Столица

Платное важнее бесплатного? Родители учеников 48-й школы выступили против введения второй смены, а их упрекают в попытке выселить школу искусств?

695 подписей аккуратно подшиты в большую папку. Елена Красилова, председатель общешкольного родительского комитета, говорит: за каждую из них готова отчитаться лично. Родители учеников 48-й школы хотят только одного: чтобы их услышали и не считали смутьянами и провокаторами. С осени этого года между родителями и городским управлением образования тлеет тихий конфликт. Причиной стало известие о переводе нескольких классов на обучение во вторую смену. Сначала речь шла о седьмых классах, потом — о шестых, и наконец — о начальной школе.

48-й школы коснулась типичная для многих учебных заведений проблема — для всех учеников не хватает классов. Однако родители и педагоги считают, что решить ее можно, не отправляя детей учиться во вторую смену. Просто чиновники пошли по самому простому пути.

«Платное дополнительное важнее бесплатного обязательного?»

На самом деле необходимые кабинеты в 48-й школе есть. Просто 15 лет назад мэрия передала четыре кабинета школе искусств имени Балакирева в безвозмездное временное пользование. С тех пор по утрам помещения закрыты, а после обеда в них занимаются ученики школы искусств. А если бы в первой половине дня в этих классах могли заниматься ученики 48-й школы, вопрос о второй смене вообще бы не возник.

Председатель общешкольного родительского комитета Елена Красилова убеждена: не будь этих классов, всем миром искали бы другое решение. Но ведь кабинеты у школы есть, проблема только в том, что сейчас в них нельзя учиться.

Это даже Министерство образования пишет, что нам не хватает четырех кабинетов, — рассказывает Елена Красилова. — Не 10, не 20 помещений, а всего 4! Но ведь эти 4 класса у школы есть, и в первой половине дня они просто закрыты. Когда школа искусств получила эти помещения, в них сделали временные перегородки, чтобы получилось несколько маленьких классов. Если перегородки снести, второй смены можно будет избежать. Кабинеты  снова станут большими, и там смогут заниматься те самые начальные классы, которым иначе придется учиться во вторую смену. Необходимо просто твердое волевое решение привести эти помещения  в надлежащий вид, сделать их такими, какими они были бы до передачи. И тогда спокойно в первой половине дня там будут  учиться дети, а школа искусств — работать во второй.

Сейчас мы, родители, постоянно слышим в свой адрес: «Не трогайте школу искусств, вы на нее нападаете!» Но ведь мы не требуем, чтобы школу искусств, боже упаси, закрыли или отобрали у нее помещения, как это пытаются представить. Если есть помещения, которые пустуют утром, есть расписание занятий в школе искусств, согласно которому они в этих кабинетах до 14 часов не занимаются, так почему нельзя использовать их в первую смену для обучения начальной школы? Мы просто просим поделиться помещениями, которые и так принадлежат 48-й школе, и все!

И школа искусств, и администрация города, которая  является учредителем нашей, 48-й школы, против такого решения. Сотрудники школы искусств ссылаются на то, что в этих кабинетах хранятся музыкальные инструменты. Но, понимаете, для любого родителя право его ребенка на образование и место хранения инструментов — это понятия разных весовых категорий.  И нам не понятно, почему перевести десятки детей во вторую смену можно, а найти место, где будет храниться тромбон, нельзя.

Сейчас занятия в школе искусств начинаются в 13 и 15 часов. А как это будет выглядеть, когда появится вторая смена? В одном классе идет урок математики, а в другом играют на трубе? Ведь когда идут занятия в музыкальной школе, это слышно даже на улице! И как в таком случае быть со школьниками, которые учатся в школе искусств и при этом попадают во вторую смену? А если сдвигать на вечер занятия в школе искусств, то когда дети будут делать домашние задания и просто отдыхать? И еще один вопрос возникает у всех родителей: если во вторую смену идет ученик 3-го или 4-го класса, кто будет за ним присматривать утром? Дети еще маленькие, а возможность нанять няню есть далеко не у каждой семьи. И бабушки с дедушками, готовые помогать, — тоже.

 Многие родители говорят, что если их ребенок попадает во вторую смену, то им придется менять школу, потому что дети уже не первый год серьезно занимаются спортом или чем-то еще, а все дополнительные занятия всегда проходят во второй половине дня. И если ребенок не хочет бросать спорт, где уже добился каких-то успехов, то остается только один выход — переходить в школу, где будет первая смена и для него найдется место.

Мы встречались с директором школы искусств Валентиной Алексеевной Марковой. Она сослалась на решение городской администрации. Мы встречались с заместителем мэра Риммой Евгеньевной Ермоленко. Нам ответили, что решение о второй смене принято и обсуждаться не будет.

