Столица

«Мама, мы окажемся на улице?» На деньги, выделенные мэрией, жители домов под Гоголевским мостом смогут купить только полублаг

У Ирины Барташевич и ее семьи трехкомнатная квартира в центре Петрозаводска. 67 квадратных метров — бывают «трешки» и поменьше. Дом, правда, с печным отоплением, но аварийным не признан. Словом, по меркам нашего города, жильцам этой квартиры едва ли стоит задавать себе и городским властям   жилищный вопрос. Но они задают. Себе  - один,  администрации Петрозаводска — множество. 

То же самое делают жильцы еще 53 квартир. Все они находятся в домах, которые предстоит снести ради реконструкции Гоголевского путепровода.

Полоса отвода

На языке горожан это пока еще дома № 37, 39, 41, 43, 45 и 49 по улице Гоголя. А в чиновничьей документации это место — часть полосы отвода, то есть территории, где развернется масштабная переделка моста, связывающего центр города с Перевалкой и Древлянкой. Правда, к самому путепроводу эти земли площадью более 5 гектаров прямого отношения не имеют. Как говорилось на публичных слушаниях в мэрии в августе прошлого года, на месте старых деревянных домов будут построены новые с подземными парковками и эксплуатируемой кровлей и офисное здание. Когда речь о реконструкции и сносе зашла впервые, жители «деревяшек» обрадовались. Казалось, появился реальный шанс получить новые квартиры. Потом выяснилось, что некоторым из них администрация действительно намерена купить жилье — тем, кто живет на  муниципальных квадратных метрах. Собственникам же полагается денежная компенсация, что тоже звучало неплохо.

 "Сколько-сколько?"

И вот на подъездах подлежащих сносу домов появились объявления, которых все ждали: собственники жилья приглашаются в мэрию с паспортом, свидетельством о собственности и номером расчетного счета. Надо сказать, ситуация с собственниками в семье Барташевич непростая, но достаточно распространенная. Квартира поделена между мужем Ирины, ее дочерью и детьми мужа от первого брака.

— Муж с дочерью пришли и услышали: "Жилья у города нет, вы должны согласиться на эту сумму, — рассказывает Ирина. —  Оказалось, что вся наша квартира оценена в 1 700 000 рублей. Из них на мужа и дочь приходится 1 200 000. На дочь несовершеннолетнюю — 700 тысяч и мужу — 500 тысяч,  в зависимости от доли. Эти суммы были нам названы как рыночная цена нашей квартиры. Мы прекрасно понимаем, что это жилье — не коттедж на Майами, но и с такой суммой  - по 26 тысяч рублей за квадратный метр, тоже не согласны.  Кадастровая стоимость нашей квартиры — 2 500 000. Почему же рыночная настолько ниже? Мы тогда ушли, никакого соглашения с администрацией подписывать не стали.

Точно так же поступили и все соседи Ирины. От городской администрации они получили три месяца на размышление. Потом надо будет или согласиться с предложенной  суммой, или обращаться в суд. Шансы выиграть процесс примерно 50 на 50.

— Я спросила у юриста, что будет, если мы проиграем процесс. Имеем ли мы право не выезжать из наших квартир? Она ответила, что в таком случае нас просто выселят судебные приставы  и вынесут наши вещи. И это несмотря на то, что в семье несовершеннолетний ребенок. Получается, что будь ты хоть трижды собственник, ты все равно абсолютно бесправен?

Сейчас Ирина хочет сделать еще одну экспертизу — попросить определить стоимость квартиры других оценщиков. И не исключает, что после этого все-таки пойдет в суд.

«Куда же нам теперь?»

Отчет об оценке рыночной стоимости, который Ирине и ее семье вручили в мэрии, составлен на совесть — многостраничный документ с графиками, таблицами и... сканами сайта бесплатных объявлений. Специалисты ГУП РК РГЦ «Недвижимость» не только расписали, как именно они проводили оценку дома, но и сделали подборку предложений с известного сайта, где продают абсолютно все. Вот, например, предложения о продаже квартир. Очевидно, предполагается, что новое жилье Барташевичи и все остальные будут искать именно здесь. Несколько страниц отчета посвящены тому, какое примерно жилье рекомендуется покупать жителям улицы Гоголя вместо идущих под снос  домов.

