«О том, что я убийца, я узнал из Интернета». Петрозаводчанину грозит 15 лет за преступление, которое он якобы совершил в Камбодже?
Вот уже почти 4 месяца 28-летний петрозаводчанин Дмитрий Сидоров находится в СИЗО. Молодого человека обвиняют в убийстве школьного друга Дениса Гончарова. Напомним, что эта громкая история произошла минувшим летом. Тело 28-летнего Гончарова нашли плавающим в канале, примерно в 400 метрах от популярного пляжа O'Tres в Камбодже. Именно там Денис жил последние годы. По данным правоохранительных органов, погибшему россиянину нанесли 30 ножевых ранений в спину, а затем перерезали горло.
В ноябре прошлого года карельские следователи задержали и арестовали предполагаемого убийцу Дениса Гончарова. Им оказался его школьный друг Дмитрий Сидоров. По версии следствия, в ночь убийства он находился вместе с потерпевшим, к которому приехал в Королевство Камбоджа за помощью в создании интернет-проекта, и в ночь с 18 на 19 июля, предположительно, в состоянии алкогольного опьянения на почве бытового конфликта нанес Денису многочисленные удары ножом в голову и шею. И в тот же день сбежал в Россию.
Некоторые карельские СМИ со ссылкой на свои собственные источники в правоохранительных органах сообщили также, что Дмитрий искал клиентов для бизнеса Гончарова, который занимался программированием, и тайно снимал квартиру по соседству с убитым за границей. А в последнее время Сидоров пытался одолжить у разных знакомых деньги.
Вроде бы в истории все сходится: давние друзья, один из которых более успешен, а другой, видимо, затаил на своего товарища какую-то злобу, что в итоге и привело к убийству. Но к нам обратились родственники Дмитрия Сидорова. Его сестра и мать озвучили совершенно другую версию произошедшего, которая заставляет усомниться в гипотезе, выдвинутой следователями. И все произошедшее выглядит уже не так однозначно. Но обо всем по порядку.
Странности начались с самого начала. Сначала Петрозаводский городской суд не стал заключать Дмитрия под стражу – не нашлось никаких доказательств и улик, которые указывали бы на то, что он виновен в преступлении. Но мама убитого Дениса Гончарова посчитала, что Дима может нанести вред ей и ее семье или уехать к родственникам в Белоруссию и скрыться от следствия, хотя к следователю он являлся по всем повесткам. И Верховный суд, согласившись с ее доводами, заключил Дмитрия под стражу. Молодой человек, не признавая своей вины, продолжает находиться за решеткой.
Школьные друзья
Дима и Денис учились вместе в 28-м лицее и всегда были друзьями. После окончания школы Дима поступил на физмат в ПетрГУ, а Денис, к слову, отличный IT-специалист, уехал из России. После окончания университета Дима переехал в Санкт-Петербург, устроился на работу. Затем из-за болезни отца вернулся в Петрозаводск, успел поработать в Финляндии, а потом, посоветовавшись со своим другом Денисом, переехал сначала в Таиланд, а затем к другу в Камбоджу.
Дмитрия и Дениса связывали не только дружеские, но и деловые отношения. Дима решил открыть свое небольшое дело в сфере рынка валют и заключил с Денисом договор о создании своего персонального сайта. За каждый этап работ Дима оплачивал Денису по 1000 долларов, что подтверждается документами. Сайт был создан. И никаких финансовых споров между молодыми людьми не возникло.
Нарекли убийцей
20 июля 2015 года у Дмитрия заканчивалась виза. Молодой человек хотел успеть до отъезда в Россию встретиться со своей девушкой в Таиланде и уже только потом собирался лететь в Санкт-Петербург. Парень предупредил всех своих знакомых о своем возвращении. Перед отъездом, вечером 18 июля Дима встретился со своим другом Денисом. Молодые люди отправились в бар. Около полуночи 19 июля по просьбе Дениса они вдвоем поехали на мопеде на пляж, где Денис хотел купить марихуану. За марихуаной к пирсу Денис оправился один, а Дмитрий остался с мопедом ждать на пляже. Не дождавшись Дениса, Дмитрий пошел его искать, но все было безрезультативно. Расспросы стоящих на пирсе девушек и таксиста никаких подсказок не дали. Тогда Дмитрий на мопеде поехал по возможному пути следования Дениса, но не нашел его. Телефон Дмитрий с собой никогда не брал, поэтому, вернувшись в отель, первым делом написал сообщение другу. После Дмитрий собрал свои вещи, отдал мопед и, рассчитавшись за аренду, выехал на такси до Пномпеня. В тот же день на самолете он полетел в Бангкок и встретился там со своей девушкой. А 20 июля Дмитрий на самолете отправился из Бангкока до Санкт-Петербурга.
