Все переговоры юристы вели с Алексеем Лучиным, считая его заместителем директора фирмы ООО «Поларсип Петрозаводск». У него же в кабинете были подписаны необходимые документы. Молодая семья стала ждать заселения в собственную квартиру.

— Первые месяцев 6 или 7 не было даже  фундамента, — вспоминает Юлия. —   Мы стали ходить, надоедать застройщикам вопросами. Потом строительство потихоньку началось, но шло настолько медленно…

В это время выясняется, что директором «Поларсипа» является  Дмитрий Ларионов. Впрочем, будущих жильцов в это время больше волнует другое. От застройщика они получили не слишком радостное уведомление  -  сдача дома переносятся  на весну 2013-го. Но и в этот срок  дом к вводу в эксплуатацию готов не был.  Лишь летом 2013 года застройщик сдал только два средних подъезда, которые строились как социальное жилье. Об истории строительства этой части дома и о состоянии квартир, в которые были вынуждены въезжать ветераны войны, можно прочитать здесь. А люди, купившие квартиры в двух крайних, «коммерческих» подъездах, вскоре узнали, что их часть новостройки снова не будет введена в эксплуатацию. На этот раз срок перенесли на 2014 год. Ждать так долго Юлия не могла и заселилась в свое жилье без документов.

— В квартиру мы въехали в августе 2013 года, потому что я должна была родить  и  мне некуда было пойти с ребенком после выписки из роддома.  - говорит Юлия. — Мы подписали акт временной приемки квартиры, который не является юридическим документом, и заселились.

Таким же образом поступили еще несколько десятков жильцов.  Их истории похожи: кто-то хотел разъехаться со взрослыми детьми, другие, наоборот, стремились начать взрослую жизнь отдельно от родителей. Платить ежемесячный взнос за новую квартиру и одновременно снимать жилье большинству не по карману. Тем более что Дмитрий Ларионов,  по словам жильцов,  на все вопросы отвечал: «Никаких проблем,  переезжайте, все живут, и вы живите!»

И они живут. Скоро закончится 2015-й. Никаких уведомлений жильцы больше не получали. На посту директора  фирмы-застройщика  Дмитрия Ларионова сменил Владимир Виноградов . По крайней мере, именно его имя фигурирует в государственном реестре юридических лиц. Там же сама фирма обозначена как действующая.  Алексей Лучин стал главой Прионежского района.  Юлия Суменкова успела родить ребенка и развестись с мужем. Бывшие супруги остались в хороших отношениях.

 - У нас жилье было оформлено 50 на 50. Муж хочет свою половину отдать нам с сыном. Но мы не можем оформить документы, потому что у нас нет прав на эту квартиру. Ребенку два года, и сейчас возникла еще одна проблема — я не могу поставить его  на очередь  в садик, потому что нет регистрации.

За правами Юлия обратилась в суд. Процесс выиграла, но  неустойку — плату за задержку сроков сдачи дома в размере 1 миллион 200 тысяч рублей, так и не получила.  Городские суды рассмотрели еще больше десятка  подобных исков от жильцов этой  новостройки. Все решения были приняты в пользу дольщиков. Но денег не получил никто — на счету «Поларсипа» нет ни рубля. Как по-прежнему нет прав на квартиру ни у одного из жильцов первого и четвертого подъездов.

Виноват четвертый этаж?

И, судя по всему, будут не скоро. А виной всему  - четвертый этаж здания.  Администрация Петрозаводска дом у застройщика не принимает. Дело в том, что фирма «Поларсип Петрозаводск» получила разрешение на строительство по адресу: ул. Жуковского, 36-а трехэтажного дома. А теперь там находится здание высотой в 4 этажа.

— Чтобы принять дом, нам необходимо соответствующее заключение инспекции Государственного строительного надзора при Министерстве строительства. На весь дом  инспекция заключения не давала, потому что застройщик построил четыре  этажа вместо трех, и вот на этот четвертый этаж заключения нет, — поясняет главный специалист управления архитектуры и градостроительства городской администрации Иван Гашков. —  Принять дом без него мы не можем, потому что этот документ должен  подтвердить, что  здание соответствует  техническому регламенту, то есть, что оно безопасно. Если мы примем дом без заключения, и потом что-нибудь случится, например, обрушение, то нести ответственность вплоть до уголовной  будет нести тот, кто разрешил ввести такой дом в эксплуатацию, то есть мы. Сейчас застройщик в суде обжалует решение администрации об отказе в вводе дома в эксплуатацию, и два решения уже вынесены не в его пользу.

