Столица

Операция «Ликвидация». Ради кого Мирошник решила закрыть самый дешевый автобусный маршрут в Петрозаводске?

В новом микрорайоне Древлянка-8 всего одна остановка — на самом выезде. На одной стороне улицы пассажиры выходят, а на другой — ждут транспорта. Тут же находится стоянка для отдыха, где паркуются автобусы. Жильцы новостроек — молодые родители, пенсионеры и школьники — каждый день беззаботно приезжают и уезжают, отправляясь на работу, в школу или в поликлинику. Многие из них, наверное, даже не подозревают, что через полгода с Древлянки-8 будет намного труднее выбраться. Но нависшая угроза ударит не только по ним. Коснется она и других горожан, которым придется с пересадками и переплатами перемещаться между разными районами. Виной же тому будет стремление связанных с Питером перевозчиков выдавить неугодный маршрут с рынка пассажирских услуг в городе.

Прикрылись троллейбусами

Этот подарок петрозаводчанам перевозчики сделают руками городской администрации. Именно она с 1 января 2018 года решила полностью отменить 26-й маршрут, который связывает Древлянку-8 с остальным Петрозаводском и позволяет без пересадок добираться с Перевалки до Кукковки или с Древлянки на Голиковку и Зареку. Причем за 20 рублей, а не за 25, как почти во всех остальных городских автобусах, которые, наверное, уже подняли бы свои тарифы до 30 рублей, если бы не 26-й автобус.

Что интересно, предложение ликвидировать популярный 26-й маршрут поступило от директора троллейбусного управления Олега Воронина. В недавнем прошлом он был частным перевозчиком и компаньоном скандально известного бизнесмена Николая Тараканова. Побыв во времена Александра Худилайнена директором «Карелавтотранса», в сентябре 2016 года Воронин переместился в муниципальное предприятие «Городской транспорт» — так официально сейчас называется троллейбусное управление.

Уже на второй месяц работы новый директор обеспокоился проблемой дублирования троллейбусов автобусами. Воронин предложил закрыть два маршрута: полумертвый 23-й, который питерское «АТП №4 «Тосноавто» давно перестало обслуживать, а заодно востребованный и популярный 26-й, который обслуживает петрозаводская компания «ТК АвтоПассаж».

Воронин даже привел цифры, насколько 26-й автобус дублирует троллейбусы — на 65,6% «четверку», на 46,8% «единицу» и на 41,7% «двойку». Получив такие данные, транспортная комиссия при мэрии без проволочек поддержала инициативу директора МУПа, который сам входит в ее состав. Поддержали ликвидацию и остальные члены комиссии, в которой находятся еще и представители Петросовета — Павел Сандберг и связанный с частными перевозками депутат от КПРФ Сергей Дьяконов.

Документы по ликвидации маршрута затем ушли в прокуратуру и контрольно-счетную палату города. Как по волшебству, оба ведомства не нашли в них ничего нарушающего интересы горожан или бизнеса, хотя одних лишают востребованного маршрута, а других — работы.

Одобрение надзорного органа и аудиторов позволило сити-менеджеру Петрозаводска Ирине Мирошник 29 мая подписать постановление об утверждении документа планирования городских перевозок, который предусматривает закрытие 26-го автобусного маршрута. Петрозаводской же фирме «ТК АвтоПассаж», которая обслуживает 26-й маршрут, в случае несогласия мэрия предложила обращаться в суд.

— Это были самые острые ситуации [дублирования], с точки зрения муниципального предприятия (троллейбусного управления — прим. авт.). И это начало работы. Мы не можем сразу все маршруты перекроить и изменить. Такую работу надо выполнять последовательно. Дальше работа будет продолжена в отношении других маршрутов, — пообещала Мирошник.

Людей не обманешь

Однако в своих заявлениях сити-менеджер, мягко говоря, лукавит, и в этом легко убедиться. Достаточно открыть сайт петрозаводской администрации, чтобы понять, что, вопреки словам Мирошник, 26-й маршрут — это далеко не самая острая ситуация дублирования.