Когда Дима прилетел на родину, то не мог поверить своим глазам. Весь Интернет пестрил страшными новостями о том, что в Камбодже в ночь с 18 на 19 июля был убит Денис Гончаров, а в его убийстве подозревается он, Дима Сидоров. При этом камбоджийская полиция за 1 день нашла убийцу, а местный суд вынес приговор.
— Мы были в шоке от случившегося. Привезли Диму в Петрозаводск и отправились к юристу. Юрист сказал ничего не делать, ведь что сделаешь в таком случае? Пойдешь в полицию и расскажешь, что в Интернете пишут, что ты убийца? Дела-то никакого нет. Пришлось идти домой, — вспоминает Алла Ивановна.
Больше месяца Дима находился в Петрозаводске, а затем уехал в Санкт-Петербург. Несколько месяцев было тихо и даже никто не вызывал его на допросы. Дмитрий не знал, что ему делать. В СМИ его окрестили страшным преступником, а родители и общие друзья убитого друга приняли считали его своим врагом. 20 октября история наконец-то получила хоть какое-то развитие: ворвавшиеся в съемную квартиру в Питере оперативники задержали Дмитрия.
Доказательств нет
Как позже выяснилось, девушка убитого Дениса Гончарова, китаянка Юам, стала главной свидетельницей по этому делу, и все обвинения основаны именно на ее предположениях. Девушка рассказала, что с Димой Денис провел последнюю ночь. И, значит, это он его убил. На этом, по словам матери Дмитрия Сидорова, улики заканчиваются. И никаких экспертиз камбоджийскими полицейскими проведено не было.
Уголовное дело поступило в МИД, а позже отправилось в карельский Следственный комитет. К делу были приложены иностранные документы — показания Юам с неофициальным переводом с кхмерского языка. Конечно же, карельские следователи не поехали в Камбоджу за установлением всех обстоятельств, а ограничились лишь показаниями Юам, которые им прислали, и показаниями мамы и еще одного друга убитого Дениса. Причем оба стали свидетелями лишь потому, что ссылались на слова китаянки. При этом ни одного свидетеля со стороны обвиняемого допрошено не было.
Уголовное дело возбудили по факту убийства. 22 октября состоялся первый суд об избрании меры пресечения, где Диму не стали заключать под стражу. Судья не только не нашел доказательств того, что преступление совершил молодой человек, но и усомнился в законности возбуждения уголовного производства. Дело в том, что, по закону, из Камбоджи дело должно было сначала поступить в Генеральную прокуратуру для всех проверок. Но каким-то образом оно миновало этот этап и напрямую попало в карельский следственный комитет.
Через несколько дней Верховный суд уже рассматривал апелляцию. В этот день Диме пришлось уйти из больницы, куда незадолго до этого его положили из-за сильной аритмии сердца. Суд удовлетворил требование следователя и все-таки заключил Диму под стражу.
— Мы подали апелляцию в Верховный суд России, — рассказывает адвокат Дмитрия Николай Иванов. – Реальных оснований заключать под стражу Дмитрия нет. Нет никаких доказательств в том, что преступление совершил он. Разве косвенный рассказ девушки убитого – это основание? На первом заседании я обращал внимание на противоречия в доводах следствия. С одной стороны, следователь утверждает, «что преступление было совершено в условиях неочевидности». С другой же – Дмитрия задержали на том основании, что «очевидцы указали на Сидорова, как на лицо совершившее преступление». Как такое может получиться? Верховный же суд не проверял и не оценивал обоснованность задержания. И с его решением мы не согласны. Почему Дмитрий сейчас находится в СИЗО? Мы предлагали залог, да и есть такая форма как домашний арест. В чем причина? Дмитрий почти 5 месяцев под стражей, а допрашивали его только 1 раз – 27 октября. Причем прерванный допрос так и не продолжили. Ходатайства были написаны, их рассмотрели, но пока так и не удовлетворили.
