Людей поселили в новостройку, непригодную для жизни
Возле дома №36а по улице Жуковского нестерпимо воняло дерьмом. Две недели двор заливало стоками из канализации, в подвалах, говорят, жидкости было по грудь, она разливалась по окрестностям и дотекла до ближайшей школы. Из-за того что установленный в подвале теплоузел работает на электричестве, во избежание пожара его пришлось отключить. Так что ко всем прочим бедам жильцы дома остались еще и без тепла.
Жалко, жена не дожила
Сейчас поломка вроде бы устранена. Забитый участок трубы заменен, нечистоты уходят, запах постепенно выветривается. Скоро, наверное, подключат отопление. Но это, увы, не единственная беда многострадального сулажгорского дома. По словам жильцов, их дом является одной большой проблемой практически с самого начала его строительства.
Весной 2011 года Фонд «Госимущество» объявил о начале реконструкции бывшего детского сада на улице Жуковского в жилой дом. Цена квартиры в нем в среднем около полутора миллионов рублей. Часть квартир (около десяти) планировалось строить по сертификатам для ветеранов войны. Дом обещали сдать к новому году. Привыкшие доверять государству (а Фонд «Госимущество» – государственная структура) люди внесли деньги, но неожиданно строительство было переведено из государственного ведения в частное. Переделкой детсада занялось ООО «Поларсип Петрозаводск». Ту-то все и началось.
Сначала застройщики объявили о том, что пристроят к зданию еще два подъезда, потом принялись превращать чердак в жилой этаж, а затем строительство фактически остановилось. Дом не был сдан 31 декабря 2011 года. И в 2012 году он тоже не был сдан.
– Мы думаем, «Поларсип» потратил наши деньги на новый проект, – считают жильцы. – Вот им и стало не на что достраивать дом.
Многие люди, чтобы купить это жилье, продали свои квартиры в других районах республики или комнаты в коммуналках, взяли ипотеку. Они были готовы потерпеть несколько месяцев в съемном жилье. Но ведь несколько месяцев, а не несколько лет. Выплачивать ипотеку и одновременно платить за съем на протяжении двух с лишним лет многим оказалось не под силу. В конце концов некоторые начали въезжать в недостроенные квартиры.
– Жалко, жена не дожила, – говорит Василий Мякотин, 85-летний ветеран войны. – Я сам из Великой Губы, получил субсидию 1 миллион 200 тысяч, добавил 300 тысяч своих денег и 5 марта 2011 года заплатил в Госфондимущество. А потом два года мыкался. Ездил из Медвежьегорского района сюда по 300 километров, узнавал, когда же можно въехать. Жена все спрашивала: «Что там, Василий, сделано?» А что я мог ответить? Ничего. «Ох, – говорила, – как долго». И не дождалась. Умерла. А я зимой сюда заселился. Тут раковина была и больше ничего. Холодно. Завернешься в два одеяла, ляжешь под батареей, так и греешься.
Фальшивый потолок
Летом 2013 года два подъезда дома были введены в эксплуатацию. То есть квартиры в этих двух подъездах были признаны годными для жизни.
– Издевательство какое-то! – говорит Татьяна Малыгина. – Все стены сделаны из гипсокартона, они шатаются даже при несильном нажатии рукой. Трубы болтались, а в одной из них буквально зияла дыра. Полы были уложены на сырую землю. Первым делом людям пришлось их перестилать. Почти во всех квартирах уже отсырели стены, на них появилась плесень. При любом дожде подъезды заливаются водой, и вода доходит до электрического щитка. А зимой мы не сможем открыть дверь из парадной, она будет замурована льдом. Я писала и в министерство строительства, и представителю президента, и в прокуратуру, и в мэрию. Все вроде с нами согласны. Но ничего не делается.
Люди говорят, что они надеялись самостоятельно довести квартиры до ума за счет полученной от застройщика неустойки. Ведь по договору за задержку сроков строительства «Поларсип Петрозаводск» обязан заплатить пострадавшим солидные деньги. Граждане обращались в суд, выигрывали процессы, но получить деньги не могли, так как у «Поларсипа» на сегодняшний день на счету нет средств!
