«Мама, мы для них мусор!»: родители 20-летнего погибшего геодезиста боятся, что за смерть сына никого не накажут
28 октября в Псковской области на 433-м километре трассы Москва — Балтия случилась трагедия. Во время ремонта дороги самосвал насмерть сбил 20-летнего техника-геодезиста, петрозаводчанина Владимира Аристова, выполнявшего работы. Родители молодого человека боятся, что за смерть их сына никто не понесет ответственности и случившееся признают несчастным случаем.
Владимир Аристов в прошлом году с красным дипломом окончил автотранспортный техникум по специальности "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов". После он пошел в армию, а летом, когда вернулся, сразу же устроился на работу в фирму ООО «Технострой».
Сначала Владимир был простым разнорабочим, но в начале октября его перевели в техники-геодезисты. Как говорит мама Владимира Ольга Аристова, работал ее сын по 12 часов в день практически без отдыха и сна.
— Получал он 40 тысяч рублей. Помню, он мне позвонил и сказал, что теперь он техник-геодезист. Но никаких приказов о повышении он не подписывал. Я хочу, чтобы все знали, что договоры с рабочими в «Технострое» подписывают в одностороннем порядке. То есть случись что, рабочие не смогут доказать, что они трудились в фирме. Так и мой сын. Когда устраивался на работу, у него попросили паспорт, ИНН, СНИЛС. Наверное, на случай, если придут какие-то проверки. А так Вова получал зарплату в Петрозаводске. Жил он там и приезжал сюда, хоть и редко.
Тот страшный день, когда потеряли сына, родители Владимира не забудут никогда. Папа молодого человека — Александр Аристов — живет в Санкт-Петербурге, а мама — в Кварцитном, недалеко от Петрозаводска. О трагедии Александру сообщила его мама, бабушка Вовы. Мужчина сразу же отправился к месту, где погиб сын.
— Я узнал обо всем после обеда в пятницу, 28 октября. Спустя три часа после случившегося. Начальник по технике безопасности фирмы Борис сказал Ольге, что тело из морга можно забрать только в понедельник. Но я сам позвонил в морг, и там мне ответили, что приезжать можно хоть сегодня. И я поехал... До 8 вечера Борис обсуждал со мной случившееся и пообещал, что фирма материально поможет. Но 29-го утром в агентстве ритуальных услуг мне озвучили сумму в 65 тысяч рублей. Нужно же было доставить тело Вовы в Петрозаводск. Пришлось срочно искать и занимать деньги. В таком состоянии вообще ничего не соображаешь. Но вроде бы вывернулись. Потом уже нам возместили некоторые расходы. Но слов соболезнования мы ни от кого так и не услышали.
Как говорит Александр, в тот день на том смертельном участке дороги Владимир работал только в компании водителя, а рядом не было человека, который должен регулировать движение техники. Свидетель случившегося, другой рабочий, который находился в 200 метрах, видел, как самосвал, у которого не работали габаритные огни, задним ходом буквально вдавил Владимира в прибор.
— Как мне рассказал Андрей, главный свидетель случившегося, водитель даже не понял, что произошло. Он выбежал из машины в шоковом состоянии и начал говорить, что что-то раздавил. К месту сразу же все сбежались, вызвали техника, который починил габариты... А уже потом мне сказали, что за 30 минут до трагедии водитель сбил несколько колышек на участке и работать вышел вторую смену подряд!
Сейчас делом занимается Следственный комитет Псковской области. Но, как говорит Александр, по его данным, пока что ни одного свидетеля не было опрошено. А ведь есть люди, которые видели все своими глазами и их воспоминания пока что свежи, а соседи по квартире, где жил Владимир, могли бы рассказать, в каких условиях в фирме трудятся рабочие.
— Недавно я позвонил следователю, а мне сказали, что дело могут переквалифицировать как несчастный случай. Мол, сын мой был простым пешеходом. Я не понимаю, как такое может быть! Это же халатность! По вине людей, которые не следят за порядком и не обеспечивают безопасность, гибнут люди, молодые парни!
В медицинском свидетельстве о смерти, которое выдали родителям Владимира, написано, что смерть наступила в результате несчастного случая на производстве. Александр и Ольга надеются, что этот аргумент следствие не упустит из виду.
— Один раз я приезжала к сыну. Помню, говорю ему: «Миленький, будь аккуратнее». А он мне: «Мама, мы для них мусор, я же это понимаю». Я хочу предупредить всех родителей, ребят о случившемся. Пусть себя берегут. И пусть больше такого не повторится!
В 2014 году в той же фирме «Технострой» произошел другой трагический случай. Тогда в Новгородской области рабочего, 25-летнего петрозаводчанина Ярослава Останина, раздавил дорожный каток. Как рассказал нам брат погибшего Егор, наказания за эту чудовищную трагедию так никто и не понес.
— Уголовное дело не было возбуждено. Виновным признали моего брата. Словно это был просто несчастный случай.
— У них как проклятие какое-то — каждый сезон по смертельному исходу как минимум, обычно из-за несоблюдения техники безопасности, — рассказал нам бывший работник фирмы «Технострой». — Руководство о сотрудниках не заботится совершенно — люди выходят на линии даже без спецодежды! Хотите себя защитить — покупайте сами! Эти договоры в одностороннем порядке делались и при мне. Все понимали, что когда подписывают один договор, второго можно и не ожидать. Головной офис фирмы находится в Санкт-Петербурге. В Карелии в Мелиоративном находится производственная база. А рабочие раскиданы по Северо-Западу. Возможно, просто никто не хочет заморачиваться и возбуждать какие-то дела. Это ведь растянется так надолго... Проще спихнуть вину на рабочего. Хотя после стольких смертей это уже странно.
В семье Аристовых остался младший сын. Он инвалид детства. Ольга Аристова понимает, что старшего Владимира уже не вернуть, но очень хочет, чтобы было возбуждено уголовное дело и продолжилось следствие.
— Помогите, пожалуйста, спасти других ребят, которые так же работают без заключения договоров и которых могут точно так же списать, как лишних...
Пока следователи разбираются в этой смерти и ищут виновных, мы хотим напомнить всем о безопасности на дорогах. Конечно, халатность многих работодателей играет огромную роль в гибели работников, но и самим сотрудникам не следует забывать о правилах безопасности на дороге. Тем более, если это место их работы. Ведь их жизнь в их же руках. Мы будем следить за развитием событий.