Петрозаводск может остаться без троллейбусов?
На прошлой неделе энергетики выполнили свою угрозу и начали отключать от электричества троллейбусы в Петрозаводске. Непопулярное решение коммунальщикам пришлось принять из-за большого долга – к концу сентября МУП «Городской транспорт» задолжало за электроэнергию почти 16 миллионов рублей. Что самое удивительное, Петрозаводские коммунальные системы заранее уведомили МУП «Городской транспорт» о том, что в конкретный день троллейбусы начнут отключать от электричества, но организация никак не отреагировала и не стала загонять транспорт в троллейбусное депо. Спасет ли разоренное предприятие процедура банкротства?
Пробки
В результате некоторые «рогатые» замерли прямо посреди городских улиц, перекрыв движение. Причем произошло это в центре города, да еще и под конец рабочего дня. На дорогах образовались пробки, проезд был затруднен, горожане негодовали. Но исполняющий обязанности руководителя «Городского транспорта» Андрей Афанасьев невозмутимо заявил, что троллейбусы в городе будут ходить до последнего, несмотря ни на что.
– Во-первых, пока троллейбусы ездят, мы делаем выручку, из которой платим зарплату сотрудникам. Во-вторых, у нас есть обязательства перед теми, кто купил проездные. А если вдруг троллейбус остановится посреди улицы, то с помощью «тягача» мы его отправим либо в депо, либо перекинем на еще не обесточенную линию, – объяснил Афанасьев.
Ситуация могла бы повториться и на следующий день, но, к счастью, во вторник троллейбусы в городе заработали. Надолго ли – большой вопрос. Галине Ширшиной удалось договориться с руководством ПКС о компромиссе. Но очевидно, что новому мэру вряд ли удастся одним ударом разрубить этот Гордиев узел и разом решить проблему, на которую годами старательно закрывали глаза. ПКС попытались урегулировать этот вопрос еще с прежним руководством города. И энергетикам пообещали 10 сентября на сессии городского Совета рассмотреть вопрос о выделении субсидии МУП «Городской транспорт». Но на сессии его не поднимали. Видимо, проигравшему выборы Николаю Левину было уже не до троллейбусов.
Примечательно, что три года назад сложилась похожая ситуация: существовавшее в то время Троллейбусное управление накопило 36 миллионов долга. Энергетики грозились отключить троллейбусы, но предприятие обанкротилось, так и не расплатившись. Поэтому в этот раз в ПКС решили действовать на опережение и не дожидаться, пока на МУП «Городской транспорт» запустится процедура банкротства.
Предприятие ждет проверка
– В прошлый раз, когда возникла подобная ситуация и мы пошли навстречу городу, 36 миллионов нам так никто и не вернул, – объясняют в ПКС. – Больше мы так поступить не можем.
Позицию вполне можно понять. Более того, должен «Городской транспорт» не только ПКС, но в том числе и самой администрации. Поэтому главный вопрос, который сейчас беспокоит мэра Галину Ширшину: как за четыре месяца предприятие, которому регулярно выделяли субсидии, накопило 90 миллионов рублей долгов?
Не так давно Ширшина уволила прежнего директора МУП «Городской транспорт» Вадима Сухарева. Правда, руководитель ушел на больничный и официально с должности его еще не сняли. Предприятие же ждет аудиторская проверка. Мэр обратилась в Арбитражный суд Карелии с просьбой ускорить рассмотрение заявления о банкротстве МУП «Городской транспорт», и сделать это как можно быстрее, а не 7 ноября, как было намечено. Тогда и внешний аудит можно будет провести раньше.
– Я очень надеюсь на то, что директор – господин Сухарев с пониманием отнесется к моему решению о расторжении с ним трудового договора, – пояснила Галина Ширшина. – Я планирую встречу с коллективом предприятия. Атмосфера там сейчас не радужная: люди ждут внешнего аудита для анализа финансово-хозяйственной деятельности…
О том, на каких условиях удалось достичь компромисса с ПКС, мэр распространяться не стала, решение еще не окончательное, впереди много работы. Главная задача сегодня – сохранение маршрутной сети.
– Мне не понятно, почему городской транспорт является убыточным предприятием, несмотря на то, что город осуществлял и осуществляет крупные денежные вложения,– добавила Ширшина. – Позиция ПКС понятна. Действительно, у городского транспорта есть обязательства. И они не выполнены. Ощущение такое, что, к сожалению, сейчас городской транспорт мало кому нужен, кроме жителей Петрозаводска.
Будущее под вопросом?
Мэр всерьез взялась за решение проблемы с троллейбусами. Нужно «лечить» предприятие. Для этого мэр дала поручение проанализировать схему маршрутов троллейбусов и даже предложила несколько вариантов, которые помогут увеличить пассажиропоток.
Казалось бы, это простая и очевидная вещь. Бывший директор предприятия Вадим Сухарев заявляет теперь, что он неоднократно обращался с предложениями изменить, оптимизировать маршрутную сеть, сократив дублирование троллейбусных маршрутов. Но прежняя администрация его не послушала.
И у Вадима Сухарева, и у его предшественников всегда было одно оправдание: себестоимость проезда гораздо выше, чем та цена, которую платят пассажиры. Отсюда и убытки. А разницу между реальным тарифом и тем, по которому ездят пассажиры, должен компенсировать городской бюджет. Создается впечатление, что другие варианты просто не рассматривались. Более того, имя теперь уже бывшего директора «Городского транспорта» упорно связывают с частными автобусными перевозчиками.
Сейчас мы имеем фактически разоренное предприятие, которое не спасет даже банкротство. Остается надеяться, что мэр Ширшина сумеет как-то переломить эту ситуацию. Ведь выживают же троллейбусы в других городах. Взять тот же Великий Новгород – там стоимость проезда составляет 16 рублей, и никто не жалуется, что это убыточно и возить за такую цену невыгодно.
Евгения Покровская