Столица

Пенсионерка, подавшая в суд на DeSheli, умерла, так и не дождавшись разбирательства

Мы уже не раз писали о том, какими методами в Петрозаводске сотрудники фирмы «Диол Косметик», распространяющей косметику DeSheli (о том, как мы сходили в этот салон и проверили все на себе, можно почитать здесь и здесь), убеждают своих клиентов приобретать их товар и брать многотысячные кредиты. Количество тех, кто считает себя обманутым (а это десятки человек), казалось бы, чрезмерное для нашего города. Почему же правоохранительные и надзорные органы делают вид, что все в порядке?

Сами виноваты?

– Как вам кажется, не пора ли уже полиции отреагировать на происходящее? – с таким вопросом мы обратились к председателю Карельского общества защиты прав потребителей Сергею Шубину.

– Давно пора уже, – уверенно отреагировал Сергей Викторович. – Вопрос этот поднимался нами еще год назад, в том числе и на уровне прокуратуры, но пока ничего.

За время деятельности в Петрозаводске фирмы, продающей косметику DeSheli, только в Карельское общество защиты прав потребителей обратились 46 человек, которые уверены, что чемодан с косметикой их вынудили купить преступным путем.

– А в чем незаконность их деятельности? – удивил вопросом на одной из пресс-конференций представитель Роспотребнадзора Карелии Александр Егоренко.

– А в чем законность? – попытались мы уточнить в ответ.

– Мы должны доказать, что они нарушают закон, – ответил Александр Анатольевич.

– А разве не нарушают? – недоумеваем мы и начинаем рассказывать, как все происходит на самом деле.

Навязывая свою продукцию, сотрудники фирмы уверяют, что речь идет исключительно о рассрочке платежа. Никаких кредитов и процентов по ним. На самом деле, проценты колоссальные. Пожилых людей просят не брать с собой очки. И ведь всем очевидно, для чего это делается: чтобы клиенты вовремя не смогли ознакомиться с условиями договора. Кроме того, сотрудники «Диол Косметик» обещают, что «счастливым» обладателям чемодана (или даже нескольких) с косметикой на протяжении года каждый (!) день будут делать бесплатные процедуры, чего в реальности не делают и не собираются. Помимо этого «абсолютно гипоаллергенная» косметика, как ее презентуют продавцы, периодически вызывает аллергию. Это значит, что полной информации о товаре в салоне не дают. Клиенты фирмы достоверно не знают, соответствует ли состав этих скляночек-баночек тому, что написано на их упаковках.

– Какая норма закона этими действиями нарушена? – уточняет Александр Егоренко.

– Здесь не норма закона нарушена. Здесь в полный рост 159 статья Уголовного кодекса Российской Федерации – «Мошенничество», – отвечаем представителю Роспотребнадзора и все равно не находим понимания.

– Начнем с того, что наши люди сами в этом виноваты, – поясняет Александр Анатольевич. – Мы уже ходили туда на проверки. К договору с юридической стороны не подкопаться. Вся информация о косметических средствах и их составе доведена в полном объеме. Я вас уверяю. Если бы могли их зацепить, мы бы зацепили.

– Подскажите, проводилась ли вами хоть одна экспертиза этой косметики? – уточняем мы.

К слову, жительница Челябинской области, у которой началась аллергическая реакция на косметику, смогла доказать суду, что истинный состав баночек DeSheli, которыми она пользовалась, не соответствовал тому, что на русском языке указывалось на упаковках косметических средств. А в Новосибирске выяснилось, что продаваемая косметика – подделка и поступала не из страны-производителя Израиля, как об этом твердят во всех салонах, которые ее продают, а из Украины. Возможно, карельские специалисты уже проработали все эти моменты и действительно выяснили, что в салоне «Диол Косметик» продается не подделка и в составе косметических средств находится именно то, что написано на их упаковках? Как бы не так.

– У нас в Петрозаводске нет такой организации, которая может провести экспертизу, – говорит Александр Егоренко.

– То есть по факту мы не знаем, соответствует содержимое этих баночек написанному на их этикетке или нет? – уточняем и выясняем:

– Ну… конкретно, конечно, мы не можем сказать. Но таких обращений, чтобы именно провести экспертизу, и не было.

Уважаемые сотрудники Роспотребнадзора Карелии, со страниц издания от своего имени (наш журналист в рамках подготовки статьи посетила этот салон и на собственном лице убедилась, что аллергические реакции на эту косметику есть) и от имени десятка читательниц, которые обратились в редакцию, мы просим вас найти способ провести необходимую экспертизу. Просим считать данную публикацию официальным обращением в управление Роспотребнадзора.

Не доводят до суда

– К нам в отдел поступает очень много обращений по этой косметике, – говорит начальник отдела по защите прав потребителей администрации Петрозаводска Ольга Захарова. – Как правило, это женщины пенсионного возраста. Перед новым годом были и мужчины пенсионного возраста, которые заключают подобные договоры. Мы со своей стороны тоже оказываем помощь в составлении первичных претензий, заявлений в суд. Одна заявитель у нас, не дождавшись суда, умерла.

