«Подглядеть за миром из других окошек»: как в Петрозаводске прошел фестиваль современного искусства «Первая ласточка»
В Петрозаводске с 9 по 12 мая на бывшем радиозаводе прошел уже шестой фестиваль современного искусства «Первая ласточка». Срок для неформального фестиваля серьезный, учитывая, что никем кроме зрителей и организаторов он не спонсируется. В этом году фестиваль объединил 90 художников, фотографов, дизайнеров и музыкантов. В основном из Карелии, но были авторы из других городов и стран. Рассказываем, что интересного было на фестивале.
Знакомые имена и традиционные формы
Те, кто исправно посещает «Ласточку», увидел на стенах знакомые имена карельских художников: Егор Щукарев, Виктор Мир, Кайя Юган, Александр Комиссаров. Повторялись и некоторые работы, хотя организатор Саша Шну, говорит, что они стараются отбирать каждый год новые работы.
— Повторяемся ли? Только в том смысле, что держимся того курса, что выбрали. Больше 50% работ — новые, — говорит Саша.
Техники в основном традиционные: живопись и графика. Были работы в смешанных техниках (коллаж), а также деревянные скульптуры. Показывают на «Ласточке» то, что присылают авторы, поэтому каждый год у зрителя есть представление, чем живет независимое искусство в этом году. Традиционно нет экспериментов с видео, но тут все зависит от авторов работ. Саша Шну говорит, что видео, увы, не присылают.
Запомнились трогательные и светлые работы иллюстратора Алены Голубевой. А еще барельефы Дарьи Ершихиной, которая работает в технике ботанического барельефа и скульптурной лепки.
Мотивация проводить фестиваль уже в шестой раз, несмотря на все трудности, по словам Саши, заключается в том, чтобы уйти от повседневности.
— Для меня это попытка уйти от всех бытовых условностей, выпасть из социальной группы, в которой прописан в силу законов пространства, времени, воспитания и образования, пообщаться с новыми людьми, подглядеть за миром из других окошек. Иначе боюсь поймать себя на осознании, что дни прибавляются друг к другу без всякого смысла, однообразно. Это как съездить в путешествие в страну, где никогда не был, — говорит он.
Нейросети и апсайклинг
«Первая Ласточка» — срез того, чем занимаются художники в Карелии сегодня. В том числе нейросетями. И это, пожалуй, самая обсуждаемая тема на вернисаже: можно ли считать нейросетевые изображения искусством? Не обесценивается ли в этом случае роль творца? Кто-то считает, что нейросети — уже уходящий тренд, а кто-то полагает, что за ними будущее.
— Часть «Ласточки» — это беседы об искусстве, и, кажется, надо провести беседу про нейросети. Я не специалист, а обычный наблюдатель, считаю, не стоит забывать, «что Гегезис — это Скайнет» , но одновременно это и участие автора, художника, человека — художественная обработка, цвет, композиция и сюжет. У меня не вызывает это особых эмоций, но могу воспринимать это как способ расширение фантазии. Могу предположить, что скоро нейросети выйдут в авангард, даже чисто по экономическим причинам. Нравится нам или не нравится, это существует и не надо выкидывать это из контекста. Лучше узнать об этом сейчас на «Ласточке», чем быть застигнутым врасплох, — говорит Саша.
Художник и организатор Виктор Мир, который раньше работал в традиционных техниках, представил на «Ласточке» даже свой манифест и приложил к работам описание.
— Подход объединяет творчество с передовыми технологиями, подчеркивая важность инноваций и экспериментов в современном искусстве. Такие работы могут служить не только источником развлечения и отдыха, но и стимулировать дискуссии о будущем искусства, роли технологий в культуре и влиянии искусства на общество в целом, — написал художник.
Стоит ли настолько буквально объяснять зрителям смысл и своих работ и контекст их создания или стоит ограничиться лишь самими работами — вопрос открытый. Как минимум, получается интересная дискуссия со зрителями.
В выставочном пространстве прошли также музыкальные выступления, лекции о музыке и моде и даже показы дизайнеров Маарит Рожиной, Марии Черепановой и Саши Лилаковой.
«Ласточка» продолжает быть независимой площадкой, которая живет за счет зрителей, то есть на деньги от продажи билетов. Саша говорит, что фестиваль готов к сотрудничеству с инвесторами, но им очень важно, кто именно хочет проспонсировать фестиваль, поэтому пока справляются своими силами. Именно поэтому, наверное, так важно этот фестиваль поддерживать и не пропускать, ведь независимых площадок для самовыражения в Петрозаводске практически не осталось.