Адвокат Леонид Автухович нисколько не удивлен — застройщик и должен был проиграть эти процессы, потому что изначально выдано разрешение на строительство  малоэтажного дома, тот есть, высотой до трех этажей включительно. По мнению юриста, возводя четвертый этаж, застройщики прекрасно понимали, что сдать этот дом не смогут — требования к зданию будут совершенно другими.

А вот жильцы в недоумении — у тех, кто купил квартиры на первых трех этажах,  в договорах четвертый этаж значится как чердачное помещение. Наталья Клименко возмущается — специально приобрела  квартиру на последнем, третьем этаже, чтобы над головой никто не топал:

— Я у застройщика спрашиваю: «Откуда четвертый этаж? В договоре было сказано — три этажа! С какой стати построили четвертый?»  Мне отвечают: «Нашелся инвестор, заплатил деньги, чтобы мы его построили.»  А я что, не заплатила, что ли?

Недавно к Леониду Автуховичу обратилась группа жильцов, купивших квартиры на четвертом этаже. Они  написали заявление в Следственный комитет с просьбой  привлечь компанию-застройщика к уголовной  ответственности  за мошеннические действия. Решения по этому заявлению пока нет – идет проверка.

«Платить вы будете, но обслуживать не станем!»

Семья Оксаны Кищук купила жилье на том самом четвертом этаже. Чтобы приобрести квартиру, взяли ипотеку в одном из крупнейших банков. Дом на Жуковского, 36-а выбрали только по одной причине —  застройщик обещал, что жилье  будет сдано через месяц. И теперь семья уже  год платит ипотечные взносы за квартиру, которая ей не принадлежит.

— Собственно за квартиру  мы должны банку  один миллион семьсот тысяч рублей. Плюс проценты — еще около миллиона. В течение трех лет мы обязаны предоставить банку документы на собственность. Если их не будет, получается, что вторая сторона, то есть застройщик,  не выполняет свои обязанности. И тогда надо  расторгать с ними  договор, — пытается взвесить риски Оксана. —  И если мы расторгаем договор, то получается, что миллион семьсот тысяч  нам должны вернуть, а остальные проценты мы платим зря, эти деньги уйдут банку. Кроме того, теряем квартиру,  и все надо начинать заново. Можно судиться, вероятность выиграть велика, и застройщик должен будет вернуть деньги. А вернет или нет, мы не знаем.

На первый взгляд, новая квартира Оксаны выглядела неплохо, но как только пошли дожди, начала протекать крыша. Ремонт пришлось делать самостоятельно. Ни застройщик, ни управляющая компания этим заниматься не хотели. «Социальные подъезды» обслуживает УК «Выбор», но на вызовы жильцов первого и четвертого коммунальщики не реагируют — ведь жилье не введено в эксплуатацию.

— Я звоню  в  "Выбор", а они говорят: «Нет, мы к вам не приедем, у вас дом не сдан!» Они обслуживают только два подъезда. Если крыша протекла или батареи, например, придется все ремонтировать самим — жить-то надо!  - говорит Оксана.

Однако счета от управляющей компании «Выбор» и «Энергокомфорта» жильцы «крайних» подъездов получают исправно. Логика проста: если в квартирах кто-то живет, пусть платят. Тарифы на коммунальные услуги не отличаются от обычных, а вот цена на электроэнергию гораздо выше.  Семью Оксаны предупредили: пока дом не сдан, за электричество будете платить, как  платила бы строительная компания.  Но ведь тогда речь шла только об одном месяце!  А счета с неподъемными суммами приходят уже год.

... и за строительную компанию  - тоже! 

Сначала ворох квитанций коммунальщики просто оставляли на подоконнике.  Представители застройщика рекомендовали жильцам не обращать на платежки внимания. Обеспокоенные новоселы — люди в массе своей добросовестные — даже написали  в прокуратуру. Оттуда пришел ответ:  пока дом не сдан, и нет  на руках документов на квартиру,  имеете  полное право не платить.  Но в том-то и дело, что оплачивать все коммунальные услуги жильцы готовы. Только по нормальным, человеческим тарифам.

— За свет мы первый раз заплатили по 4 рубля за киловатт час, как строительная организация, потом через три недели принесли новую бумажку —  уже за свет надо платить по 6 рублей.  - вспоминает Галина Малышева. — Я пошла спрашивать: «Почему по 6 рублей?»  Оказалось, строительная организация была оштрафована.  Но ведь штраф дали строительной организации, а не нам! Так почему же мы должны оплачивать ее штрафы?

