Столица

Криминальный талант! 76-летняя бабушка из Петрозаводска умудрилась «кинуть» своих знакомых на сотни тысяч рублей

В августе правоохранительные органы сообщили о том, что председатель одной из ветеранских организаций пойдет под суд за то, что обманула двух членов своей организации. Женщина взяла в общей сложности с них 600 тысяч рублей, обещала помочь в выделении и оформлении земельных участков, но так ничего для пенсионеров и не сделала.

Несколько раз нам удалось пересечься с подсудимой — Валентиной Петровной Клещенко — в коридорах суда, до начала заседаний. И каждый раз она была так возмущена происходящим, что ненароком закрадывались сомнения: а точно ли на скамье подсудимых преступница?

Впрочем, чем глубже мы вникали в это дело, тем очевиднее становилось, что мошенница из Клешенко, может, и так себе (иначе бы, наверное, смогла избежать уголовного дела), а вот актриса весьма талантливая.

Бесплатная земля

Согласно материалам уголовного дела, в 2014 году Валентина Клещенко предложила нескольким пенсионерам создать КРОО «Ветеран» якобы для того, чтобы у членов общества была возможность бесплатно получить земельные участки в местечке Сайнаволок, прямо на берегу озера.

Правда, вскоре «бесплатная» земля потребовала денег: на землеустроительные работы и оформление документов. Так, одна из членов КРОО передала Валентине Петровне 100 тысяч рублей, а другая – 500 тысяч. Сколько отдали остальные члены, история умалчивает. Обманутыми на данный момент себя сочли только двое.

— Остальные свято верят Валентине Петровне и все еще ждут свою землю, — говорит Мария, дочь одной из женщин, признанной потерпевшей по делу.

Это она обратилась в правоохранительные органы, узнав, что ради получения указанных участков земли ее мама заложила квартиру.

О том, что земли, обещанные Клещенко членам КРОО, в принципе не подлежат выделению, Мария узнала уже в процессе следствия. Специалист управления земельных ресурсов администрации города, выезжавшая вместе со следователем и родственниками потерпевшей на место предполагаемого выделения земельных участков, сообщила, что все указанные участки находятся в «рекреационной зоне прибрежных территорий» и предоставление их в собственность либо в пользование запрещено. Кроме того, там произрастают ценные породы деревьев, что делает невозможным осуществление строительства на указанных территориях.

— Никогда бы и в голову не пришло, что человек, с которым мама все время вместе, который вхож в наш дом, может взять и так жестоко «кинуть», — признается Мария.

Родственники потерпевшей говорят, что когда Валентина Петровна собирала членов КРОО «Ветеран», рассказывала им про какой-то грант на строительство, про деньги, которые правительство Карелии ей задолжало, про свои большие связи… Она вообще очень много говорила. И каждый раз с упоминанием фамилий больших чиновников.

— При этом как бы члены общества ни просили ее показать документацию на землю, на этот грант, она ни разу не предоставила им ни одного документа, – говорит Мария. — Достанет какую-нибудь бумажку, взмахнет ею и тут же убирает ее обратно. Она просто вешала им лапшу на уши… Когда мы задали ей вопрос: «Валентина Петровна, почему старики?» Она, совершенно не тая, ответила: «Если бы это были бизнесмены и я бы не возвратила им деньги, они бы порвали меня». А эти верят ей.

Сами виноваты

Валентина Петровна отказалась давать в суде показания и приняла участие только в прениях: чтобы и точку зрения высказать, и на вопросы не отвечать. Правда, понять, что она говорит, было затруднительно: разрозненные фразы, скачки с мысли на мысль, какие-то новые для уголовного дела фамилии и цифры… Понятное дело, виноватой она себя не чувствует. Напротив, женщина уверяет, что это она жертва ситуации.

— Урмаевой (это потерпевшая, мама Марии — прим. авт.) я сегодня не должна ни одного рубля (а следствием установлено, что 500 тысяч рублей — прим. авт.). Должна мне Урмаева. Ровно 368 тысяч, — заявила Валентина Петровна. – Она прибегала ко мне: дай восемь тысяч, дай шесть тысяч… Как можно было выдумать, что она принесла триста тысяч мне? Когда через неделю умоляла: «Дай мне сто тысяч, иначе у меня такие несчастья». И она у меня взяла 100 тысяч, 40 тысяч, 30, 10 и 20. И обещала вернуть через два месяца.

В том, что оказалась на скамье подсудимых, Валентина Петровна, как ни странно, винит Марию и ее сестру:

— Работа не пошла только из-за того, что лихорадило предприятие и шло вот это дело. Полтора миллиона надо было вот отдавать туда… Решался вопрос. Ничего не решился… А потом дети придумали, что в «Сане» виновата я.

Так уж сложилось, что квартиру потерпевшая заложила именно в строительной фирме «Сана». С пожилой женщины спросили справку о психическом здоровье и согласовали ей ежемесячный платеж за выкуп жилья в размере 21 тысячи рублей в месяц, прекрасно зная, что пенсия у нее всего 17 тысяч рублей.