Римма Евгеньевна сказала, что в прошлом году школе искусств  выделялось помещение на первом этаже жилого дома на улице Гоголя. Но якобы жители были против, писали жалобы и здание передали кому-то другому. Но простите, значит, если жильцы одного дома против, то школу туда не переводят! А когда 700 человек (всего в школе более 900 учеников) просят просто войти в положение и поделиться кабинетами, которые находятся в нашем помещении, оказывается, что это невозможно?

Школа искусств оказывает платные услуги дополнительного образования. Ничего криминального в этом нет, ведь существует Федеральный закон «Об образовании». Но мы не можем понять, почему почему платное дополнительное образование оказывается важнее бесплатного обязательного.

Мы действуем в рамках закона: собрали подписи под просьбой не вводить в 48-й школе вторую смену и найти дополнительные помещения для школы искусств. С ним  обратились в администрацию и Министерство образования. Написали заявление в прокуратуру. Мы надеемся и верим, что эту проблему при желании можно решить на местном уровне. В самом деле, не обращаться же в приемную президента, чтобы нам разрешили учиться в этих четырех кабинетах?

«Никто под нас подстраиваться не будет!»

Родители в своей борьбе оказались не одиноки, их позицию разделяют и учителя. Учитель математики 48-й школы Максим Анатольевич Новиков считает, что вторая смена не пойдет на пользу ни школьникам, ни педагогам. «Родители все делают правильно!» — говорит преподаватель. И советует не останавливаться, пока не появится приказ или другой документ, говорящий о том, что в 48-й школе не будет второй смены.

Любой ребенок до 9-го класса —  он маленький. Родители утром уезжают на работу,  а ребенок остается дома один. Что он там делает — непонятно, — беспокоится Максим Анатольевич. — И поверьте мне, достаточно будет случаев, когда ребенок по каким-то причинам опоздает, а то и вовсе не придет в школу: заиграется,  ляжет спать и проспит, да мало ли что может случится!

Дальше:  уроки во второй смене заканчиваются около 18 часов. А не все наши ученики на Перевалке — кто в  Пятом  Поселке, кто на Голиковке, пока дети доберутся домой, они уже никакие. Уроки делать сил нет, а утром без родительского контроля не все третьеклассники подготовят домашние задания. Да и шестиклассники, поверьте, тоже.

Почти все дети занимаются дополнительным образованием: спорт, школа искусств та же. Нам сейчас говорят: «Мы под вас подстроимся!» Да, никто ни под кого не будет подстраиваться! Занимается ребенок плаванием, танцами или ходит в художественную школу — все эти занятия начинаются после 15 часов. И там никто не будет подстраиваться под одного ребенка из 48-й школы. Придется на этот год оставлять все дополнительные занятия. А пропущенный год — это очень много и в плане допобразования, и в плане учебы. Его потом очень трудно наверстать.

Расписание будет «плавать». Я занимаюсь расписанием и, конечно, буду стараться, чтобы дети могли раньше начать учебу и раньше освободиться. И если в какой-то день есть свободный кабинет, допустим с 12 часов, это надо использовать. Но ежедневно такая возможность вряд ли представится.

Последний раз школа работала во вторую смену в 1998 году. После было тяжело, но мы выживали и старались сделать все, чтобы к этому не возвращаться.

На самом деле эта проблема и ситуация вокруг нее довольно странные. Наши родители предложили собрать трехстороннюю встречу: два директора и школьный родительский комитет. Им обещали, что такой разговор состоится, но прошло уже больше месяца, однако встречаться с родителями никто не торопится.

Сотрудники школы искусств и родители учеников, которые там занимаются, говорят, что мы их выселяем. Это неправда. Заканчивает в 15 часов работу 48-я школа — пожалуйста, занимайтесь. Но эти четыре кабинета строились как помещения общеобразовательной школы, изначально они предназначались для наших учеников. Пока в этом не было необходимости, никто ни о чем не просил школу искусств. А сейчас мы уверены, что вернуть школе ее помещения  - это самый правильный и логичный способ решения всех проблем. И очень хотелось бы, чтобы управление образования слышало не только доводы директора школы имени Балакирева, но и аргументы наших родителей.

Максим Новиков подсчитал: если 48-я школа сможет использовать свои кабинеты совместно со школой искусств, то о второй смене не придется думать ближайшие несколько лет.

P. S. : После публикации нашего материала руководитель комитета социального развития Администрации Петрозаводского городского округа Римма Еромоленко опровергла информацию о введении второй смены в 48-й школе. «Решение еще не принято!»  - сказала заместитетель мэра.

Срочные новости в нашем Telegram