По всем остальным заявлениям были заключены мировые соглашения. То есть обращения в суд по этой косметике в Карелии есть, а судебной практики нет.

– Потому что когда человек идет с грамотно составленной претензией, а потом и с иском в суд, они не хотят связываться, получать огласку какую-то, поэтому и нет судебной практики, – объясняет Ольга Захарова.

Но, возможно, эта практика все же появится. На днях мы встретились с одной из пострадавших от деятельности компании «Диол Косметик». Женщина не намерена подписывать мировое соглашение. Ее знакомая, которая подписала такой документ пару недель назад, давно о своем решении пожалела.

– Вышел человек от судьи и подсунул ей мировое соглашение. Первая часть вполне нормальная: о том, что они расторгают с ней договор купли-продажи, но вторая часть очень мутная. Получается, что проценты по банковскому кредиту она все равно должна оплатить, – рассказывает наша читательница. – Конечно, эта женщина очень расстроилась, что вновь воспользовались ее юридической неграмотностью. Поэтому я пойду до конца.

Психологическая обработка

Во всей этой истории удивляет позиция банков. По словам Ольги Захаровой, в городской отдел по защите прав потребителей неоднократно обращались люди пенсионного возраста, которые говорили о том, что платеж по кредиту за приобретенную косметику DeSheli у них, скажем, 10 тысяч рублей в месяц, а пенсия – 15 тысяч.

– Здесь следует говорить о том, что заключен договор с банком на неприемлемых для потребителя условиях, – поясняет Ольга Захарова. – В частности, остаток денежных средств даже меньше прожиточного минимума. Это уже повод писать претензию. У человека, если он заплатит этот кредит, не остается средств на пропитание и оплату жилищно-коммунальных услуг.

– Посмотрите, у меня в договоре указано, что мой доход в месяц составляет 30 тысяч рублей, – показывает нам документы одна из пострадавших. – А у меня пенсия чуть меньше 8 тысяч рублей. Кроме того, сказано, что в этой квартире я проживаю уже 2 года, а я снимаю ее всего три месяца. Указанные сотрудниками «Диол Косметик» данные не соответствуют действительности.

– Когда мы приходим в банк получать кредит, нам всегда предлагают заполнить анкету, где мы, в частности, указываем количество иждивенцев, заработную плату и прочее, после чего обрабатывается эта информация и банк отвечает, может он с нами заключить договор или не может. Получается, что когда люди приходят в «Диол Косметик», там могут заключить договор с кем угодно, – говорит Ольга Захарова. – К нам и безработные приходили, которые покупали у них косметику по банковскому кредиту. Там работают грамотные психологи, которые находят болевую точку конкретного клиента и все-таки понуждают заключить договор.

То есть все это понимают. И что сведения недостоверные, и что понуждают, но сделать все равно ничего не могут.

– Если рассматривать дело в суде, получается, что человек заключил договор в здравом уме и трезвой памяти, получив всю информацию, и с юридической точки зрения договор соответствует требованиям, маркировка соответствует требованиям, а то, что на неприемлемых условиях или под гипнозом – это для суда не основания, – поясняет Ольга Захарова.

Отступные

– Одна из последних обратившихся к нам за помощью клиенток «Диол Косетик» столкнулась фактически с вымогательством, – рассказывает Сергей Шубин. – У нее были заключены договоры на приобретение двух кейсов на сумму 126 тысяч рублей. Написали мы с ней претензию. В ответе, который ей пришел, было указано, что они готовы расторгнуть договор при условии возврата косметики, которая не была в использовании, и оплаты 15 тысяч рублей в качестве отступных. Это уже вымогательство, по большому счету. Вы нам 15 тысяч рублей – и мы расторгнем договор.

– И все равно не привлечь? – спрашиваем.

– Я направил клиентов в прокуратуру, – говорит Сергей Шубин.

– А прокуратура перенаправит их либо в полицию, либо в Роспотребнадзор, либо к нам в администрацию, – замечает Ольга Захарова.

О том, что сотрудники «Диол Косметик» требуют отступные от тех, кто желает расторгнуть договор с их салоном, говорят многие из пострадавших.

– Я подписала все, что они хотели, но не брала у них ни договор, ни эти чемоданы, – рассказывает одна из наших читательниц – клиентка «Диол Косметик». – За что они хотят получить с меня эти отступные? В ответе на претензию также сказано, что я должна оплатить стоимость открытых флаконов с косметическими средствами, а как я могла их открыть, если я чемоданы с ними даже из салона не выносила?

Эта женщина, как и многие другие, обращалась в полицию. И, как все ее предшественницы, получила от стражей порядка ответ, что в действиях «Диол Косметик» нет состава преступления.

А как же все признаки мошенничества? Ну разглядели же их в других городах России, где тоже с размахом работают продавцы косметики DeSheli. И там были возбуждены уголовные дела. Что мешает сделать то же самое местным стражам порядка? Мы обратились по этому поводу в УВД города Петрозаводска. И знаете, что нам ответили? Ничего. По телефону на эту тему с нами даже разговаривать отказались, а на официальный запрос, в нарушение федеральных законов, в том числе закона о СМИ, не ответили.

Срочные новости в нашем Telegram