Ответа на этот вопрос жильцы не получили. Зато на Жуковского, 36-а появились электрики и отключили свет. А потом еще раз, потом — еще. К отключениям  электричества здесь даже привыкли. Хотя страдают от этого и неплательщики, и те, кто добросовестно отдает каждый месяц круглую сумму.

— Я плачу за все, и у меня отключают свет. Я еду в «Энергокомфорт» и слышу, что мои проблемы прекрасно понимают, но ничего сделать не могут. Я  - заложник ситуации.  - рассказывает Юлия Суменкова. — Мне несколько раз уже отключали, а подключение — это дополнительные деньги.

В квартире Ольги Биджоевой, как и у всех «крайних», периодически нет света. А горячей воды нет вообще. Специалисты из управляющей компании вынесли вердикт: «Строительный брак!» и предложили исправить чужие ошибки. Естественно, за деньги хозяйки квартиры. Ольга Николаевна решила повременить. Пенсия составляет чуть больше 11 тысяч, и крупный ремонт в бюджет пока не вписывается. Дети пытались помочь — подарили и установили бойлер. Его пенсионерка  включает редко — страшно подумать, сколько там «набежит» по строительному тарифу. А ведь готовить тоже приходится на электричестве — газовые плиты проектом не предусмотрены.

— Электроплита прописана  в договоре.  - рассказывает Ольга Биджоева. — Но квартиры мы получили без них, я до недавнего времени готовила на портативной,  а сейчас мне подруга отдала старую плиту. И недавно мы узнали, что плит не будет, а должны дать компенсацию за них три — пять тысяч. Но  ее ведь никто не платит, то есть ни плиты, ни компенсации.

Но жильцы 16 квартир готовы закрыть глаза на практически на все недостатки  и  недоделки. Они хотят только одного — получить документы на свое жилье и стать полноценными владельцами собственных квартир.

С очень ограниченной ответственностью 

На Суоярвской, 8,  куда до недавнего времени по всем вопросам обращались жильцы злополучного дома,  - тишина. Охранник отводит глаза: «Ничего не слышал о такой компании...» Между тем именно здесь заключала договор на покупку жилья Оксана Кищук. Причем не с «Поларсипом», как жильцы первых трех этажей, а уже с другой организацией  - «Град Петра». Правда, достаточно зайти на страничку «Града...» в любом электронном справочнике, чтобы понять: компании находятся если не в родственных, то, по крайней мере, в близких отношениях.

У многих жильцов дома на Жуковского, сохранился сотовый телефон сотрудницы «Града Петра» по имени Ирина Леонидовна. В Интернете директором этой фирмы значится Ирина Леонидовна Якубова. Мы не утверждаем, что это одно и то же лицо, но решили спросить по телефону о судьбе многострадальной  новостройки.

— Мы сами покупали эти помещения у «Поларсипа», мы не строители, а такие же покупатели. — ответила нам Ирина Леонидовна. — А вообще, я не буду комментировать эту ситуацию, я имею право с вами не общаться!

Очевидно, представители компании считают себя вправе не общаться и  с людьми, купившими у них квартиры. По словам дольщиков, любые телефоны всех компаний перестали отвечать после того, как срок сдачи дома в очередной раз перенесли.  Зато интернет-поиск выдает множество адресов, по которым компания ООО  "Поларсип Петрозаводск" была зарегистрирована в разное время. Там же  - имена владельцев и руководителей и даже судебная статистика.

Вот только дольщикам эта и информация не поможет никак. Застройщик проигрывает суды,  а люди по прежнему живут в квартирах, которые не могут быть приняты в эксплуатацию. По мнению адвоката Леонида Автуховича, выход есть, но очень сложный и трудоемкий:

— С  юридической точки зрения возможен такой вариант: провести строительная экспертизу. Если она признает, что  дом безопасен, что  несущие конструкции и фундамент выдержат четвертый этаж, тогда дом может быть принят в эксплуатацию в  судебном порядке. Но в нашей  республике практики такой пока нет.

Проводить строительную экспертизу должны заинтересованные лица, например, жильцы крайних подъездов — кто может быть заинтересованнее, чем они? Оплачивать работу экспертов инициатором придется из своего кармана.

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости в нашем Telegram