Петрозаводчанка высудила у мэрии 100 тысяч. Чиновники посоветовали ей снять квартиру на эти деньги
Ситуация с домом № 59 на улице Ломоносова в Петрозаводске напоминает простую коммунальную задачу. Дано: печи разрушены, износ проводки — 85%, под полом много лет стоит вода, а через неделю-другую температура на улице опустится ниже нуля. Найти: как и где владельцам квартир этого дома пережить зиму. Решение квартиросъемщики пытаются отыскать уже несколько лет, с того самого момента, как их дом признан не просто аварийным, а непригодным для проживания.
Альбину Коршакову в администрации Петрозаводска знают хорошо. Весной 2016 года женщина выиграла у мэрии суд городской инстанции. Тогда петрозаводчанка потребовала предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма. Результаты экспертизы дома судей полностью убедили.
Здесь жить нельзя!
В заключении экспертов отражено все: провалы пола, перекосы потолка и стен, отсутствие чернового пола и сгнившие доски. Выводы: стены дома — в недопустимом (!) состоянии, фундаменты, чердак, полы и несущие балки — в аварийном. Дом — 54-летняя постройка — типовое для начала 60-х временное жилье. Строилось на четверть века, поэтому ни в прочность самого здания, ни в его комфорт никто не вкладывался.
На момент экспертизы здание было в худшем состоянии, чем многие дома, признанные аварийными, хотя сам таковым тогда еще не считался. Судьи с требованиями истицы согласились. Но Альбина Коршакова по-прежнему живет в разрушающемся на глазах доме. Всю прошлую зиму женщина ходила дома в сапогах — пол промерзает, потому что под ним много лет стоит вода.
Приглашенные печники отказались ремонтировать полуразрушенные печи — побоялись, сказали, что если тронуть печную конструкцию, то рухнут перекрытия. На днях МЧС Карелии разместило в Сети напоминание о правилах пожарной безопасности при эксплуатации печей. В них прямо описана ситуация на Ломоносова, 59: «Когда старый дом дает усадку, а печь, установленная на отдельный фундамент, не оседает. Вследствие этого разделки, расположенные на дымоходе, оказываются выше сгораемых конструкций перекрытий и чердака, что также нередко приводит к возгоранию!» Впрочем, топить печи жильцы дома боятся безо всякого предупреждения. Рассказывают, что им приходится самостоятельно подпирать несущие балки на чердаке, чтобы не рухнула крыша. Вот так выглядят самодельные подпорки: никакой гарантии они не дают, более того, находятся рядом с печными трубами, что категорически запрещено правилами пожарной безопасности. Но что еще можно сделать, люди не знают. Ремонтировать аварийный дом никто не будет. Так и живут: то ли крыша упадет, то ли пожар начнется.
Не стали даже браться за ремонт проводки электрики из управляющей компании. Туалетами пользоваться невозможно — в помещения уборных первого этажа провалились туалеты соседей сверху. Рассыпающийся фундамент жильцы дома пытаются собирать буквально по кирпичу.
Половина жильцов не выдержала, люди разъехались, кто куда смог. А Альбине ехать некуда.
В общей очереди
После суда на руках у женщины оказались два документа — решение городского суда Петрозаводска, обязывающее мэрию предоставить женщине благоустроенное жилье вне очереди, и постановление об исполнительном производстве, в котором говорится, что сделать это администрация должна в течение пяти дней. С тех пор прошло полтора года.
Как объяснили Альбине Коршаковой в мэрии, никакой речи о внеочередности не может быть вообще. Все петрозаводчане, выигравшие такие суды — а это и инвалиды, и дети-сироты, и жильцы таких же развалюх — оказываются в одной общей очереди.
— Очередь моя тогда была 157. За это время ни разу никакого жилья мне не предложили, — обижается Альбина Николаевна. — И сотрудники мэрии, и судебные приставы говорят: «Можете жаловаться куда угодно, все равно все жалобы вернутся к нам!» Я пыталась получить какое-то жилье в маневренном фонде, заявление написала еще 2 августа прошлого года.
Теперь номер очереди — 92. Маневренный фонд Альбине предложили дважды. Первый раз жилье оказалось на 4-м этаже, куда она, инвалид второй группы по заболеванию опорно-двигательной системы, просто не сможет подняться. От второго пришлось отказаться, потому что комната находилась в ужасающем состоянии.
— Дыры между окном и стеной толщиной с руку, в кухне полы проваливаются и заделаны железными листами, в ванной плитки на стенах все отпали и плесень на потолках и стенах, как и в прихожей и в кухне. Двери в комнату тонкие, как картон, — вспоминает Альбина Николаевна.
Но даже если бы комната выглядела иначе, по мнению юристов, маневренный фонд не может рассматриваться как надлежащий способ решения суда.
— Я же не прошу новую благоустроенную квартиру, — говорит Альбина Коршакова. — Я согласна на вторичное жилье, на полублаг, лишь бы с водопроводом, потому что не могу сама принести себе воды, и сейчас мне приходится платить тому, кто это сделает. За каждое принесенное и унесенное ведро.
Между тем только с начала 2016 года в отношении мэрии Петрозаводска возбуждено 212 дел об административном правонарушении за неисполнение судебных решений, касающихся предоставления гражданам жилья. По результатам администрация оштрафована на 9 280 000 рублей. На эти деньги предоставить Альбине Коршаковой жилье можно было бы 6 раз!
«Такие дела быстро не делаются!»
Еще одна попытка добиться исполнения решения суда — обращение к тогда еще и. о. главы республики Артуру Парфенчикову. С ним Альбина Коршакова общалась в социальной сети. Будущий губернатор предложил считать это личным приемом и сообщил, что для решения этого вопроса необходимо время.
«Вот на эти деньги жилье и снимите!»
Не дождавшись исполнения решения суда, Альбина Николаевна подготовила новый иск. На этот раз в Верховный суд республики. Женщина потребовала взыскать в администрации Петрозаводска в ее пользу компенсацию в размере 300 тысяч рублей за неисполнение судебного решения в разумный срок. Иск удовлетворен частично: по решению суда мэрия должна выплатить Альбине Коршаковой 100 тысяч рублей. Правда, к получению жилья петрозаводчанку это ни на шаг не приблизило.
— Когда мы были в мэрии, начальник жилищного управления Евгений Перов предложил мне на эти деньги снять квартиру, потому что у города нет средств, чтобы решить мой жилищный вопрос. — делится впечатлениями петрозаводчанка. — И добавил, что если я так сделаю и предъявлю мэрии счет, а потом так же поступят еще человек сто, то, возможно, государство и выделит деньги, чтобы город мог исполнять подобные судебные решения.