Три дня в августе в доме не было электричества. Отсутствует горячая вода. Отопление подключили на две недели позже, чем во всем городе, и уже на следующий день отключили из-за прорыва канализации. Вместо противопожарных датчиков в потолках просто просверлены дырки. В общем, совершенно не понятно, как такое жилье можно было счесть годным для жизни?
В министерстве строительства объяснили, что по существующим правилам государственный контроль за трехэтажными зданиями не осуществляется. Согласно проекту, дом состоял именно из трех этажей, и, значит, принимать его должно было не министерство строительства, а мэрия. Между тем любой может видеть, что сегодня этажей у дома четыре, и «Поларсип» уже продает квартиры на четвертом этаже. Как же так?
Оказалось, что для осуществления своих целей «Поларсип» провел несложную, но изящную комбинацию. Когда мэрия отказалась принимать четырехэтажный дом, застройщик обратился в Арбитражный суд и одновременно с этим сделал в квартирах на четвертом этаже навесные потолки. На высоте ниже человеческого роста. Таким образом, к моменту суда помещения четвертого этажа не выглядели жилыми. Суд обязал мэрию принять трехэтажный дом в эксплуатацию, мэрия покорно подчинилась, после чего «Поларсип» убрал фальшивые потолки, и дом вновь стал четырехэтажным.
Финт, конечно, красивый. Но ведь изменение этажности – не единственная претензия к дому. Как можно было принять дом с шатающимися и гниющими стенами, с заливаемыми подъездами и лежащим прямо на земле полом?! Любая комиссия должна была обратить на это внимание. В официальных ответах из мэрии написано, что они довольствовались актом о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и актом о соответствии построенного объекта проектной документации. Оба документа были подписаны «лицом, осуществлявшим строительство». А именно генеральным директором компании «БалтТехСтрой» Гладышевой. Иными словами, никакая комиссия городской администрации к этому дому не выезжала.
– Все документы, предоставленные нам подрядчиком, были в порядке, – объяснила начальник Управления архитектуры и градостроительства мэрии Петрозаводска Елена Ерошкина.
– То есть мэрия не осматривала дом?
– Мы работаем в соответствии с регламентом, подписанным главой. Мы не обязаны выезжать на объект. Согласно регламенту, вся ответственность лежит на подрядчике.
– А что будет, если подрядчик в своих документах… наврет?
– Не знаю. Я вижу, вы остались при своем мнении?
– А вы? Вы правда считаете, что это нормально – принимать не дом, а документы?
– Я не обязана отвечать на этот вопрос.
Получается, мэрия осуществила приемку не дома, а документов, касающихся дома, и, похоже, посчитала свою миссию выполненной. Жалко только, что людям приходится жить не на бумаге, а в реальных квартирах.
P.S. «Карельская Губернiя» обратилась за разъяснениями к руководителю компании «Поларсип Петрозаводск» Дмитрию Ларионову. По словам Дмитрия Ивановича, задержка строительства произошла по вине первого генподрядчика, который обанкротился и не смог продолжать работу. Все функции по поддержанию дома в порядке с нынешнего лета возложены на управляющую компанию «Выбор», которой, кстати, жильцы почему-то отказываются оплачивать коммунальные услуги. Мансардный этаж им разрешила пристроить сама мэрия. Ну а неустойку они обязательно заплатят. Как только на счету появятся деньги, так и заплатят. Вот только денег пока у них нет.
P.P.S. В ответе на одну из жалоб жильцов, подписанном первым заместителем Главы РК Громовым, сказано, что представителем компании «Поларсилсип Петрозаводск» на различного рода совещаниях выступал новый мэр Прионежского района, а в прошлом бизнесмен и депутат Алексей Лучин. Жильцы предполагают, что одной из причин неуязвимости «Поларсипа» могут быть высокий статус и приближенность к власти представителя фирмы.