Еще в ноябре 2013 года администрация Петрозаводска на своем официальном сайте опубликовала сводную таблицу с данными, какие автобусы и насколько дублируют троллейбусы. Если верить этим сведениям, 25-й и 12-й автобусы на 100% совпадают с 4-м и 1-м троллейбусами, отбирая у них пассажиров. На 82% дублирует 3-й троллейбус автобус-«тройка» и на 70% дублируют 6-й и 8-й троллейбусы 29-я и 27-я маршрутки.

— Полностью развести имеющиеся маршруты в Петрозаводске нельзя, однако можно убрать дублирующие. Например, те, где существует высокое (от 60%) или стопроцентное совпадение. Решение данного вопроса во многом зависит от депутатов Петросовета и руководства компаний-перевозчиков, — говорила по этому поводу городская администрация, предлагая, к слову, и другие меры, кроме закрытия маршрутов. Например, сокращение числа автобусов на линиях со 100-процентным дублированием.

Но в 2017 году городские власти во главе с Ириной Мирошник, похоже, забыли о том, что в 2013 году знала администрация при экс-мэре Галине Ширшиной. Или сделали вид, не знают этого. Однако горожан, по которым ударит отмена 26-го маршрута, Мирошник с Ворониным обмануть не смогли. Жители Древлянки и Перевалки не скрывают своего возмущения и готовы собирать подписи к врио главы Карелии Артуру Парфенчикову с просьбой повлиять на ситуацию.

— Знаете, что я думаю насчет того, что 26-й автобус якобы дублирует «единицу»? Полностью дублирует его не 26-й, а 12-й, бывший 41-й. Вот он действительно идет точно так же, как и «единица», и, извините меня, он, в принципе, на фиг не нужен, — поделилась своим мнением петрозаводчанка Марина Матвеева. — Я живу на Чкалова, где кафе «Виноград», а внук живет на Кукковке. Моя дочь тоже живет на Перевалке, а работает в сетевом магазине на Кукковке. Почему мы с середины Перевалки, чтобы попасть на Кукковку, должна идти две остановки пешком к «Сигме» либо до вокзала, чтобы там сесть на кукковский транспорт, либо ехать с пересадкой и дважды платить?! Мы, пенсионеры, каждую копейку и так бережем. Я готова сама подписаться за сохранение 26-го и еще человек 20 найду, а то и больше.

То же самое говорит и жительница Древлянки-8 Анна Костина. Петрозаводчанка уверяет, что без 26-го маршрута до нового микрорайона будет просто нельзя добраться в вечернее время и по выходным. Ведь 20-й маршрут, который тоже ходит до Древлянки-8, не соблюдает расписания, а проходящая через новостройки «девятка» до центра не едет. Не устраивает жителей микрорайона и перспектива ходить почти километр до конечной остановки первого троллейбуса на улице Хейкконена.

— Я беременна и, чтобы доехать от поликлиники домой, как-то в течение часа прождала 20-ку у «Находки»: она сюда не всегда заезжает. Потом я поняла, что на соседней остановке через 10 минут ходит 26-й, — рассказала жительница Древлянки-8 Анна Костина. — У 26-го в отличие от «двадцатки» есть расписание, и водители его соблюдают. Если надо встретить питерский поезд в 7 утра, я точно знаю, что в 6:20 и 6:40 придет автобус. Больше в эти часы у нас никаких маршруток нет. В выходные или вечером «двадцатку» вообще не дождаться: после 8 часов они очень плохо ходят, даже не приезжают на конечную. Единственный способ добраться до центра или еще куда-то после 9 вечера — это 26-й автобус. То же самое в крупные праздники — 9 Мая или в День города после салюта — можно уехать только на нем. Очень любят 26-й маршрут бабушки и школьники. Они могут за 20 рублей доехать до Ключевой или районов, через которые он проходит.

Маршруточное лобби идет на абордаж

Но для чего же мэрии приходится врать и изворачиваться, прикрывая ликвидацию 26-го автобусного маршрута заботой о троллейбусах? Ответ на этот вопрос лежит, можно сказать, на поверхности. Достаточно вспомнить, что закрытие 26-го маршрута поддерживают бывшие перевозчики — упомянутый директор троллейбусного управления Олег Воронин и депутат Петросовета Сергей Дьяконов, который не первый год работает в составе транспортной комиссии при мэрии.