Все могло быть кем-то спланировано?
— Эта история полна странностей, но следователи почему-то их не видят, — говорит Алла Ивановна. — Например, в свидетельстве о смерти Дениса не было написано ничего, кроме даты смерти и его личных данных. Никаких экспертиз полицейские не проводили. Тело кремировали, потому что в Камбодже нет холодильников. Еще до смерти Дениса Дима мне рассказывал, что его друг был часто чем-то обеспокоен и мог ввязаться в какую-то темную историю. Может быть, все это – чей-то план? Кто-то задумал все так, чтобы подставить Диму? Да и Юам была непростой девушкой. Она росла в небогатой семье, и Денис даже собирался открыть на ее имя какой-то бизнес. Может быть, к преступлению причастна и она. Тем более в ночь убийства тревогу подняла именно Юам. Она начала писать маме Дениса, что тот ушел с Димой и долго не возвращался домой. К чему такая паника? Кроме этого, на сайт, который Денис создал для Димы, после смерти Дениса кто-то выходил. И это был не Дима, он уже находился под стражей. А кроме них двоих доступа больше ни у кого не было.
С доводами Аллы Сидоровой согласился и Николай Иванов. По мнению адвоката, нужно проверять все возможные версии, а не ставить точку на одной.
— Самое обидное то, что в наше время довольно часто россияне обвиняются в преступлениях, совершенных за пределами России. Когда наших соотечественников арестовывают и судят за границей, наш МИД всегда вступается и пытается поддержать россиян. Здесь же история обратная. Почему в нашей стране своих же людей пытаются бездоказательственно обвинить в тяжком преступлении? Такого быть не должно.
— Если выйти в Интернет, то можно увидеть жуткую статистику преступлений, которые происходят в Камбодже, — поддерживает Алла Ивановна. — Да что уж говорить, даже Диму однажды там успели избить. Кто знает, что там случилось с Денисом. Может быть, он ввязался в плохую историю. Страшнее всего то, что, не разобравшись, могут погубить жизнь невинному человеку. Возможно, камбоджийской полиции так удобно: русского убил русский, тем более в ночь убийства они были вместе. Что еще нужно? Зачем дальше там что-то расследовать?
— Пока что следствие за улики принимает то, что тело Дениса нашли недалеко от разбитого зеркала от мопеда. А мопед, который Дима сдал перед отъездом, в пункте проката в эту же ночь, отдали в ремонт, мол, на нем были какие-то повреждения. А утром мопед уже стоял починенный. Что это за спешка? В пункте проката десятки мопедов, а им понадобилось чинить его именно в эту ночь? И чинили ли они его вообще? Было ли там действительно разбито зеркало? Это еще раз подтверждает то, что преступление могло быть тщательно кем-то спланировано, чтобы подставить Диму, — добавляет Алла Ивановна.
Все предрешено
В Следственном комитете комментировать уголовное дело отказались, сославшись на тайну следствия. На днях Алла Ивановна была на приеме у руководителя карельского Следственного управления Юрия Бабойдо. По словам женщины, ей прямо сказали – есть дело, есть подозреваемый, значит, все решено. Но сдаваться Алла Ивановна не собирается, и уже подготовила обращение в администрацию президента России и в Следственный комитет Российской Федерации.
— Я сама лично поеду и передам это обращение. И сдаваться я не буду. Почему моя семья должна страдать? Почему мой сын должен сидеть в тюрьме за преступление, которое он не совершал?
Дмитрию Сидорову грозит 15 лет колонии строгого режима. Мы будем следить за развитием событий и надеемся на объективные действия следствия. Разве подстраховаться и продержать за решеткой невиновного – лучший выход? Есть ли в нашей стране презумпция невиновности или этот подход чужд и «работает» только на бумаге?
Во время подготовки нашего материала следователь все-таки внял просьбам Аллы Сидоровой и опросил двух свидетелей со стороны обвиняемого Дмитрия. Надеемся на объективное расследование этого непростого дела.