«Нам их нечем кормить». Социальный дом для одиноких пенсионеров в Петрозаводске внезапно перестал получать субсидии
Директор ООО «Моя бабуля» из Петрозаводска Наталья Ефимова опубликовала в соцсетях пост с просьбой об информационной помощи. По словам руководительницы социального дома для одиноких стариков, с декабря прошлого года их учреждение почему-то перестало получать субсидии Министерства социальной защиты Карелии, хотя «Моя бабуля» является официальным поставщиком социальных услуг в Петрозаводске — помещения организации находятся на улицах Фрунзе и Державина.
Перебои с субсидированием были и раньше, вынуждена признать Наталья:
Предоставлять социальные услуги по Федеральному закону № 442 могут не все, а лишь те поставщики, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг, — говорит она. — Вступить в данный реестр непросто. Это и опыт, и квалифицированный персонал, и особые требования к помещениям, в которых предоставляются услуги, и, разумеется, регулярные проверки всех министерств и ведомств. Но, к сожалению, это всё «красиво» в теории и на бумаге, а по факту субсидии приходится ждать по 6 месяцев.
Максимальная загрузка у «Моей бабули» — 72 человека. В основном это одинокие старики с минимальными социальными пенсиями, говорит Наталья. В «Моей бабуле» они живут, общаются между собой, обретают хобби и вообще радуются.
— Принцип работы какой: получателю выдается программка, где написано, сколько ему услуг в месяц положено, — говорит Ефимова. — Есть определенные тарифы: человек оплачивает их в размере 75 процентов от дохода. В конце месяца мы подсчитываем все оказанные человеку услуги, умножаем на тариф и подаем в Министерство социальной защиты разницу между нашими расходами и пенсией человека. То есть нам абсолютно всё равно, какая у человека пенсия — разница всегда возмещалась.
Но только не в этом году. В январе выяснилось, говорит Наталья, что денег в бюджете Карелии для «Моей бабули» нет.
В бюджете на 2021 год в Республике Карелия на компенсацию расходов коммерческим организациям (поставщикам социальных услуг, включенных в реестр) не заложено ни копейки, — продолжает она. — Совсем ничего. Даже строки такой нет. Шок. Шок в первую очередь у нас. На попечении 70 человек, 40 штатных единиц. Людей на улицу? У многих ни прописки, ни родственников. Сотрудников под сокращение? Едем в пансионат, предлагаем подопечным встать в очередь в бюджетные учреждения на всякий случай, чтобы не остаться на улице. Получаем категорический отказ. Во-первых, подопечных всё устраивает на 98%. Во-вторых, свои права знают. А в законе сказано, получатель вправе сам выбрать пансионат, а поставщик не имеет права отказать в приеме. Родственники с подопечными организуют инициативную группу. <...> В феврале нас нечем будет их [стариков] кормить!
Инициативная группа уже отправила свои обращения в карельскую прокуратуру, губернатору Артуру Парфенчикову и в Законодательное собрание республики. Оттуда, кстати, уже пришел ответ за подписью председателя Элиссана Шандаловича. Он пишет, что ЗС Карелии была проведена работа с правительством Карелии по решению вопроса. Но денег все еще нет, а вопрос на контроле у депутатов:
— По информации, предоставленной заместителем премьер-министра правительства Карелии по вопросам здравоохранения и социальной защиты Игорем Корсаковым, в правительстве Карелии подготовлены предложения по выделению средств субсидий для обеспечения поставщиков социальных услуг, являющихся юридическими лицами, которые будут рассмотрены в установленном порядке в ходе исполнения бюджета республики в 2021 году.