По сути, и тот и другой лоббируют интересы частных перевозчиков, связанных с питерским бизнесом. Еще больше в этой роли преуспел спикер Петросовета Геннадий Боднарчук, который с 2015 года контролирует городскую администрацию во главе с сити-менеджером, а через своих друзей и компаньонов и пассажирские перевозки в городе. Об этом, кстати, хорошо знают многие петрозаводские водители. Правда, говорить на эту тему открыто они не решаются: уж слишком круты нравы хозяев этого бизнеса. Однако на условиях анонимности некоторые из водителей рассказали немало интересных подробностей.

Например, Александр Иванов (имя и фамилия изменены) не считает секретом, что ближайшие партнеры Геннадия Боднарчука — упомянутый бизнесмен и политик Николай Тараканов; совладельцы нескольких автопредприятий Виталий Вайганов и Валериан Праневич; депутат Петросовета, а в прошлом директор троллейбусного управления Вадим Сухарев (при нем предприятие накопило 60-миллионный долг и в 2013 году едва не кануло в Лету), а также некто Дмитрий Большак, который в криминальной среде был в прошлом известен под прозвищем Прокуратор.

Сегодня Большак вместе с Вайгановым и Праневичем контролируют основные городские маршруты и автопредприятия, а политическую поддержку им оказывает спикер Петросовета Геннадий Боднарчук вместе с депутатом Сухаревым и другими «примкнувшими к ним товарищами».

Эта группа друзей и приятелей занялась городскими перевозками в конце 1990-х годов и постепенно вытеснила многих конкурентов. Она же монополизировала рынок городских перевозок сперва под вывеской холдинга «Петролайн», которым руководил Тараканов, а позднее установила контроль над перевозками через нескольких разных фирм. Немало помогло этому и назначение главой Карелии Александра Худилайнена. В августе 2013 года во время конкурса на пассажирские перевозки почти все местные автопредприятия были вытеснены со своих маршрутов, которые тогда достались друзьям Боднарчука и фирмам, связанным с «Питеравто».

— В лихие 90-е, по слухам, эта компашка занималась «рэкетом» из ларьков на Древлянке, — рассказал водитель одного из маршрутов Александр Иванов. — Когда пришло время легализовываться, избрали целью маршруточный бизнес и потихонечку начали вытеснять с маршрутов других. Я уже не помню всех названий фирм того времени, но первым выдавили с 4-го и 14-го маршрутов, наверное, Физика (получил кличку за очки, я с ним работал в АК-1126 водителем автобуса в позднем «совке», в 1990 году). Потом пошли остальные маршруты. У них раньше никогда не было своего автотранспорта. Набирали частников и «доили», а назначение Худилайнена дало им козырь в лице «Питеравто», у которого они тогда покупали за копейки потрепанные «Отойлы».

По слухам, при Худилайнене, в его бытность главой Гатчинского района [Ленобласти], были обанкрочены один или два местных автобусных парка, которые влились в одно большое «Питеравто», самую гнилую фирму из всех питерских. Слышал, что цена за один самовозгораемый «Отойл», на которых они вначале работали, была 50 тысяч. Этого хлама в Питере полно. Они получили их насовсем и брали с водителей по 5 [тысяч] рублей плана в день. С новыми [автобусами ПАЗ] сложнее, я думаю, они у них в лизинге. Наверное, «Питеравто» оформило, а они платят по счетам. Такой же план [обанкротить], наверное, был и на троллейбусное управление в Петрозаводске, но слишком много было шуму. Плюс избрали в 2013 году мэром Петрозаводска Галину Ширшину. Так что в тот раз у них ничего не вышло.

Воронина, само собой, волнуют не троллейбусы. Просто 26-й маршрут — бревно в глазу у этих людей. Он увозит ощутимую часть пассажиров «их» маршрутов [5, 12, 17, 19, 21, 22], а они из-за этого не могут поднимать своим водителям планы, — уверен наш собеседник.

Скажи, кто твой друг

То, что друзья Геннадия Боднарчука вместе с одной из известных питерских фирм заправляют городскими перевозками, нетрудно проверить. Эта информация находится в открытых источниках — на сайте мэрии и налоговой службы, где можно бесплатно получить выписку и Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Так, из девяти частных предприятий, которые сейчас оказывают пассажирские автобусные услуги в Петрозаводске, группа Боднарчука (назовем так условно его друзей и компаньонов) напрямую контролируют пять фирм, а через них 12 из 21 городских маршрутов.

