Пенсионерка засудила санаторий «Марциальные воды» за недостатки в оказании услуг
Антонина Виткова и Владимир Сысуев – обычные пенсионеры. Когда они подавали в суд на первый курорт России и лучшую (так пишут в рекламных проспектах) базу отдыха Карелии – санаторий «Марциальные воды» – в успех мероприятия мало кто верил. Уж больно бескомпромиссно вели себя с ними сотрудники санатория. Словно были уверены: недовольные клиенты никогда ничего не смогут доказать. Многие вещи супруги действительно доказать не смогли, и, тем не менее, суд у здравницы они выиграли.
Незабываемый отдых
Напомним, что Антонине Витковой и Владимиру Сысуеву «посчастливилось» побывать на курорте в новогодние праздники. Путевка на 14 дней обошлась им в 76 тысяч 440 рублей. За эти деньги супруги могли прекрасно отдохнуть в каком-нибудь прославленном санатории Белоруссии, жарком Египте или съездить в Европу, но они выбрали «Марциальные воды».
— Муж настоял, — говорит Антонина Петровна. – Решили отдохнуть рядом с домом, попить водички из источника.
Теперь эта водичка, пожалуй, их единственное светлое воспоминание о курорте. Об остальном супруги предпочитают забыть.
— Первый раз праздновали Новый год, как бомжи, – вот так коротко, но емко охарактеризовал свою поездку Владимир Сысуев.
Куда ни глянь, ничто не соответствовало заплаченным деньгам: комната со старой мебелью, холодильник на трех ножках, пугающий постояльцев грохотом; плохо закрывающиеся двери, очень холодный пол; развешенные для чего-то в области ног светильники; остывшая еда (причем назначенных врачом диетических блюд, как правило, не было), «отзывчивый» персонал... Сотрудники санатория не реагировали даже на элементарную просьбу заменить перегоревшие лампы в люстре. Поэтому совершенно неудивительно, что никто из них ничего не предпринял, когда супруги попросили постелить на скользкий холодный пол в ванной комнате какой-нибудь коврик. «Не положено», — вот и весь ответ.
— Платить такие деньги за услуги такого качества – вот что действительно не положено, — решила Антонина Виткова и написала претензию директору санатория, попросив вернуть им с мужем половину стоимости путевки. Расчет был прост: во-первых, в таких же условиях, а то и лучше жили ее соседи по номеру, чья путевка стоила в два раза дешевле, а во-вторых, супруги, отравившиеся санаторной пищей, не смогли получить ряд оплаченных ими процедур.
Директор ответил отказом. И, конечно, Антонина Виткова могла смириться, спокойно уехать домой, а там попытаться забыть свой незабываемый отдых, как страшный сон. Но...
— Так делают все недовольные. Повозмущаются да уедут. Не хотят тратить силы и нервы на выяснение отношений с санаторием, — говорит пенсионерка. — Поэтому ничего и не меняется, поэтому они так и ведут себя с нами. Я решила идти до конца и обратилась в городской суд.
Не уехала
В исковом заявлении Антонина Виткова просила суд взыскать со здравницы разницу между оплаченными и фактически полученными услугами, моральный вред и неустойку за просрочку возврата, всего – более 70 тысяч рублей. Люди, с которыми они вместе отдыхали, согласились выступить свидетелями в суде. Так, Антонина Петровна рассказывала о том, что одной из отдыхающих в «Марциальных водах» на обед подали суп с тараканом. Эта женщина приехала на суд и подтвердила: таракан был. Только на слово ей никто не поверил. Поинтересовались, был ли зафиксирован инцидент с тараканом? Интересно, как его можно было зафиксировать, если пострадавшей не сочли нужным даже принести извинения?!
— Директор санатория просил суд вообще не выслушивать наших свидетелей, мол, они не специалисты, — вспоминает Антонина Виткова. — Хотя с каких это пор свидетель должен быть специалистом? Все эти люди отдыхали с нами в санатории и своими глазами видели, что происходило. Мы говорим, что отравились санаторной пищей, что было расстройство желудка и что обращались по этому поводу к врачу, который давал нам лекарства, а в ответ слышим: «Это нигде не зафиксировано, значит, никаких заболеваний у вас и не было». И ведь врач, главное, тоже доказывает, что все у нас было хорошо. Но с этим моментом как раз все понятно. Персонал находится в подчинении у директора. Что еще они могли сказать?
Всего было пять заседаний суда, на три из которых ответчик не явился. А в остальное время Антонина Петровна чаще всего слышала вопрос: «Чего ж вы от нас не уехали?»
— Да. Не уехала, — подтверждает пенсионерка. – Потому что договор составлен таким образом, что если прервать путевку, много теряешь в деньгах.
Муж предлагал перестать тратить свое время и нервы, прекратить судебную тяжбу: мол, Бог с ними, с деньгами.
— Но ведь дело не в деньгах, — говорит Антонина Петровна. – Это дело принципа. В бумагах, предоставленных санаторием в суд, было столько всего понаписано. Можно было подумать, что мы в раю жили. Меню приложили, печатью заверили. А ведь такого меню и в помине не было. Я к ним, конечно, больше никогда не поеду. Но кто-то ведь поедет. Может, они хоть теперь немного пошевелятся, изменят свое отношение к людям.
Мелким шрифтом
— Я хочу, чтобы вы предупредили людей, — говорит Антонина Виткова. – Если кто-то надумает ехать в санаторий «Марциальные воды», пусть очень внимательно смотрит договор. Вот я, например, подмахнула этот договор, даже не обратив внимания на приписку, что в случае возникновения каких-то претензий нужно будет обращаться в суд по месту нахождения ответчика. Вот и получилось, что обратиться я могла только в Кондопожский городской суд. Они это меленько в договор вписали, и я это подписала. А когда обратилась в Петрозаводский суд, то мое исковое заявление вернулось обратно, вот тогда-то я об этом пункте и узнала. Ладно, для нас Кондопога – это не так далеко. Можно и съездить. А если кто-то живет в Москве? Разве он будет ездить в Кондопогу на суд?
Указанный момент – не единственный в договоре, на который Антонина Виткова не обратила изначально должного внимания. В частности, в документах, предоставленных туристической фирмой, был указан номер комнаты – 301.
– Они могли написать 201, 101, 21… Людям, которые никогда не отдыхали в санатории, эти цифры ни о чем не говорят, – замечает Антонина Виткова.
А ведь именно из-за этого зафиксированного в бумагах номера супругам отказались поменять не устроившую их комнату: в регистратуре ответили, что ничем не могут помочь, так как в документах прописаны именно эти «апартаменты».
Антонина Виткова не обращалась к юристам. Женщина сама отстаивала в суде свои интересы. И ведь отстояла. С одной стороны суд пришел к выводу, что «несоответствие качества предоставленных услуг ожиданиям истцов при заключенном в письменном виде Договоре само по себе не является основанием признания услуг некачественными», а с другой стороны подтвердил, что недостатки в оказании услуг были. А именно: санаторием «Марциальные воды» не была предоставлена необходимая и полная информация об объеме и качестве процедур, о составе питания и условиях проживания. Картинки из Интернета не соответствовали действительности. Понятно, почему Антонина Виткова и ее муж по праву считают себя обманутыми людьми.
Суд встал на сторону супругов, хотя не все исковые требования были удовлетворены. Взыскать с санатория им удалось несколько меньше запрашиваемого (санаторий уже перечислил всю сумму бывшим клиентам). Однако, как говорит Антонина Виткова, дело не в деньгах.