—  Как можно было дать такой кредит? – недоумевает Мария. – Мы задали юристу «Саны» вопрос: «Зачем? Вы же прекрасно понимали, что человек будет не в состоянии платить столько ежемесячно. То есть вы заведомо понимали, что у нее будет отобрано жилье» Она сказала: «Ничего личного. Это бизнес». Мама сначала платила, а потом поняла, что это нереально, и перестала.

— Из чего хотя бы поначалу платила? – спрашиваем.

У дочерей женщины наворачиваются слезы. Их мама отнесла в ломбард все фамильные украшения, которые передавались из поколения в поколение. Помимо этого она набрала микрокредитов.

—  Мы с сестрой сняли с себя все золото, что у нас было, и в первую очередь закрыли все эти микрокредиты, — говорит Мария.

Но главные траты впереди: для того, чтобы выкупить мамину квартиру, им нужно заплатить больше 1 миллиона 300 тысяч рублей.

Валентина Петровна говорила, что не сразу и узнала, что ее подруга заложила квартиру. Но сотрудники «Саны» уверяют, что Клещенко всегда сопровождала пострадавшую и даже неоднократно звонила им с просьбой ускорить процесс получения кредита.

Ранее не судима

Оглашая приговор Валентине Петровне, судья обмолвился, что никаких отягчающих вину обстоятельств не установлено, что Клещенко имеет хорошие характеристики и не судима. Так уж сложилось, что за давностью лет Валентина Петровна действительно считается не судимой. В действительности же первый приговор ей был оглашен еще 20 лет назад. Тогда 56-летнюю Клещенко за «воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» и «незаконные сделки с валютными ценностями» впервые условно лишили свободы на один год. Судя по публикациям в газетах того времени, Валентина Петровна при выезде из России в Финляндию «забыла» заявить в таможенной декларации иностранную валюту и ювелирные изделия на сумму около 29 миллионов рублей.

Второе условное осуждение настигло предприимчивую пенсионерку спустя три года. Оказалось, что пока ее судили за первое преступление, она уже активно проворачивала второе. Совершенно в другой области.

Валентина Петровна тогда была директором коммерческой фирмы «Вавилон». И чтобы вытащить эту фирму из долгов, она решилась на «мазутную аферу».

Вот отрывок из статьи, опубликованной нашим изданием в декабре 1999 года:

«Власти Петрозаводска зимой 1996 года находились на грани отчаяния. Батареи отопления в квартирах едва теплились, а с поставками мазута были самые настоящие напряги – город хватался за любую соломинку и вел переговоры со всеми, кто брался помочь закупить топливо. Финансовая схема была простой: Петрозаводская ТЭЦ вдыхает в дома тепло, которое городские власти оплачивают векселями Октябрьской железной дороги. И если вексель имел номинал в один миллион рублей, то на рынке ценных бумаг его реальная стоимость была гораздо ниже. Поэтому ТЭЦ весьма неохотно принимала от мэрии векселя вместо «живых денег»: получался сплошной убыток – город гасил векселем миллион долга за тепло, а ТЭЦ могла купить на него мазута только на 600 тысяч. Совместными усилиями городской штаб и ТЭЦ искали поставщика мазута, готового забрать злополучные векселя как можно дороже».

Этим поставщиком и решила стать Валентина Клещенко. Причем она пообещала поставить мазут в обмен на векселя по их номинальности стоимости. Далее город передал ТЭЦ восемь векселей на огромную сумму в 8 миллионов разденоминированных рублей (тогда это были миллиарды) и списал с себя долг за тепло. ТЭЦ же в свою очередь заключила договор с фирмой «Вавилон» и вверила ей указанные векселя, надеясь получить за них мазут. И первая партия мазута действительно была срочно доставлена в Петрозаводск.

А вот остальные… 185 цистерн мазута до столицы Карелии так и не доехали.

Говорят, тогда Клещенко тоже открещивалась от всех обвинений в мошенничестве. На следствии и в суде она старалась прикрыться громкими именами руководителей города и республики: Сергея Катанандова и Виктора Степанова, которые, по ее словам, якобы были в курсе ее дел.

За хищение в крупных размерах путем мошенничества на сумму более 5 миллионов рублей Петрозаводский городской суд приговорил Валентину Петровну к шести годам лишения свободы с конфискацией имущества. Однако судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия изменила приговор на условное наказание без конфискации имущества.

Обе судимости давно погашены.

Сейчас Валентине Петровне Клещенко 76 лет. На этот раз ее дело рассматривалось под председательством судьи Хромых. Того самого, который за подписанное на основе решения комиссии специалистов постановление (в дальнейшем без каких-либо последствий отмененное) отправил в колонию на полтора года экс-главу администрации Прионежского района Светлану Чечиль. Светлана Всеволодовна никого не обманывала и ни на копейку не обогатилась, но судья счел, что ее исправление без изоляции от общества невозможно. А Клещенко, конечно, исправится.

По имеющейся у нас информации, на данный момент правоохранительными органами рассматриваются материалы, касающиеся еще ряда «подвигов» Валентины Петровны. И суммы там фигурируют очень приличные. Да и зачем ей, собственно, останавливаться, если деньги от поступков реальные, а наказание за них всегда условное?

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram