«Настя живет в общежитии уже 13 лет и с Олимпиады вернулась туда же». Родители олимпийской чемпионки о нужде, сбывшихся мечтах и дорогом BMW
Весь Петрозаводск следил за Олимпийскими играми в Рио и радовался победе нашей сборной России по художественной гимнастике. Еще бы! Капитаном команды в этом году стала наша землячка, 25-летняя Анастасия Максимова. Настя мечтала об этой золотой медали всю свою жизнь, и как только выпал шанс, награда высшей пробы стала ее. Но за каждым успешным спортсменом стоят сильные мама и папа. Мы отправились в гости к родителям Насти Максимовой и узнали, через что им пришлось пройти, чтобы помочь дочери добиться поставленной цели.
Ольга и Иван Максимовы живут в небольшой квартире на Кукковке. Все стены большой комнаты увешаны наградами и фотографиями дочерей. В семье спортсменка не только Настя. Ее младшая сестра Катя, которой сейчас 21 год, тоже художественная гимнастка, и пока единственная в Карелии имеет звание мастера спорта международного класса.
И Настя, и Катя уже много лет живут в Нижнем Новгороде в училище олимпийского резерва. Как вспоминает их мама, расстаться с дочерьми было сложно, и чтобы пойти на такой шаг, потребовалось много времени на раздумье.
— В художественную гимнастику девочек мы отдали еще совсем маленькими. Мы и подумать не могли, что из них вырастут чемпионки. Помню, Настя в 8 лет поехала на чемпионат России. Тогда тренер нам сразу сказала: «Вы ни на что не надейтесь, там девочки очень сильные выступают». Но Настя 3-е место заняла. И как-то с этого момента все и началось.
Тогда семья Максимовых еще не знала, насколько затратное это дело — художественная гимнастика. Практически на каждые соревнования требовались крупные суммы: на покупку билетов, на проживание, на еду, на костюмы для выступлений и предметы — скакалку, обруч, мяч, булавы, ленты. Чтобы немного сэкономить, мама Насти, Ольга, начала сама шить костюмы для своей дочери, а позже пришлось уволиться с работы из-за низкой зарплаты и заняться шитьем костюмов для гимнасток на заказ. Появилась возможность ездить к детям, которые находились в разных городах: Настя в Москве, Катя — в Нижнем Новгороде.
— Финансово было сложно. Мы работали с утра до ночи, да и сейчас работаем. Мужа я дома практически не вижу, он водитель и работает сутками, чтобы в семье были деньги. Обращаться за помощью к спонсорам бесполезно. Да и муж всегда говорит: «Оля, нужно рассчитывать только на свои силы». Я раньше работала врачом-психотерапевтом в онкодиспансере. Платили мало. Чтобы хоть как-то вытянуть детей, пришлось найти другой заработок. Ведь надо одной дочери деньги отправить, второй помочь. Все расходы спортсменов ложатся на плечи родителей.
— Настя — фанатка художественной гимнастики. Однажды она мне сама сказала, что хотела бы в училище поступить. Помню, это был сентябрь. Я полгода привыкала к мысли, смогу ли я остаться без ребенка. И только к февралю позвонила тренерам и сказала о Настином желании и своем согласии. Настя съездила в Нижний Новгород, прошла отбор. Помню, звонит мне и говорит: «Мама, меня взяли в училище, надо перевозить вещи».
Ольга неделю жила вместе с Настей в общежитии в Нижнем Новгороде, и только когда убедилась, что тренеры заботятся о спортсменах, поехала домой.
— Мы Насте сказали: если захочешь домой, звони, мы сразу же приедем, — вспоминает папа спортсменки Иван. — Но она позвонила и сказала, что все в порядке. По дому скучает, но из училища уезжать не хочет. Тогда не было мобильных телефонов, созванивались по стационарным 2 раза в неделю. Заранее договаривались о дне и времени. И Настя к назначенному часу уже дожидалась на вахте в общежитии нашего звонка. Дорого обходились все эти звонки, но что поделаешь.
Финансовую поддержку семье Максимовых карельское правительство оказало лишь пару раз. Когда Настя была еще маленькой, один чиновник сказал ее маме: «Ваш ребенок – достояние республики!» и выделил семье несколько тысяч рублей. Правда, денег хватило только на покупку билетов до места соревнований и обратно. И еще в 2013 году, когда Настя стала 3-кратной победительницей Универсиады в Казани, чиновники выплатили спортсменке и ее тренерам одноразовую стипендию.
— Так мы и жили. В нашем бюджете в основном все деньги уходили на спорт. На днях мне позвонил губернатор Александр Худилайнен, поздравил. Спросил, как дела. «Хорошо, раз вы спросили, я расскажу», — ответила я. И рассказала, что 5-кратная чемпионка мира, уже и олимпийская чемпионка живет в общежитии 13 лет! И с Олимпийских игр она вернулась в то же самое общежитие. В комнату, где живет вместе с сестрой. Катя в этом году окончила училище, а идти-то некуда. Насте подарили за золотую медаль автомобиль BMW X6, пообещали выделить участок для строительства дома. Но об этом уже лучше спросить у нее.
— О, вот Настя и фотографии прислала! – воскликнула Ольга, показывая фото Насти за рулем новенького джипа.
— Смотри, та гимнастка с водителем сидит, а наша-то сама за рулем поедет, — добавил папа Насти Иван. – Она права у нас получила в 18 лет. Я ее еще сам вождению обучал.
Квартира, в которой живут родители олимпийской чемпионки, уже 20 лет не видела ремонта. Вместо пластиковых окон – деревянные. Вместо тонкого плазменного телевизора – старый, напоминающий советский «ящик». Как говорит Ольга, хоть и обои старенькие, и линолеум уже истрепался — все это неважно. Были времена, когда в холодильнике лежали только укроп, грибы и картошка. А сейчас уже все хорошо. В семье всего хватает, а главное – есть кем гордиться!
За все время семья Максимовых была на отдыхе один раз — около 15 лет назад удалось съездить в Турцию. А так встречи с дочерьми происходят нечасто. Девочки стараются приезжать домой в Петрозаводск 2 раза в год, и каждый Новый год обязательно встречают с родителями.
— Сейчас мы с девочками постоянно на связи. Каждый день созваниваемся по несколько раз. Как говорит Иван, воспитание наших детей происходит уже много лет по телефону. Так и есть. Чтобы меньше скучать, стараемся больше работать.
Как говорят Ольга и Иван, они еще не осознали, что их дочь стала олимпийской чемпионкой. Ольга даже не смогла подойти к телевизору, обо всем происходящем из другой комнаты ей рассказывал муж.
— Я переживала всю Олимпиаду, наверное, почувствую эту победу, когда приедет ребенок. Надо ее обнять, медаль подержать. А Иван смотрел награждение дочери со слезами на глазах. Такая гордость... Все наши знакомые и незнакомые звонили нам и поздравляли Настю. Почти все плакали в трубку.
— А Настя у нас не волнуется, — рассказывает Иван. – Она знает, что нужно собраться и выложиться на все 100 процентов. Даже тренер Ирина Александровна Винер сказала: «Максимова стрессоустойчива. Ей не нужны занятия с психологом».
— В 2008 году Настя была первой запасной на Олимпиаде в Пекине, в 2012 году — второй запасной на Олимпиаде в Лондоне, — вспоминает Ольга. — Тогда Настя лишь сказала: «Такова, значит, моя судьба». А на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро она поехала уже в статусе капитана команды.
Сейчас Настя находится в Нижнем Новгороде, решает вопросы с учебой в университете. Из-за постоянных сборов, соревнований спортсменка уже несколько лет числится на 2-м курсе и никак не может закончить обучение.
— Поблажек никаких не делают. Настя – гордость своего университета. Если зайти на официальный сайт, про Настю там написано крупными буквами. Только вот навстречу ей педагоги не идут. По этому поводу Настя переживает. Но мы надеемся, что все разрешится, ждем ее скорее домой. Кстати, смотрите, вот у меня рисунки Настины сохранились и ее записка.
Ольга достала из папки бумажку, где красным фломастером написано: «Я мечтаю».
— «Я хочу заниматься художественной гимнастикой, стать чемпионкой мира и олимпийской чемпионкой, — зачитывает Ольга. – Хочу ездить на лимузине». Ну не лимузин, так BMW, - смеется Ольга. — Смотрите, все мечты сбылись. И кто бы мог тогда подумать…