Учредителями всех пяти ООО являются старые друзья и партнеры Геннадия Боднарчука. Они владеют от 60% до 100% уставного капитала в этих компаниях, что позволяет им полностью контролировать предприятия и закрепленные за ними маршруты. В том числе те, которым так мешает 26-й автобус. Вот полный список этих фирм:

  • «Транспортная компания» — 1, 21, 22-й автобусы, Дмитрий Большак (60%)
  • «АТП» — 2, 5, 8-й автобусы, Дмитрий Большак (60%),
  • «АТП 3» — 10, 19-й автобусы, Дмитрий Большак (60%).
  • «Авто Сити» — 12, 15-й автобусы, Виталий Вайганов (100%),
  • «АТП 2» — 4, 14-й автобусы, Валерьян Праневич (100%).

Да, среди руководителей и владельцев этих компаний нет самого Геннадия Боднарчука. Однако если почитать старые публикации карельских СМИ или посмотреть предвыборные сведения на сайте Центризбиркома Карелии, можно узнать, что до 2011 года Боднарчук был замдиректора в «АТП 2», которое обслуживает один из главных автобусных маршрутов Петрозаводска — «четверку» и его дублера 14-й.

Бизнес-связи Геннадия Боднарчука с «маршруточниками» прослеживаются не только в области автобусных перевозок. Они сохранились и в истории ликвидированной фирмы «Шоко» (деятельность ресторанов и кафе), которой Боднарчук владел напополам с Дмитрием Большаком. Из действующих фирм в их совместной собственности раньше находилось ООО «Облако» (сдача в аренду недвижимости), пока в 2014 году Прокуратор не избавился от своих 50% в этой компании.

Что касается Николая Тараканова, то сейчас он юридически не связан с городскими автобусными перевозками (в отличие, скажем, от республиканских). В последние годы он ударился в политику и почти перед каждыми выборами устраивает откровенную клоунаду. Однако его прежние бизнес-связи никуда не делись и остались в истории фирм, которые контролируют друзья Геннадия Боднарчука. Например, по данным ресурса «Коммерсантъ Картотека», в разные годы Тараканов был среди учредителей «АТП» и «АТП 2» и владел в них от 40 до 50% уставного капитала.

Кстати, то же самое можно сказать и насчет директора троллейбусного управления Олега Воронина, который был в прошлом соучредителем «АТП» и даже директором этой фирмы. Это лишний раз показывает его связи с группой Боднарчука, интересы которой он, видимо, отстаивает и в новой должности.

За 26-м пойдет троллейбусное?

И напоследок о связях с питерским бизнесом. Они вышли на поверхность еще в августе 2013 года, когда почти все местные перевозчики вылетели с городских маршрутов, которые достались «друзьям» Боднарчука. На этом же конкурсе один из лотов выиграла фирма «АТП № 4 «Тосноавто» — фактически дочка крупной транспортной компании «Питеравто» из Ленобласти. Она благополучно прошла и через конкурс в августе 2016 года, получив один из самых прибыльных маршрутов в Петрозаводске — 17-й, а также 27-й, 29-й и, что интересно, 23-й, который сама же перестала обслуживать.

Как известно, «Питеравто» предоставляло компаньонам Геннадия Боднарчука автобусы (сперва те самые «Отойолы», а теперь, видимо, и ПАЗики) и, скорее всего, тоже не очень радуется существованию 26-го маршрута. Ведь часть его пути совпадает с 17-м автобусом. Поэтому, устраняя конкурирующий маршрут, группа Боднарчука фактически помогает и старшим партнерам из Северной столицы.

Все вместе они — соратники Боднарчука и «Питеравто» — и составляют в Петрозаводске пресловутое маршруточное лобби, которое продолжает монополизировать рынок городских перевозок, сделав мэрию проводником своей воли.

Помимо 26-го маршрута они, по всей видимости, хотят пойти новым приступом и на троллейбусное управление, интересами которого сейчас прикрывают ликвидацию 26-го автобусного маршрута. Не зря же прошлой осенью его возглавил бывший перевозчик Олег Воронин, при котором предприятие снова стало плодить многомиллионные долги.

Однако об этом стоит как-нибудь поговорить отдельно.

Срочные новости в нашем Telegram