А вот аренда квартир. Те, кто не успеют до выселения купить новые, могут снимать жилье за свой счет. Стоимость месячной аренды колеблется от 10 до 25 тысяч рублей.

Мы решили выяснить, что Ирина с мужем и дочерью смогут купить на те миллион двести, что предлагает им мэрия. Искать будем, не превышая денежный лимит. Для справки держим в голове, что доли дочери и мужа Ирины вместе составляют 44 квадратных метра.

Вот первое предложение — 1-комнатная квартира в центре поселка Мелиоративный. Состояние обычное, бойлер. Сама квартира на 10 «квадратов» меньше.

А вот другая «однушка». Описание вдохновляет: «...косметический ремонт, очень тёплая, установлены пластиковые окна, есть балкон, поменяна вся сантехника, интернет, домашний телефон, из мебели остаётся встроенная кухня с плитой и вытяжкой, встроенный шкаф купе, очень дешёвый природный газ, тихие соседи; детский сад, школа и остановка в шаговой доступности, во дворе новая детская площадка». Даже два квадратных метра можно «отвоевать». Но уехать за этим придется из центра Петрозаводска в Новую Вилгу.

Да что там Вилга, в Пряже за эти деньги можно отхватить двухкомнатную квартиру, правда, маленькую — 32 метра. Зато в центре поселка Деревянное предлагают аж 4 комнаты.

Есть жилье и в Петрозаводске. Вот, например двухкомнатная квартира на Зареке. Фотографии весьма привлекательные. Только площадь совсем крохотная — 28 квадратных метров.

«А если я не хочу?»

— Мой муж здесь прожил 52 года, а теперь ему придется ехать на Птицефабрику или в поселок Кирпичного завода — только там мы сможем купить что-то, не очень теряя в площади, — расстраивается Ирина. -  Чиновники нам говорят: «Вы можете такой же „полублаг“ с печками приобрести!» А зачем нам шило на мыло менять, да еще в отдаленном районе? Лично мне от этой реконструкции ни холодно, ни жарко. А может, и лучше без нее - меньше машин под окнами.

Люди считают, что их вынуждают брать ипотеку или другие кредиты. Для того, чтобы купить старенькую благоустроенную двухкомнатную квартиру не на окраине Петрозаводска, семье понадобится еще как минимум полмиллиона. Эта сумма не всем покажется внушительной. Особенно молодым активным людям с хорошими должностями. А для жителей улицы Гоголя кредит — такое же ухудшение условий жизни, как и неравноценный обмен.

Ведь в этом случает одна из зарплат будет уходить на погашение задолженности. Одно дело, когда человек сам этого хочет и готов отвечать за свое решение. И совсем другое — брать кредит за несколько лет до пенсии не по своей воле, просто потому, что даже в Федеральной целевой программе не нашлось денег, чтобы расселить полсотни квартир без ущерба для жильцов.

Все здания, расположившиеся под Гоголевским мостом, весьма почтенного возраста. Один из домов построен в 1930 году, другие  - немного моложе. Если бы не реконструкция, их все равно пришлось бы расселять через несколько лет, но уже как аварийное жилье. Сейчас город закупает квартиры для жильцов ветхих домов по 40 с лишним тысяч рублей за квадратный метр. За несколько лет цена неизбежно вырастет.

Последний вопрос

Недавно 16-летняя дочка Ирины — а она является единственным несовершеннолетним собственником в «гоголевских» домах — задала родителям вопрос, который взрослые ждали и боялись услышать: «Мама, неужели мы окажемся на улице?»

РЕКЛАМА
ООО "ПРОФИ.РУ", ИНН 7714396093, erid: 2VtzqwQet7H
Срочные новости – в нашем Telegram